СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы внеурочной деятельности в 5 классе является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, развитие интереса к изучению русского языка, обогащение словарного запаса школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе»

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Русское слово» для 5 класса разработана на основе

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http://standart.edu.ru/.

2. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Вешкаймского лицея им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ, утверждённой приказом от 26 08.2022 г. № 265;

3. Учебный план МБОУ Вешкаймский лицей им. Б.П.Зиновьева на 2022 -2023 учебный год.

Сроки реализации программы: 2022-2023 учебный год

Количество часов по плану: 34 часов в год; в неделю – 1 час

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Работа основывается на общедидактических принципах:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности;

- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

- непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса

Программа «Русское слово » позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.


Формы организации внеурочной деятельности:

- лекции; беседы;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- опыт личного творчества обучающихся;

- наблюдения над живой речью и над литературным материалом, проектная деятельность.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Русское слово»


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

•  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

•  умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

•  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

•  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

•  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному;

•  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

•  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

•  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


  1. Содержание программы «Русское слово»


  1. Введение. Слово красит человека: речевой этикет (4 часа)


Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)

Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.

Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)

Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение, привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.

Тема 3. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. (1 ч.)

Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Тема 4. Речевой этикет гарант коммуникативного успеха.( 1 ч.)

Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.


  1. Слово о словах (19 часов)


Тема 5. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Знакомство с терминами «лексика», «лексическое значение». Лингвистические словари русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 6. В царстве смыслов много дорог. (2 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Тема 7. О многозначности слова. (1 ч.)

Многозначность слова (выделение отличительных признаков омонимии многозначности). Работа с толковыми словарями.

Тема 8. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1 ч.)

Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.

Тема 10. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)

Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов.

Тема 11. Слова антиподы. (1 ч.)

Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 12. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (3 ч.)

Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи. Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»».

Тема 13. Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».

Тема 14. Мы говорим его стихами. (2 ч.)

Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина». Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 15. Слова уходящие. (1 ч.)

Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 16. Паронимы. (2 ч.)

Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

Тема 17. Словарь - грамотей. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.


  1. «Что в имени тебе моём…» (11 часов)


Тема 18. Что такое этимология ?(1 ч.)

Словарная статья этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

Тема 19. Какие бывают имена? (1 ч.)

Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа с этимологическим словарём.

Тема 20. Древнерусские имена. (1 ч.)

История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен.

Тема 21. Отчество и фамилия. (2 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Работа со словарём фамилий Ю. Федосюка.

Тема 22. Имя навсегда тебе дано (1 ч.)

В мире имен. Особенности имён. Моё имя. Работа со справочной литературой.

Тема 23. Времена года. (1 ч.)

Названия месяцев, времён года. Коллективный проект: «Обрядовые праздники родного края»

Тема 24. О том, что мы носим. Наш гардероб (1 ч.)

Групповой проект: «Названия некоторых предметов одежды», «Национальная одежда народов Поволжья».

Тема 25. Растения почему их так называют? (1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Индивидуальный проект: «Названия лекарственных растений».

Тема 26. Птицы и звери почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

Тема 27. Когда ты хочешь молвить слово. Итоговое занятие. (1 ч.)

Подведение итогов. Индивидуальные проекты учащихся.



Планирование по разделам программы


Разделы

Количество часов

1

Введение. Слово красит человека: речевой этикет

4

2

Слово о словах

19

3

«Что в имени тебе моём…»

11


ИТОГО

34

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение тем курса внеурочной деятельности


Наименование разделов и тем

Количество часов

Примерные сроки

По факту

1

Введение. Слово красит человека: речевой этикет


4 часа



1.1

Правила речевого этикета

1

06.09


1.2

Формулы речевого этикета

1

13.09


1.3

Вежливость как нравственно - ценностная основа культуры речевого поведения

1

20.09


1.4

Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха

1

27.09


2

Слово о словах


19



2.1

О словарях энциклопедических и лингвистических

1

04.10


2.2

В царстве смыслов много дорог

1

18.10


2.3

Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

1

25.10


2.4

О многозначности слова

1

01.11


2.5

Как и почему появляются неологизмы?

1

08.11


2.6

О словарях, которые рассказывают об истории слов

1

15.11


2.7

Об одном и том же разными словами.

1

22.11


2.8

Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов. («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В лесу»)

1

06.12


2.9

Слова антиподы

1

13.12


2.10

Выражения, которые обрели крылья и вечность

1

20.12


2.11

Особенности фразеологических сочетаний

1

27.12


2.12

В Стране Фразеология

1

10.01


2.13

Словари «чужих» слов. Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. «Определение значения иностранных слов».

1

17.01


2.14

Мы говорим его стихами. Языковые особенности произведений А.С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

1

24.01


2.15

Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

1

31.01


2.16

Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов.

1

07.02


2.17

Паронимы.

1

14.02


2.18

О правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

1

28.02


2.19

Словарь - грамотей.

1

07.03


3

«Что в имени тебе моём…»


11



3.1

Что такое этимология?

1

10.03


3.2

Какие бывают имена?

1

17.03


3.3

Древнерусские имена.

1

24.03


3.4

Отчество и фамилия.

1

31.03


3.5

Об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Работа со словарём фамилий Ю. Федосюка.


07.04


3.6

Имя у тебя одно, навсегда тебе дано…

1

18.04


3.7

Времена года.

Названия месяцев, времён года. Коллективный проект: «Обрядовые праздники родного края»

1

25.04


3.8

О том, что мы носим. Наш гардероб.

1

02.05


3.9

Растения почему их так называют?

1

10.05


3.10

Птицы и звери почему их так называют?

1

17.05


3.11

Когда ты хочешь молвить слово… Итоговое занятие

1

24.05


















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

  3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

  4. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.

  5. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986

  8. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000. 11.

  11. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

  12. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. - Волгоград: Учитель, 2011.

  13. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.

  14. Каськова И.А. Тематические тесты. 5 класс. – Москва, Просвещение, 2014. 5

  15. . Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

Интернет-ресурсы

  1. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  2. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

  7. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru 


Техническая база

  1. Кабинет русского языка

  2. Компьютер, ноутбук

  3. Мультимедийный проектор, доска

  4. Принтер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!