Приложение к ДОП
на 2024-2025 учебный год
Бюджетное образовательное учреждение
Вологодской области
«Вологодская кадетская школа-интернат имени Белозерского полка»
СОГЛАСОВАНО. З аместитель директора по УВР ____________ /С.Е.Папушина/ | Утверждена приказом директора школы от 30.08.2024 г. № 136 Директор школы:___________/А.А. Чердынцев/ |
Программа занятий внеурочной деятельности
«Белая Ладья»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 34 академических часа
Автор-составитель: Сковородин Вячеслав Васильевич,
учитель иностранного языка (первая квалификационная категория)
г. Сокол
2024 год
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Программа занятий внеурочной деятельности «Белая Ладья» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности (далее – программа). Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.№ 996-р.
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 (с изменениями).
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении В Российской Федерации Десятилетия детства».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122 – р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства» период до 2027 года.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения РФ от 3 ноября2019 г. № 467.
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196» (приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г.№ 533).
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№ 28).
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа», утвержден приказом Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.» 09-3242
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы.
Шахматы – одна из древнейших игр, дошедшая до нас из глубины веков. Принято считать, что родиной их является Индия. Шахматам около двух тысяч лет. И в то же время шахматы – современная игра, привлекающая всё большее число сторонников во всём мире. С 1886 года стали проводиться чемпионаты мира по шахматам. Русская шахматная школа была, и в настоящее время является самой развитой. Из 16 чемпионов мира по шахматам среди мужчин 11 были представителями России. Неисчерпаемость шахмат, глубина их содержания, сочетание строгой логичности и неограниченных возможностей для проявления инициативы и фантазии делают шахматы частью общечеловеческой культуры. «Игра мудрецов», «гимнастика ума» - эти и другие подобные определения отражают серьёзное, уважительное отношение многих людей к замечательной игре. В некоторых странах мира шахматы стали дополнительным предметом в школьной программе. В чём же выражается польза от ранних занятий шахматами? Как известно, ребёнок – существо крайне непоседливое и нетерпеливое. А между тем, для многих даже детских дел необходимо умение сосредотачиваться, последовательно добиваться результата, быть усидчивым. Все эти качества можно прививать в ребёнке с помощью шахмат. По форме шахматы – игра. Фигуры забавны, даже похожи на привычные игрушки (особенно кони). Правила не сложны, если не делать из них серьёзную науку, а знакомить с ними в ходе живого общения, превращая в игру сам процесс обучения. Знакомство со своеобразным миром шахмат поможет подготовить разум ребёнка к восприятию абстрактных логических категорий, будет способствовать развитию пространственного воображения и памяти, кругозора.
Новизна данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Отличительные особенности: образовательная программа «Белая ладья» разработана на основе авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2001, 2-е издание, с. 370 - 392.
Особенность программы в том, что во время обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнку в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, продуктивную деятельность) развивают личностные качества. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:
Познавательную – расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
Воспитательную – вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую – обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическую – побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную – помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Уровень программы – базовый.
Формы получения образования – в школе.
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – групповые.
Адресат программы – дети от 11 до 13 лет.
Объем и срок освоения программы, режим занятий. Программа рассчитана на период с 1 сентября по 31 мая, занятия проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часу, 34 академических часа в год.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Предметные:
Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры;
учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с правилами.
учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечивать успешное овладение основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Личностные:
формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Метапредметные:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
использование различных областей знаний, умение их синтезировать;
воспитание навыков самоорганизации.
Учебный план ДООП «IT-технологии»
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение, цели и задачи курса | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы шахматной игры | 14 | 5 | 9 |
3 | Решение шахматных задач | 18 | 6 | 12 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
Цели и задачи курса.
Знакомство с планом работы объединения, инструктаж по ТБ. Тренинг на командообразование. Знакомство с правилами поведения, правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения. Повторение основных понятий пройденного материала курса «Стартового уровня».
Подготовка и участие в шахматных турнирах школьников. (9 часов)
Теория: Повторение правил участия в шахматных турнирах.
Практика:
Подготовка к турнирам разного уровня: школьным, районным, областным, региональным.
Участие в турнирах разного уровня: школьных, районных, областных, региональных.
Основы шахматной игры
Теория: Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии. Основы дебюта.
Практика:
Основы игры
Игра на мат с первых ходов партии.
Детский мат и защита от него.
Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте.
Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
Борьба за центр.
Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение.
