Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Программа «Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности начального общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
формировать у детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;
воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.
Описание курса в учебном плане
Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах по 35 часов.
Планируемые результаты освоения программы курса «Сто шагов в будущее»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы
Содержание программы курса
Программа состоит из четырёх частей:
«Труд в жизни человека» (1 класс)
Профессии, связанные с природой. Профессии наших мам и пап. Профессии, связанные с путешествиями.
Чтение произведений о труде, просмотр мультфильмов. Конкурсы рисунков. Профориентационные игры и викторины. Ролевые игры. Экскурсии.
«Профессии наших родителей» (2 класс)
Профессии, которые нас охраняют. Профессии, которые нас лечат. Профессии в школе.
Профориентационные игры и викторины. Экскурсии. Создание тематических книжек-раскладушек. Фото-конкурс «Мир профессий». Оформление страничек в классном уголке. Творческие коллективные проекты.
«Мир профессий» (3 класс)
Незнакомые, необычные и редкие профессии.
Профориентационные игры и викторины. Экскурсии. Написание сочинений- размышлений, заметок. Подготовка кукольного представления «Кем быть». Оформление фото-картиночной странички портфолио. Групповые проекты.
«Я в мире профессий» (4 класс)
Профессии, которые меня привлекают.
Экскурсии. Тематические мероприятия. Написание статей о людях труда. Защита «Профессионального портфолио». Индивидуальные проекты.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сто шагов в будущее»
в 1 «А» классе на 2019-2020 уч. год
Учитель: Резник Е.Н.
№ урока | Тема занятия | Дата |
план | факт | | план | факт |
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой» |
1 | | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. | | |
2 | | У бабушки в деревне. | | |
3 | | Ловись рыбка. | | |
4 | | Труженики леса. | | |
5 | | Хлеб – всему голова. | | |
6 | | Профессия овощевод. | | |
7 | | Знакомьтесь. Агроном. | | |
8 | | Профессия цветовод. | | |
9 | | Все работы хороши, выбирай на вкус. | | |
РАЗДЕЛ «Профессии наших мам» |
10 | | В магазине. | | |
11 | | В библиотеке. | | |
12 | | Весёлая портняжка. | | |
13 | | Расти здоровым . | | |
14 | | Я в учителя пойду. | | |
15 | | Кухонный переполох. | | |
16 | | Причёски такие разные. | | |
17 | | Профессии наших мам. Кем быть? | | |
РАЗДЕЛ «Профессии наших пап» |
18 | | Строим дом. | | |
19 | | У кого мастерок, у кого молоток. | | |
20 | | Весёлый мастерок. | | |
21 | | Профессия водитель. | | |
22 | | Осторожно огонь. | | |
23 | | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. | | |
24 | | Профессия шахтёр. | | |
25 | | Все профессии нужны, все профессии важны. | | |
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с путешествиями». Обобщение. |
26 | | Куда уходят поезда. | | |
27 | | Высоко в облаках. | | |
28 | | Космическое путешествие. | | |
29 | | Морское путешествие. | | |
30 | | На арене цирка. | | |
31 | | Профессии наших родителей. | | |
32 | | Кем быть? Каким быть? | | |
33 | | Профессиоведческий турнир. | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сто шагов в будущее»
2 класс
№ урока | Тема занятия | Дата |
план | факт | | план | факт |
РАЗДЕЛ «Профессии, связанные с природой» |
1 | | Многообразие мира профессий. | | |
2 | | Исследование «Многообразие рабочих профессий» | | |
3 | | Садовник. | | |
4 | | Дворник. | | |
5 | | Мастер-цветовод. | | |
6 | | Профессия продавец. | | |
7 | | Профессия продавец. | | |
8 | | Почтальон. | | |
9 | | Почтальон. | | |
РАЗДЕЛ «Профессии, которые нас охраняют» |
10 | | Охранник. | | |
11 | | Полицейский. | | |
12 | | Пожарный. | | |
13 | | Военный. | | |
14 | | Профессия «Следователь». | | |
15 | | Следствие ведут второклассники! | | |
16 | | Разведчик. | | |
17 | | Лётчик. | | |
18 | | Водолаз. | | |
РАЗДЕЛ «Профессии, которые нас лечат» |
19 | | Врач скорой помощи. | | |
20 | | Врач скорой помощи. | | |
21 | | Детский врач – педиатр. | | |
22 | | Детский врач – педиатр. | | |
23 | | Зубной врач. | | |
24 | | Зубной врач. | | |
25 | | Кто лечит наши глаза. | | |
26 | | Кто лечит наши глаза. | | |
РАЗДЕЛ «Профессии в школе» |
