СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по ранней профориентации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по ранней профориентации»

Конкурсные материалы

Участника конкурса лучших практик

«Личностное развитие школьников средствами ранней профилизации» в 2021 году

для первого этапа-заочного(отборочного)

Номинация

№3 Авторская программа внеурочной деятельности ранней профориентационной работы

Название программы

Кем я хочу стать

Участник

Кибенко Оксана Анатольевна

Должность Участника

Учитель начальных классов

Школа

Муниципальное образование Гулькевичский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 с. Майкопского

муниципального образования Гулькевичский район

имени А.В. Суворова

МБОУ СОШ №12 им. А.В. Суворова

Адрес, номер телефона, электронная почта

Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Венцы, ул. Восточная, д.59

8-989-83-435-83

[email protected]

Возраст учащихся

    1. лет



Рабочая программа внеурочной деятельности

В настоящее время профориентация младших школьников очень актуальна, так как поможет оказанию профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями и с учетом требований рынка труда.

Важно у детей развить положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, сформировать интерес к профессиям родителей и близкие к нему профессии, воспитать в детях потребность узнавания новых профессии. Помочь подойти к выбору профессий очень серьезно. С помощью различных видов деятельности познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Кем я хочу стать»

Личностные результаты:

  • сравнивать качества людей, которых можно назвать трудолюбивым/ленивым, добросовестным/безответственным и т.д.;

  • учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;

  • вырабатывать индивидуальные способы собственной трудовой деятельности;

  • высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • понять другие позиции (взгляды, интересы);

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные результаты:

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, искать средства ее осуществления;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • выделять существенные признаки, составные части объектов, понятий, делать выводы на основе обобщения знаний;

  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.


Предметные результаты освоения программы курса:

  • классифицировать профессии по предмету труда;

  • рассказывать о профессиях;

  • различать профессии и оказываемые их представителями услуги, понимать разницу между ними;

  • приобретать опыт общения в процессе совместного выполнения простейших трудовых операций;

  • умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной форме;


К концу учебного года дети должны знать:

  • важность и необходимость труда в жизни людей;

  • что современному рабочему, ученому, необходимы прочные и глубокие знания снов наук;

  • о начальных представлениях трудовой деятельности своей семьи, о народном хозяйстве своего региона, России, о рабочих профессиях;


  • типы профессий: человек-природа, человек-человек, человек-техника, человек-знак, человек-художественный образ.



К концу учебного года дети должны уметь:

  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

  • объяснять смысл своих действий, целей (способность к саморазвитию, мотивация к учебе);

  • объяснять самому себе «что я хочу», «что я могу»;

  • уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран;

  • сопереживать близким, друзьям, одноклассникам;

  • признавать свои отрицательные поступки и добровольно отвечать за них.

  1. Содержание программы

34 часа;1 час в неделю

Раздел № 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ

Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Исчезающие профессии. Профессии будущего. Профессия моих родителей. Профессии в моём крае.

Раздел №2. ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

Человек-природа. Человек-человек. Человек-техника. Человек-знак. Человек-художественный образ.

Раздел №4. ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.

Ветеринар. Биолог. Садовник. Эколог.

Раздел №5. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК

Учитель. Врач. Журналист. Парикмахер. Продавец.

Раздел №6. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА.

Механик. Технолог. Инженер. Мастер по ремонту бытовой техники.

Раздел №7. ЧЕЛОВЕК-ЗНАК.

Программист. Бухгалтер. Финансист. Аналитик.

Раздел №8. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

Художник. Актёр. Композитор. Режиссер.

Раздел №9. МОЙ ТИП ПРОФЕССИИ

Тестирование. Моя профессия. Презентация выбранной профессии.



Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудова

ние

ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ 6 ч


1.

Зачем человек трудится?

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами


2.

Какие профессии ты знаешь?

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Презентация




3.

Исчезающие профессии.

