СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школьный театр "Петрушка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукольный театр-искуство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств.При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ-кукла, и живописно-декоротивное оформление, и музыка -песня, музыкальное сопровождение.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школьный театр "Петрушка""»












Кружок « Кукольный театр».

Срок реализации 1 год.

Возраст 10 лет


Учитель: Гукова Валентина Михайловна











































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школьный театр «Петрушка»» для 4 класса разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Школьный театр «Петрушка»». Автор В. А.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение». 2011г.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе.

Проблема развития творческих способностей детей до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность. У человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Театральная деятельность - короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Именно театральная деятельность - является одним из средств развития творческого потенциала детей.

Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи программы:

- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать развитию и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка;

- формирование позитивной самооценки, самоуважения; учить детей навыкам сценического общения – главному процессу воздействия партнеров друг на друга;

- формирование культуры общения, стремления к творчеству, самореализации, интереса к искусству, познанию действительности в художественных образах, развитие воображения младших школьников;

- формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: подавлять в сердцах детей недоброжелательность друг к другу (при выборе ролей), уделять внимание взаимосвязанным действиям при сценическом общении детей, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров;

- развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, умение анализировать прочитанные тексты, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать способы изображения событий и характеры героев;

- формирование через театр интереса к русской художественной культуре, а также к культуре других народов мира;

- познакомить учащихся с театром как видом искусства, через игровые и тренинговые упражнения помочь учащимся избавиться от психологических зажимов и комплексов;

- развивать такие качества личности, как ответственность, коллективизм, коммуникабельность, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие.

В основу курса положены:

-тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

-обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

-построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.

-взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.

Пути достижения цели:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

В организации педагогической деятельности используются следующие принципы:

1. Научности, основанный на Системе Станиславского, которая в свою очередь представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.

2. Системности и последовательности;

3.Сознательности и активности;

4. Наглядности;

5. Доступности.

6. Междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)

7. Креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4. Демонстрационные

Методы обучения:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем

2) комментированное чтение;

3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

4) тренинги

5) чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием;

6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов содержания;

Сведения о сроках реализации программы.

Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 2 часа в неделю.

Всего на изучение кружка «Школьный театр Петрушка» в начальной школе в 4 –м классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю).

Распределение часов по годам обучения


№ п /п

Темы

Примерная

программа

Рабочая программа

Всег

Ауд

Внеауд.

Всег

Ауд

Внеауд

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.

2

1

1

4

2

2

2.

Устройство ширмы и декораций.


6

1

5

12

2

10

3

Особенности изготовления кукол.

8

2

2

16

4

12

4

Речевая гимнастика.

4

1

3

8

2

6

5.

Особенности работы кукловода.

6

1

5

12

2

10

6.

Выбор пьесы.

4

1

3

8

2

6

7.

Генеральная репетиция. Спектакль.

4

1

3

8

2

6

Итого


34

8

26

68

16

52


Возрастная характеристика группы:

Программа «Школьный театр «Петрушка»» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно – творческой деятельностью.

Возраст 10 лет.





Формы организации детского коллектива.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.


Неаудиторные

Встреча со зрителями

Репетиция и показ спектакля

Посещение театров, музеев, выставок

Тематические экскурсии

Просмотр видеофильмов

Прослушивание музыки

Конкурсы и викторины,

Работа с подручным материалом и изготовление бутафории.

Аудиторные

Репетиционные

Постановочные

Подведение итогов работы, обсуждение спектакля

3.Содержание программы.

1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.Устройство ширмы и декораций.

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорация, цвет, свет, звук, шумы и т. д.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.) Понятие о физико – технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установление ширмы и изготовление элементов декораций.

3.Особенности изготовления кукол.

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы – девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.) Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукольных персонажей.

4.Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи разных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. д.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа. Отработка (тренинг) сценической речи.

5.Особенности работы кукловода.

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста – кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.)

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизасцен и протяжённости всего спектакля.


6. Выбор пьесы.

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7. Генеральная репетиция. Спектакль.

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей ( подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимися начальных классов, дошкольниками; участие в смотре школьных кукольных театров.


4. Предполагаемые результаты реализации программы.


Предполагаемые результаты: взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Театральные ступеньки»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

  • Формирование установки на здоровый образ жизни.

  • Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Возбуждение интереса к занятиям театральным искусством.

  • Формирование адекватной дифференцированной самооценки.

  • отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

  • Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности

  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  • распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы).

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. ------Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


5. Формы и виды контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;

итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.


6. Методические рекомендации.

Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

Построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.

построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.

Использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.

Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных

и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными

стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,

положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:

- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;

- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.

- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.



















7. Описание материально-технического обеспечения программы.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

«Школьный театр Петрушка». Автор В. А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.


Д

2.

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2011 г.


Д

3.

Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2009 г.


Д

4.




5.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 г.

Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008


Д

6.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2010 г.


Д

7.

Энциклопедия для детей. Музыка. Театр. Кино./ В.А. Володин. -М.,: Аванта+, 2001.


Д

8.

Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002


Д

9.

Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии, 2011 г.


Д

10.

Мартынюк С. Костюм и маска – М.,: Астрель, 2008 г.


Д

2. Печатные пособия.

1

Бытовая культура. Театр / Логико - малыш. Обучающие печатные игры.

Д

2

Сюжетно – ролевые игры.Методики раннего развития УМНИЦА. Пальчиковый кукольный театр (набор с ширмой)

Д

3

Красная шапочка. Настольный театр. Маша и три медведя. Настольный театр. Бумажные фигурки для пальчикового театра.

Д

4.

Сделай сам сказку. Театр сказка. 5 наборов

Д

3. Технические средства обучения.

1

Мультимедийный проектор с программным обеспечением.

Мультимедиа - проектор.

1 шт.

1 шт.

2.

Фотоаппарат.

1 шт.

3.

Телевизор.

1 шт.

4.

Музыкальный центр.

1 шт.

4. Экранно-звуковые пособия

1.

«Театр кукол своими руками» (видеофильм).

Д

2.

«Карнавальные костюмы мистера Маски» DVD

Д

3

Театральные шумы звуковые эффекты mp3. Музыка в школе 2 класс пособие

Д

4.

« Основы актёрского мастерства» DVD

Д

5.

« Сценическая речь» DVD

Д

6.

«Сценическое движение пластика». » DVD

Д

7.

«Постановка детских спектаклей». » DVD

Д

8.

«Введение в литературу и искусство». » DVD

Д

5. Игры и игрушки

1.

Театральные куклы.

Д

2.

Маски.

Д

6. Оборудование кабинета.

1.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев


К

2.

Стол учительский с тумбой


Д

3.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


Д

4.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий)


Д

5.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала


Д