РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное Казенное учреждение
Управление образования Нерюнгринского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение имени Г.М.Василевич
села Иенгра Нерюнгринского района
Российская Федерация Республика Саха (Якутия) , Нерюнгринский район, село Иенгра, улица 50 летПобеды, дом 2 корпус 2. Телефоны (41147) – 23 – 118 (факс), 23-186
электронный адрес: s678996 yandex@.ru
Рассмотрено на заседании МО протокол № ____ от ___________ г. руководитель МО _____________ (подпись) | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________________ (подпись) / Т.В. Маркова___________ / | Утверждено Директор МОУ имени Г. М. Василевич села Иенгра _____________________ (подпись)/_______О.В. Попова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Аяврив икэнми»
Класс_1-2
Всего часов на учебный год 68
Количество часов в неделю 2____
ФИО__ Марков Евгений Михайлович
Категория _ высшая
Стаж работы_21 год
Учебный год __2021 - 2022
с. Иенгра – 2021
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Аяврив икэнми» на 2021/2022 учебный год для обучающихся 1-2 классов МОУ им. Г.М. Василевич разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача . Действует с 1 января 2021 года до 2027 года.
Учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом ____________ «О внесении изменений в основную образовательную программу начального, основного и среднего общего образования».
Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 18.05.2020) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, АО «Издательство» М., Просвещение, 2014.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.1.6.2.2.1 | Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина Т.С. | Музыка | 1-2 | АО «Издательство» Просвещение |
| Авторская программа по проекту Э.Б. Абдуллина "Музыка для всех". | Музыка | 1-2 | Программа подготовлена кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» |
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, так как именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
Умение исполнять простые и сложные вокальные произведения, обучение основам сценической культуры, работе в коллективе.
развивать индивидуальные творческие способности
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Реализация задач осуществляется через различные виды творческой деятельности:
- сольное и ансамблевое пение,
-слушание различных интерпретаций исполнения,
-пластическое интонирование,
-добавление элементов импровизации,
-движения под музыку,
-элементы театрализации.
-реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.
Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
2. Планирование результатов универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
3. Содержание
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год |
1. | Я и музыка (17ч) | 17 | 5 | 12 |
2. | Выразительность и изобразительность в музыке (17ч) | 17 | 5 | 12 |
3. | Музыкальная речь (34ч) | 34 | 10 | 24 |
|
4. Календарно-тематическое планирование работы
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
| Я и музыка (17ч) | | | | | |
1-2 | Знакомство с шумовыми ударными инструментами | Групповая игра | 1 | | | Презентация музыкальной игры |
3-4 | Имитация звуков с помощью муз.инструментов | Групповая и индивидуальная игра | 1 | | | |
5-6 | Песня в жизни человека | Групповая и индивидуальная игра | 1 | | | |
7-8 | Музицирование | Групповая и индивидуальная игра | 1 | | | |
9-10 | Танец и его роль в жизни человека | Групповая игра | 1 | | | |
11-12 | Интонации | Групповая и индивидуальная работа на улице | 1 | | | |
13-14 | Первый опыт музыкально - композиционного творчества | Групповая игра | 1 | | | |
15-16 | Марш и его роль в жизни человека | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | | | |
| Выразительность и изобразительность в музыке (17ч) | | | | | |
17-18 | Выявление маршевого, танцевального и песенного начала в образцах, в своем музыкально-композиционном творчестве | Парная и индивидуальная деятельность | 1 | | | |
19-20 | Развитие представлений о марше | Сольная и хоровая деятельность | 1 | | | |
21-22 | Музыка родного края: Гимн рф и рс(я) | Вокально-хоровая деятельность | 2 | | | |