1

Разминка. Что такое исчезающие профессии? Рассказ учителя об исчезающих профессиях

Презентация


4.

Профессии будущего

1

Разминка. Что такое профессии будущего?

Видеофильм


5.

Профессия моих родителей.

1

Разминка. Знакомство с родителями. Мини рассказ родителей о их профессиях и трудностях

Инструменты


6.

Профессии в моём крае.

1

Разминка. Рассказ учителя о профессиях Краснодарского края.

Игра «Исключи лишнее»

Презентация, карточки с картинками профессий

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ 3ч.


7.

Человек-природа.

Человек-человек.

1

Игра «Отгадай загадки» Рассказ о типах профессий. Примеры профессий данных типов. Рефлексия

Презентация


8.

Человек-техника. Человек-знак.

1

Разминка. Рассказ о типах профессий. Примеры профессий данных типов. Игра «Похлопали, потопали»

Презентация


9.

Человек-художественный образ.

1

Разминка. Рассказ о типе профессии. Примеры профессий данного типа.

Игра «Угадай по предмету профессию»

Презентация,

Карточки с изображением различных преметов

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА 4ч.


10.

Ветеринар,

1

Разминка. Знакомство с профессией ветеринар. Просмотр видеофильма

Видеоролик


11.

Биолог.

1

Разминка. Кто такой биолог? Экскурсия в кабинет биологии школы.



12.

Садовник.

1

Разминка. Знакомство с профессией садовник. Беседа с садовником школы. Знакомство с инструментами садовника.

Презентация


13.

Эколог.

1

Разминка. Кто такой эколог? Для чего нужны экологи.

Видеофильм, карточки со запрещающими табличками

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК 5ч.


14.

Учитель.

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»


15.

Врач.

1

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация

Халат врача, аптечка.


16.

Журналист.

1

Разминка. Знакомство с профессией журналист. Поиск информации по школе для статьи. Игра «Интервью»

Блокноты, ручки.


17.

Парикмахер.

1

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.

Мастер класс «Плетём косу»

Макет головы парикмахерские инструменты


18.

Продавец.

1

Разминка. Заочное путешествие в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация


Весы

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА 4ч.


19.

Механик.

1

Разминка. Знакомство с профессией механик. Экскурсия на станцию тех. обслуживания.



20.

Технолог.

1

Разминка. Кто такой технолог? Технологи на производстве.

Видеофильм


21.

Инженер.

1

Разминка. Знакомство с профессией инженер. Видео экскурсия

Видеофильм


22.

Мастер по ремонту бытовой техники.

1

Разминка. Знакомство с профессией.

Игра «Что изображено»

Презентация. Карточки с различной бытовой техникой

ЧЕЛОВЕК-ЗНАК 4ч.


23.

Программист.

1

Разминка. Программист-профессия настоящего и будущего. История профессии.

Видеофильм


24.

Бухгалтер.

1

Разминка. Знакомство с профессией бухгалтер. Беседа с бухгалтером школы.



25.

Финансист.

1

Разминка. Знакомство с профессией финансист. Игра «Посчитай»

Презентация Набор для счёта


26.

Аналитик.

1

Разминка. Кто такие аналитики? Чем они занимаются. Аналитическая игра «Заполни таблицу»

Видеоролик, карточки -таблицы

ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ 4ч.


27.

Художник.

1

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Презентация мольберт, краски


28.

Актёр.

1

Разминка. Профессия актёр. Хочу быть актёром. Сценка «Репка»

Реквизиты для сценки


29.

Композитор.

1

Разминка. Знакомство с профессией композитор. Прослушивание различных музыкальных композиций. Игра «Угадай, что звучит»

Презентация


30.

Режиссер.

1

Разминка. Знакомство с профессией режиссёр. Видео экскурсия на киностудию. Практическая работа «Создай мультик»

Программа для создания мультфильмов

МОЙ ТИП ПРОФЕССИИ


31.