Классификация дебютов.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля
Анализ и оценка позиции
Решение шахматных задач (22 часа)
Теория: Пути поиска комбинации. Достижение мата путем жертвы шахматного материала. Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Практика:
Дидактические задания
Дидактические игры
Анализ позиций, определение целей
Типовые матовые комбинации
Планируемые результаты образовательной деятельности
Личностные результаты
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
воспитание аккуратности и дисциплинированности;
сформированные навыки культуры поведения и игры;
наличие воли, усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и труду окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели;
Предметные результаты
Знание правил игры
Знание некоторых шахматных дебютов (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
основные элементы позиции.
Метапредметные результаты
сформированные ключевые компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
умение использовать знания из различных областей, умение их синтезировать;
наличие навыков самоорганизации.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
Дата начала реализации программы: 01.09.2022
Занятия проходят 1 раза в неделю, 1 академический час.
Дата окончания реализации программы: 31.05.2022
Выходные дни: 4.11.2021; 4.11.2021; 31.12.2022-7.01.2023; 23.02.2023; 24.02.2023; 08.03.2023; 1.05.20223; 08.05.2023; 09.05.2023
Сроки промежуточной аттестации 24-26.05.2023
Календарный тематический план
п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
1 | Цели и задачи курса. Теория: Знакомство с планом работы объединения, инструктаж по ТБ. Опрос. Тренинг на командообразование. | 1 | Групповая | Опрос |
2 | Участие в турнире на личное первенство объединения Практическая игра. | 1 | Групповая | Опрос |
3 | Подведение итогов турнира. Награждение победителей. | 1 | Групповая | Опрос |
4 | Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | 1 | Групповая | Опрос |
5 | Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). | 1 | Групповая | Опрос |
6 | Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. | 1 | Групповая | Опрос |
7 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала). | 1 | Групповая | Опрос |
8 | Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии. | 1 | Групповая | Опрос |
9 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | 1 | Групповая | Опрос |
10 | Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата». | 1 | Групповая | Опрос |
11 | Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата». | 1 | Групповая | Опрос |
12 | Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру». | 1 | Групповая | Опрос |
13 | Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». | 1 | Групповая | Опрос |
14 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру» | 1 | Групповая | Опрос |
15 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?». | 1 | Групповая | Опрос |
16 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». | 1 | Групповая | Опрос |
17 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки». | 1 | Групповая | Опрос |
18 | Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 | Групповая | Опрос |
19 | Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта. | 1 | Групповая | Опрос |
20 | Четыре правила В.Стейница. | 1 | Групповая | Опрос |
21 | Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.). | 1 | Групповая | Опрос |
22 | Практическое занятие Дидактические задания «Самый слабый пункт», «Вижу цель!». | 1 | Групповая | Опрос |
23 | Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии). | 1 | Групповая | Опрос |
24 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | 1 | Групповая | Опрос |
25 | Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата». | 1 | Групповая | Опрос |
26 | Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру». | 1 | Групповая | Опрос |
27 | Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». | 1 | Групповая | Опрос |
28 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». | 1 | Групповая | Опрос |
30 | Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации. | 1 | Групповая | Опрос |
31 | Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | 1 | Групповая | Опрос |
32 | Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Дидактическое задание «Выигрыш материала». | 1 | Групповая | Опрос |
33 | Подготовка к проведению турнира внутри группы для выявления сильнейших обучающихся. Повторение правил участия в турнирах. | 1 | Групповая | Опрос |
34 | Итоговое занятие | 1 | Групповая | Опрос |
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы
шахматные доски с набором шахматных фигур – 8 наборов
шахматные часы – 8 штук
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур – 1 комплект;
таблицы к различным задачкам;
раздаточный материал для тренингов;
вопросники для контрольных занятий
обучающихся.
Формы аттестации
Промежуточной аттестацией обучающихся является итоговый проект и его представление/защита | Предусматривает выполнение итогового проекта, в виде группового квалификационного шахматного турнира. |
Периодичность промежуточной аттестации | Единожды, в конце реализации ДООП |
Оценка | Зачет / незачет |
Оценочные материалы
Критерии оценки итогового проекта:
Обучающийся:
Ориентируется на шахматной доске;
Играет по правилам шахматную партию от начала до конца;
Знает некоторые шахматные дебюты.
Методические материалы, необходимые
для реализации программы
Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 59 с.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. 1 класс/методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - М.: «RUSSIANCHЕSSHOUSE/Русский шахматный Дом», 2015. – 136 с.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
помогает ребенку адаптироваться в новом коллективе, занять в нем достойное место;
выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Воспитательные мероприятия проводятся в соответствии планом воспитательной работы Центра «Точка Роста» БОУ СМР «СОШ №1». Данный документ выложен на сайте образовательной организации в разделе Центр «Точка Роста».
Список литературы
Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;