СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по СБО "Самостоятельность в моих руках".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности  СБО для детей с ТМНР УО 1класс.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по СБО "Самостоятельность в моих руках".»

«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Самостоятельность в моих руках» для учащихся 1-3 «А» класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).

  • авторская программа по курсам внеурочной деятельности;

  • Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.




Актуальность данной программы: Обучающиеся испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих. Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.

Программа ориентирована на детей младших классов. Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

Основное содержание курса направлено на формирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. Социальная адаптация – основная задача в коррекционно-развивающей работе с детьми, результат решения которой оказывает значительное влияние на качество жизни не только ребенка, но и его близких.

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Для овладения обучающимися знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Самостоятельность в моих руках».

Особенности обучающихся препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:

  • Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков

  • Нарушение функции планирования и самоконтроля

  • Сниженная способность к имитации

  • Трудности при возникновении внештатных ситуаций

  • Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную

  • Стереотипность

  • Особенности эмоциональной сферы

Цельформирование у обучающегося младшего школьного возраста первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

Задачи:

      1. Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

      2. Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

3.Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.

4.Накопление опыта социального поведения.

5.Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.

6. Формирование культуры поведения, его саморегуляции.

  1. Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.

  2. Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.

  3. Развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи.

  4. Формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни.

  5. Знакомство с трудом родителей и других взрослых.

  6. Формирование элементарных экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие социально – бытовых навыков составляет для обучающегося особую проблему. Возникающие трудности в обучении социально- бытовым навыкам в большой степени связаны с нарушениями контакта, с затруднениями в сосредоточенности, а также страхами. Обучающимся в развитии социально – бытовых навыков мешают нарушения моторики, общая моторная неловкость тонуса мышц. Овладение тем или иным навыком бывает связано непосредственно с конкретной ситуацией и перенос этого навыка в иную ситуацию крайне затруднён. Поведение ребёнка отличается стереотипностью. В связи с этим, возникают трудности в организации ситуации обучения, разработке самой структуры и создании стереотипов.

Ребёнок может отказаться выполнять инструкции, игнорировать их, убегать от взрослого, выказывать протест или делая всё наоборот. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие.

Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Обучение социально- бытовым навыкам обучающихся является очень сложным, пролонгированным во времени процессом, перед которым педагог должен быть тщательно подготовлен основными знаниями в умении правильно организовать процесс взаимодействия с ребёнком, установке правильной среды и выбора методов в формировании у ребёнка необходимости быть самостоятельным и возможным использовать приобретённые навыки в дальнейшей жизни.

К особым образовательным потребностям, характерным для данной категории обучающихся относятся:

  • специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

  • создание особенно чёткой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятия, дающее ученику опору для понимания происходящего и самоорганизации;

  • оказание помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

  • создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и тёплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

  • специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта учеником, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью её активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребёнком; организация партнёрских отношений с родителями.

  • индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного программой, в начале и в конце учебного года. При оценивании обучающегося следует учитывать освоение материала в соответствии с изученным материалом по разделам:

    • культура поведения;

    • личная гигиена;

    • одежда и обувь;

    • улица и жилище;

    • питание;

    • семья;

    • транспорт;

    • средства связи;

    • торговля;

    • медицинская помощь.

Основным критерием оценок обучающегося является:

-учащийся полностью усвоил учебный материал, участвует в диалоге, правильно отвечает на вопросы учителя, применяет полученные знания в повседневной жизни (5 баллов);

-учащийся усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки, участвует в диалоге и отвечает с помощью наводящих вопросов, применяет полученные знания в повседневной жизни с помощью взрослого

(4 балла);

  • учащийся частично усвоил часть учебного материала, затрудняется ответить на вопросы, редко применяет полученные знания в повседневной жизни (3 балла);

  • учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки, в большей части не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в контроле со стороны взрослого

(2 балла);

  • учащийся не усвоил материал, не участвует в диалоге, не стремится ответить на вопросы, не применяет полученные знания в повседневной жизни, нуждается в постоянном контроле и сопровождении взрослого

(1 балл).



ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Внеурочная деятельность по направлению (реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с нарушениями развития) учебного плана для младших школьников 1–4 классов.

На изучение в начальной школе отводится:

Нагрузка по четвертям 1-й класс – 33 часа в год, 1 час в неделю;

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

8

8

9

8

33


Нагрузка по четвертям 3-й класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Зв год

8

8

10

8

34



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный курс направлен на коррекцию обучающихся и предполагает:

овладение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими развитие моторной сферы, активное освоение окружающей действительности, совершенствование предметно-практической деятельности, развивает ориентировку в пространстве и самостоятельность в быту.

Реализация курса осуществляется с учётом особенностей развития. Компенсация особенностей развития достигается путём организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приёмов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций:

-овладению умениями и навыками гигиены и охраны и укрепления своего здоровья;

-знаниям основных продуктов питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола;

-расширению навыков самообслуживания;

-формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;

-формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ВНЕУРОЧНОМУ КУРСУ

Личностные и предметные результаты изучения курса

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по внеурочному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.



Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.

Минимальный уровень:

  • иметь представления о назначении объектов изучения;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения

  • владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)

  • иметь представления об уходе за одеждой и обувью

  • иметь представления об улице и её частях

  • иметь представления о видах жилых помещений в городе

  • применять элементарные практические навыки с помощью учителя

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • участвовать в практической деятельности,



С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают:

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

  • положительное отношение к окружающей действительности;

  • проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

  • включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

  • вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (5 ч)

Правильная осанка (сдержанная поза сидя. стоя, красота походки, умеренность жестикуляций.

Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми (знакомыми и не знакомыми в различных ситуациях, формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку ). Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. Практические занятия. Игры: посещение кабинета врача, медсестры и отработка норм поведения.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (12 ч)

Режим дня, его выполнение. Соблюдение правил гигиены. Значение соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. Последовательность утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов и ушей, правила расчесывания волос, выбор прически, периодичность мытья головы, подбор мыла и шампуня в зависимости от состояния волос, средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Хранение средств гигиены и индивидуальность их использования.

Практические занятия. Посещение парикмахерской, где детям оказываются различные услуги.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ (8 ч)

Виды одежды и головных уборов.

УЛИЦА И ЖИЛИЩЕ (8 ч)

  • знание крупных объектов, расположенных вблизи школы

  • элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода

  • светофор, пешеходный переход

  • адрес

  • помещения квартиры, умение называть их.

  • назначение основных помещений в квартире

дидактические игры Повседневный уход за одеждой (использование по назначению, предупреждение загрязнений, чистка).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДАТА

ПРОВ

ФАКТ

1 ЧЕТВЕРТЬ

Культура поведения (5 ч)

1

Школа хороших манер.

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

4.09


2

Вежливые слова.

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

11.09


3

Поведение при встрече и расставании.

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

18.09


4

Правила поведения на улице.

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

25.09


5

Поведение в гостях.

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

2.10


Личная гигиена (12 часов).

6

Чистюля – грязнуля.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

9.10


7

Предметы личной гигиены.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

16.10


8

«Чистые руки».

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

23.10


2 ЧЕТВЕРТЬ

9

Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

6.11


10

Средства для ухода за ногами.

Средства ухода за ногтями пальцев ног.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

13.11


11

Уход за ногтями пальцев ног –

практическое занятие.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

20.11


12

Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность

чистки зубов.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

27.11


13

Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность

чистки ушей.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

4.12


14

Бережём зрение. Гигиена зрения.

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

11.12


15

Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами».

1

Урок-игра. Совместно с учителем разучивать правила поведения.

18.12


16

Обобщающий урок.

1

Урок-игра. Практическое занятие.

25.12


3 ЧЕТВЕРТЬ

17

«Путешествие в страну Гигиены».

1

Урок-игра. Активное участие в ситуации.

15.01


Уход за одеждой и обувью (8 ч.)

18

Обувь и её значение. Подбор обуви.

1

План-схема. Сюжетные предметные картинки. Урок-игра. Активное участие в ситуации.

22.01


19

Надевание и зашнуровывание обуви.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

29.01


20

Уход за различного вида обувью.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

5.02


21

Одежда и её значение.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

12.02


22

Способы расстегивания и застёгивания одежды.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

19.02


23

Складывание одежды.

1

Инсценировка. Активное участие в ситуации.

26.02


24

Подбор одежды и головных уборов.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

5.03


25

Повседневный уход за одеждой.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

12.03


Улица и жилище (8 ч.)

26

Транспорт. Виды транспорта.

1

Урок общеметодологической направленности. Совместно с учителем разучивать формулы.

19.03


4 ЧЕТВЕРТЬ

27

Поведение в транспорте.

1

Урок смешанного типа.

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

2.04


28

Дидактическая игра «Пассажиры».

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

9.04


29

Дидактическая игра «Пассажиры».

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

16.04


30

Жилое помещение (квартира, комната) «Адрес моего места жительства».

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

23.04


31

Обстановка. Мебель.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

30.04


32

Рабочий ученический уголок.

1

Урок общеметодологической направленности. Активное участие в ситуации.

7.05


33

Уборка помещения.

1

Инсценировка. Активное участие в ситуации.

14.05


34

Обобщающий урок.

1

Активное участие в ситуации.

21.05






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя методическое обеспечение программы курса, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса.


Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.

• Набор мерок (длины, объема, площади).

• Игрушки, предметы-заместители.

• Шнуровки, застежки.

• Конструктор.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.

2. А.М.Щербакова. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях.

3.Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.

4.А.Р.Моллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000

5.Е.С.Лыкова-Унковская Социально-бытовая ориентировка : Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ОНН ОВЗ. Издательство ВЛАДОС,2017 г



8