Тестирование.

1

Разминка. Тест на определение склонности к определённому типу профессии. Соотнесение результатов с предпочтениями ребёнка.

Бланки тестов


32.

Моя профессия

1

Разминка. Повторение всех изученных профессий. Рисунок «Кем я хочу стать»

Презентация


33.

34.

Презентация выбранной профессии.

2

Дети презентуют выбранную профессию. Мини рассказ о том, чем привлекла профессия

Рисунки детей



Итого

34



Описание занятия по программе,

направленное на личностное развитие школьников средствами ранней профилизации

Цель занятия: познакомить учащихся с профессией художника, инструментами и материалами, которыми они пользуются.

Задачи:

воспитывающая:

- способствовать формированию эстетического отношения к действенности и к искусству;

развивающие:

- развивать внимание, восприятие, воображение и мышление;

обучающие:

- дать знания о том, кто такие художники, какими инструментами и материалами они работают.

Оборудование и материалы: мольберт, подрамник, уголь, мастехин, палитра, холст, кисти, краски.

Ход занятия

Дорогие ребята! Сегодня тема нашего занятия «Профессия художник». Когда люди разных профессий работают, они пользуются разными инструментами. Художники, тоже в своей работе используют различные инструменты. Сегодня мы с вами попутешествуем по мастерской художника и познакомимся, как и с помощью чего возникают произведения искусства.

Викторина «Какие предметы нужны художнику?»

Сначала я вам задам несколько загадок, а вы мне на них дадите отгадки.

1 загадка:

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку ведет.

  (Карандаш)

2 загадка:

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

  (Кисти и краски)

3 загадка:

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш.

  (Резинка)

4 загадка:

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

  (Мел)

5 загадка:

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустить на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота!

  (Цветные карандаши)

Вы молодцы! Отгадали все загадки. И вы уже знаете, некоторые инструменты и материалы, которыми работают художники.

Сейчас мы с вами рассмотрим прекрасные картины (рассматриваем и обсуждаем картину «Золотая осень», «Иван – царевич на сером волке», «Аленушка»). Как вы думаете? с помощью чего художники создавали эти произведения?

(Ребята дают ответ).

Молодцы! Вы знаете, кисти, краски, карандаши, бумагу. Но все же это не все. Посмотрите, кто знает, что это такое?

(Педагог показывает мольберт).

Это мольберт. На него художник закрепляет бумагу, картон или холст и пишет картину. Сначала он делает набросок карандашом или углем на холсте, а затем работает красками.

(Педагог предлагает подойти к мольберту, рассмотреть его, попробовать закрепить на нем бумагу).

Теперь рассмотрим, какие бывают краски.

(Педагог показывает детям акварель, гуашь и масляные краски). Акварель и гуашь разводятся водой, а масляная краска специальным растворителем. Акварелью и гуашью художники рисуют на специальной бумаге, а масляными красками на холсте.

(Педагог показывает холст и подрамник, рассказывает о способе крепления холста к подрамнику).

Кисти также бывают разные – беличьи, колонковые, синтетические – они подходят для акварельных и гуашевых красок, а для масляных красок нужна щетина.

(Педагог показывает различные кисти).

Ребята! Мы познакомились с основными инструментами и материалами, которыми работают художники.

Кто из вас скажет, кто такие художники и где нужна эта профессия?

(Дети дают ответы).

Педагог дополняет их. Рассказывает о дизайнерах интерьеров, ландшафтов, одежды, художниках создающих красивую посуду, ткани, обои и д. р.

А сейчас, ребята, вы можете стать настоящими художниками. Возьмите свои листочки, выберите, чем вы будете рисовать. Подумайте, что бы вам хотелось нарисовать. Ведь художник своей работе отдаёт душу. Изобразите свои мысли. В конце занятия мы создадим картинную галерею.

Ребята выполняют работы. В итоге проводится конкурс рисунков «Я-художник»