27 | | Профессия – учитель. | | |
28 | | Профессия – учитель. | | |
29 | | Профессия – воспитатель. | | |
30 | | Профессия – воспитатель. | | |
31 | | Как помогает логопед. | | |
32 | | Как помогает логопед. | | |
33 | | Профессия – библиотекарь. | | |
34 | | Профессия – библиотекарь. | | |
35 | | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сто шагов в будущее»
3 класс
№ урока | Тема занятия | Дата |
план | факт | | план | факт |
1 | | Представление о труде взрослых. | | |
2 | | Представление о труде взрослых. | | |
3 | | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | | |
4 | | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | | |
5 | | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | | |
6 | | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. | | |
7 | | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. | | |
8 | | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | | |
9 | | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | | |
10 | | Кем работают мои родные? | | |
11 | | Кем работают мои родные? | | |
12 | | Кем работают(ли) бабушки и дедушки. | | |
13 | | Кем работают(ли) бабушки и дедушки. | | |
14 | | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | | |
15 | | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | | |
16 | | Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. | | |
17 | | Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. | | |
18 | | Семейные династии | | |
19 | | Семейные династии | | |
20 | | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | | |
21 | | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | | |
22 | | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | | |
23 | | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | | |
24 | | Как рождаются новые профессии. | | |
25 | | Исчезают ли профессии? | | |
26 | | Как приобрести профессию? | | |
27 | | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | | |
28 | | Сложности выбора профессии. | | |
29 | | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В. Маяковский «Кем быть?» | | |
30 | | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | | |
31 | | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | | |
32 | | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | | |
33 | | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | | |
34 | | Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | | |
35 | | Защита презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Сто шагов в будущее»
4 класс
№ урока | Тема занятия | Дата |
план | факт | | план | факт |
1 | | В гостях у своего «Я». | | |
2 | | Мое «Я» в гостях у других «Я» | | |
3 | | Великая радость – работа. | | |
4 | | « Быть нужным людям…». | | |
5 | | « Быть нужным людям…». | | |
6 | | Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». | | |
7 | | Характер и выбор профессии. | | |
8 | | Характер и выбор профессии. | | |
9 | | Правила выбора профессии. | | |
10 | | Правила выбора профессии. | | |
11 | | Творческий проект «Моя будущая профессия». | | |
12 | | Творческий проект «Моя будущая профессия». | | |
13 | | Представление о себе и проблема выбора профессии. | | |
14 | | Представление о себе и проблема выбора профессии. | | |
15 | | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). | | |
16 | | Как готовить себя к будущей профессии. | | |
17 | | Как готовить себя к будущей профессии. | | |
18 | | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | | |
19 | | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | | |
20 | | Сочинение « … - это призвание!» | | |
21 | | Сочинение « … - это призвание!» | | |
22 | | Профессии, без которых не обойтись. | | |
23 | | Профессии, без которых не обойтись. | | |
24 | | Исследование «Необычная творческая профессия». | | |
25 | | Исследование «Необычная творческая профессия». | | |
26 | | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». | | |
27 | | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». | | |
28 | | Проект « Я и мир профессий». | | |
29 | | Проект « Я и мир профессий». | | |
30 | | «Мое профессиональное протфолио». | | |
31 | | «Мое профессиональное протфолио». | | |
32 | | Защита «Профессионального портфолио». | | |
33 | | Защита «Профессионального портфолио». | | |
34 | | Защита «Профессионального портфолио». | | |
35 | | Итоговая конференция «Мир профессий». | | |