СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет при организации внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»





«Рассмотрено»

на заседании МО,

протокол № 1

от «28» августа 2021 г.

Руководитель МО

__________ О.В. Склянов

«Согласовано»

Заместитель директора

____________ С.А. Горбунова

«28» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №10»

____________ И.А. Бодрова


Приказ № 193

от «28» августа 2021 г.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу русского языка «Правила русской орфографии и пунктуации»

на уровень 7 класса

Направление развития личности: общеинтеллектуальное _

Срок реализации 1 год

Разработчик: Исмагилова Л.М., учитель русского языка и литературы.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от «28» августа 2021 г.














г. Набережные Челны






Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Название раздела

Метапредметные результаты

Личностные результаты





Повторение изученного




Причастие





Деепричастие





Наречие





Служебные части речи





Орфография, морфемика, морфология




Резерв

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости

(сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

- владение монологической и диалогической формой речи;

- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении;

- определение причин коммуникативных неудач;

- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;

  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

  3. использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;

  4. владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.


  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
















Содержание курса внеурочной деятельности


Название раздела

Название темы курса

Краткое содержание

Формы организации занятий и виды деятельности

Повторение изученного

Язык и речь. Дорога к письменности.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.

Орфоэпия.

Морфемика и орфография.

Морфология и орфография. Глагол.

Роль русского языка как средства общения в межнацио­нальном коллективе

Морфоло­гия

Правопи­сание имен существи­тельных.

Правописание имён прилагательных.

Правопи­сание гла­гола.

Правописание наречия.

Правописание местоимений.

Знаки пре­пинания в простом осложнен­ном пред­ложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа с текстом

Объяснитель­ный диктант

Заполнить таб­лицу «Части речи» своими примерам Деформиро­ванный текст. Диктант «Про­веряю себя»

Причастие

Причастие.

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Краткие причастия и их правописание.

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

НЕ с причастиями.

Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота.

Понятие о причастии

Морфоло­гические и синтакси­ческие признаки причастий

Признаки прилага­тельного у причастия

Признаки глагола у причастия

Причастный оборот

Выделение причастного оборота на письме

Правописание НЕ с причастиями

Страдательные и действительные причастия

Образова­ние и пра­вописание действи­тельных причастий настоящего времени

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий настоящего времени

Образова­ние и пра­вописание страда­тельных причастий прошедшего времени

Правопи­сание Е-Ё после ши­пящих в суффиксах страда­тельных причастий прошедшего времени

Правопи­сание глас­ных перед Н и НН

Краткие причастия

Правописание НЕ с краткими причастиями

Правопи­сание НН в причастиях


Выборочный диктант

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афо­ристичное оп­ределение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в обра­зе прилага­тельного»

Объяснительный диктант

Тест

Сообщение о причастии по плану

Объяснительный диктант

Составление таблицы «НЕ с причастиями»

Объяснитель­ный диктант

Работа по ин­дивидуальным карточкам

Выборочный диктант

Высказывание на лингвистическую тему. Со­ставление таб­лицы «Суффик­сы причастий»

Свободный диктант


Деепричастие

Деепричастие. Деепричастный оборот.

НЕ с деепричастиями.

Деепричастие. Признаки глагола и наречия у дееприча­стия.

НЕ с дееприча­стием.

Дееприча­стный обо­рот.

Запя­тые при дееприча­стном обороте.

Дееприча­стия со­вершенного и несо­вершенного вида, их образова­ние.

Словооб­разование дееприча­стий. Употреб­ление дее­причастий в речи

Конструирование предложений

Работа с де­формированным текстом.

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану

Элементарный анализ художе­ственного текста, выявление особенностей употребления в нем дееприча­стий. Редакти­рование текста

Наречие

Наречие.

Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

К.З.НЕ с наречиями.

К.З.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

Понятие наречия. Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

НЕ с наречиями.

Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа с де­формированным текстом

Выборочный диктант

Редакти­рование текста

Служебные части речи

Предлог как часть речи.

Правописание производных предлогов.

Союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

Слитное и раздельное написание союзов.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

Служебные части речи. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.


Практикум

Тесты

Письменные работы Распредели­тельный дик­тант. Творческое списывание.

Графический диктант. Конст­руирование предложений по схемам. Составление таб­лицы «Отличие союзов от других частей речи». Комменти­рованное письмо. Тест. Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДА­ВАЙТЕ. Предупреди­тельный дик­тант. Осложненное списывание. Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам. устное

высказывание на
основе таблицы о группах междометий.

Орфография, морфемика, морфология

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Корни с чередованием. Беглые гласные.

Орфограммы в приставках.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Орфограммы в суффиксах.

НЕ с разными частями речи.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Корни с чередованием. Беглые гласные.

Орфограммы в приставках.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Орфограммы в суффиксах.

НЕ с разными частями речи.

Практикум

Тесты

Письменные работы

Диктант «Про­веряю себя». Тест. Анализ текста. Работа по ин­дивидуальным карточкам. Работа с тек­стом, с отдель­ными предло­жениями, орфоэпическим словарём. Редакторская правка. Объяс­нить причину появления ошибок

Резерв

Резервное занятие.









Тематическое планирование

Целевые приоритеты:

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

№ п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов


Повторение изученного

Язык и речь. Дорога к письменности.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.

Орфоэпия.

Морфемика и орфография.

Морфология и орфография. Глагол.

6


Причастие

Причастие.

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Краткие причастия и их правописание.

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

НЕ с причастиями.

Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота.

7


Деепричастие

Деепричастие. Деепричастный оборот.

НЕ с деепричастиями.

2


Наречие

Наречие.

Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

К.З.НЕ с наречиями.

К.З.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

7


Служебные части речи

Предлог как часть речи.

Правописание производных предлогов.

Союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

Слитное и раздельное написание союзов.

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

6


Орфография, морфемика, морфология

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Корни с чередованием. Беглые гласные.

Орфограммы в приставках.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Орфограммы в суффиксах.

НЕ с разными частями речи.

6


Резерв

Резервное занятие.

1

















































Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности


п/п

Название разделов. Тема занятий

Кол-во часов

Календарные сроки

Корректировка

Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов)

план

факт


1

Язык и речь. Дорога к письменности.

1

1 нед.



2

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

1

2 нед.



3

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.

1

3 нед.



4

Орфоэпия.

1

4 нед.



5

Морфемика и орфография.

1

5 нед.



6

Морфология и орфография. Глагол.

1

6 нед.



Причастие (7 часов)




7

Причастие.

1

7 нед.



8

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

1

8 нед.



9

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.


9 нед.



10

Краткие причастия и их правописание.

1

10 нед.



11

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

1

11 нед.



12

НЕ с причастиями.

1

12 нед.



13

Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота.

1

13 нед.



Деепричастие (2 часа)




14

Деепричастие. Деепричастный оборот.

1

14 нед.



15

НЕ с деепричастиями.

1

15 нед.



Наречие (7 часов)




16

Наречие.

1

16 нед.



17

Правописание наречий.

1

17 нед.



18

Правописание приставок и суффиксов наречий.

1

18 нед.



19

К.З.НЕ с наречиями.

1

19 нед.



20

К.З.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

1

20 нед.



21

Обобщение. Наречие.

1

21 нед.



22

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

1

22 нед.



Служебные части речи (6 часов)




23

Предлог как часть речи.

1

23 нед.



24

Правописание производных предлогов.

1

24 нед.



25

Союзы.

1

25 нед.



26

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

1

26 нед.



27

Слитное и раздельное написание союзов.

1

27 нед.



28

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

1

28 нед.



Орфография, морфемика, морфология (6часов)




29

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

1

29 нед.



30

Корни с чередованием. Беглые гласные.

1

30 нед.



31

Орфограммы в приставках.

1

31 нед.



32

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1

32 нед.



33

Орфограммы в суффиксах.

1

33 нед.



34

НЕ с разными частями речи.

1

34 нед.




Резерв.





35

Резервное занятие.

1

35 нед.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!