23-24 | Песенные, танцевальне и маршевые интонации в якутской народной и проф.музыке | Групповая игра | 1 | | | |
25-26 | Итоговое обобщающее занятие | Групповая | 1 | | | Посещение концерта юных музыкантов |
27-28 | Знакомство с выразительными возможностями музыкального языка | Работа в ансамбле | 1 | | | |
29-30 | Выразительность и изобразительность в песнях | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | | | |
31-32 | Многообразие настроений, характера и чувств | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | | | Концерт в школе |
33-34 | Выразительность и изобразительность в танцах | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | | | |
| Музыкальная речь (34ч) | | | | | |
35-36 | Многообразие настроений, характера и чувств в танцах | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | | | |
37-38 | Выразительность и изобразительность в маршах | Музыкальная игра (занятие на улице) | 1 | | | |
39-40 | Мелодия как главная мысль | Групповая игра | 1 | | | |
41-42 | Средства передачи чувств и настроения человека | Актовый зал | 1 | | | |
43-44 | Темп как скорость движения | Парная деятельность. | 1 | | | |
45-46 | Выразительные и изобразительные возможности темпа и его изменений | Хоровая деятельность (занятие в классе) | 1 | | | |
47-49 | Создание зрительно-наглядных "Музыкальных портретов" | Групповая игра (занятие в классе и на улице) | 2 | | | |
50-51 | Характер движения как взаимосвязь темпа и ритма | Групповая и индивидуальная работа (занятие в актовом зале) | 1 | | | |
252-53 | Выразительные и изобразительные средства темпа и ритма | Работа в парах | 1 | | | |
54-55 | Динамика как громкость зучания музыки и ее изменений. | Групповая и индивидуальная работа | 1 | | | |
56-57 | Выразительные изобразительные возможности динамики | Просмотр презентации | 1 | | | |
58-60 | Тембр как окраска музыкального звучания. | Актовый зал | 1 | | | |
61-66 | Зависимость звучания от выора муз.инструментов | Актовый зал | 1 | | | |
67-68 | Выразительные изобразительные возможности различных инструментов | Актовый зал | 1 | | | Концерт в школе |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.
Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- «Программы внеурочной деятельности.
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л. – М., 1989.
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Перечень Интернет-ресурсов
http://www.solnyshko.ee/
http://www.uroki.net/
http://www.zankov.ru/
http://www.viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/photo
http://www.n-shkola.ru/
Справочные пособия, энциклопедии.
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания | Кол-во |
1 | | Музыкальный Энциклопедический словарь | «Советская энциклопедия» Москва | 1991 | 1 |
2 | Ю. Вайнкоп | Краткий Биографический Словарь Композиторов (6-е издание) | «Музыка» Ленинград | 1983 | 1 |
3 | С. Газарян | В мире музыкальных инструментов | «Просвещение» Москва | 1989 | 1 |
4 | В.Владимиров | Музыкальная литература | «Музыка» Москва | 1992 | 1 |
5 | И.Прохорова | Музыкальная литература зарубежных стран | «Музыка» Москва | 1990 | 1 |
6 | Э. Смирнова | Русская музыкальная литература | «Музыка» Москва | 1981 | 1 |
7 | И. Прохорова | Советская музыкальная литература | «Музыка» Москва | 1982 | 1 |
Печатные пособия
№ | Наименование | Кол-во | |
1 | Портреты русских композиторов | 1 комплект (20 шт.) |
2 | Портреты зарубежных композиторов | 1 комплект (20 шт.) |
3 | Изображения музыкальных инструментов | 1 комплект (8 шт.) |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
№ | Название | Кол-во | |
1 | CD/Фонохрестоматия по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 1-4 классы | 1 |
2 | CD/Фонохрестоматия по программе Д.Б.Кабалевского 1-4 классы | 1 |
3 | CD/Музыка родного края/ | 4 |
Музыкальные инструменты
№ | Наименование | Количество |
1 | Баян | 1 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Гитара | |
4 | Шумовые инструменты | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет Музыка
Класс 1-2
Учитель Марков Евгений Михайлович
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Способы корректировки: