«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Самостоятельность в моих руках» для учащихся 1-3 «А» класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
авторская программа по курсам внеурочной деятельности;
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Актуальность данной программы: Обучающиеся испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих. Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Программа ориентирована на детей младших классов. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.
Основное содержание курса направлено на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Самостоятельность в моих руках».
Особенности обучающихся препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:
Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков
Нарушение функции планирования и самоконтроля
Сниженная способность к имитации
Трудности при возникновении внештатных ситуаций
Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную
Стереотипность
Особенности эмоциональной сферы
Цель – формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи:
Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
3.Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.
4.Накопление опыта социального поведения.
5.Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.
6. Формирование культуры поведения, его саморегуляции.
Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.
Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи.
Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни.
Знакомство с трудом родителей и других взрослых.
Формирование элементарных экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие социально – бытовых навыков составляет для обучающегося особую проблему. Возникающие трудности в обучении социально- бытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами. Обучающимся в развитии социально – бытовых навыков мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.
Ребёнок может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.
Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.
Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.
К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:
специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
создание особенно чёткой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;
оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и тёплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью её активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребёнком; организация партнёрских отношений с родителями.
индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного программой, в начале и в конце учебного года. При оценивании обучающегося следует учитывать освоение материала в соответствии с изученным материалом по разделам:
культура поведения;
личная гигиена;
одежда и обувь;
улица и жилище;
питание;
семья;
транспорт;
средства связи;
торговля;
медицинская помощь.
Основным критерием оценок обучающегося является:
-учащийся полностью усвоил учебный материал, участвует в диалоге, правильно отвечает на вопросы учителя, применяет полученные знания в повседневной жизни (5 баллов);
-учащийся усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки, участвует в диалоге и отвечает с помощью наводящих вопросов, применяет полученные знания в повседневной жизни с помощью взрослого
(4 балла);
учащийся частично усвоил часть учебного материала, затрудняется ответить на вопросы, редко применяет полученные знания в повседневной жизни (3 балла);
учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки, в большей части не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в контроле со стороны взрослого
(2 балла);
учащийся не усвоил материал, не участвует в диалоге, не стремится ответить на вопросы, не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослого
(1 балл).
ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Внеурочная деятельность по направлению (реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с нарушениями развития) учебного плана для младших школьников 1–4 классов.
На изучение в начальной школе отводится:
Нагрузка по четвертям 1-й класс – 33 часа в год, 1 час в неделю;
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
8 | 8 | 9 | 8 | 33 |
Нагрузка по четвертям 3-й класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Зв год |
8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный курс направлен на коррекцию обучающихся и предполагает:
овладение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими развитие моторной сферы, активное освоение окружающей действительности, совершенствование предметно-практической деятельности, развивает ориентировку в пространстве и самостоятельность в быту.
Реализация курса осуществляется с учётом особенностей развития. Компенсация особенностей развития достигается путём организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приёмов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций:
-овладению умениями и навыками гигиены и охраны и укрепления своего здоровья;
-знаниям основных продуктов питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола;
-расширению навыков самообслуживания;
-формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;
-формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ВНЕУРОЧНОМУ КУРСУ
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по внеурочному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
иметь представления об уходе за одеждой и обувью
иметь представления об улице и её частях
иметь представления о видах жилых помещений в городе
применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают:
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
положительное отношение к окружающей действительности;
проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);
вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч)
Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота походки, умеренность жестикуляций.
Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и не знакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку ). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета врача, медсестры и отработка норм поведения.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (12 ч)
Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.
Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ (8 ч)
Виды одежды и головных уборов.
УЛИЦА И ЖИЛИЩЕ (8 ч)
знание крупных объектов, расположенных вблизи школы
элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода
светофор, пешеходный переход
адрес
помещения квартиры, умение называть их.
назначение основных помещений в квартире
дидактические игры Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ДАТА |
ПРОВ | ФАКТ |
1 ЧЕТВЕРТЬ |
Культура поведения (5 ч) |
1 | Школа хороших манер. | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 4.09 | |
2 | Вежливые слова. | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 11.09 | |
3 | Поведение при встрече и расставании. | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 18.09 | |
4 | Правила поведения на улице. | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 25.09 | |
5 | Поведение в гостях. | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 2.10 | |
Личная гигиена (12 часов). |
6 | Чистюля – грязнуля. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 9.10 | |
7 | Предметы личной гигиены. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 16.10 | |
8 | «Чистые руки». | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 23.10 | |
2 ЧЕТВЕРТЬ |
9 | Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 6.11 | |
10 | Средства для ухода за ногами. Средства ухода за ногтями пальцев ног. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 13.11 | |
11 | Уход за ногтями пальцев ног – практическое занятие. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 20.11 | |
12 | Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 27.11 | |
13 | Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность чистки ушей. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 4.12 | |
14 | Бережём зрение. Гигиена зрения. | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 11.12 | |
15 | Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами». | 1 | Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения. | 18.12 | |
16 | Обобщающий урок. | 1 | Урок-игра. Практическое занятие. | 25.12 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
17 | «Путешествие в страну Гигиены». | 1 | Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 15.01 | |
Уход за одеждой и обувью (8 ч.) |
18 | Обувь и её значение. Подбор обуви. | 1 | План-схема. Сюжетные предметные картинки. Урок-игра. Активное участие в ситуации. | 22.01 | |
19 | Надевание и зашнуровывание обуви. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 29.01 | |
20 | Уход за различного вида обувью. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 5.02 | |
21 | Одежда и её значение. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 12.02 | |
22 | Способы расстегивания и застёгивания одежды. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 19.02 | |
23 | Складывание одежды. | 1 | Инсценировка. Активное участие в ситуации. | 26.02 | |
24 | Подбор одежды и головных уборов. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 5.03 | |
25 | Повседневный уход за одеждой. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 12.03 | |
Улица и жилище (8 ч.) |
26 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Совместно с учителем разучивать формулы. | 19.03 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ |
27 | Поведение в транспорте. | 1 | Урок смешанного типа. Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 2.04 | |
28 | Дидактическая игра «Пассажиры». | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 9.04 | |
29 | Дидактическая игра «Пассажиры». | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 16.04 | |
30 | Жилое помещение (квартира, комната) «Адрес моего места жительства». | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 23.04 | |
31 | Обстановка. Мебель. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 30.04 | |
32 | Рабочий ученический уголок. | 1 | Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации. | 7.05 | |
33 | Уборка помещения. | 1 | Инсценировка. Активное участие в ситуации. | 14.05 | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | Активное участие в ситуации. | 21.05 | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя методическое обеспечение программы курса, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса.
Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
• Набор мерок (длины, объема, площади).
• Игрушки, предметы-заместители.
• Шнуровки, застежки.
• Конструктор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.
2. А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.
3.Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.
4.А.Р.Моллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000
5.Е.С.Лыкова-Унковская Социально-бытовая ориентировка : Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ОНН ОВЗ. Издательство ВЛАДОС,2017 г
8