Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №1 г.Углича
Программа внеклассной работы
кружка «Рукодельница»
для 5-7 классов
Составитель: Харченко А.А.
учитель технологии,
первая квалификационная категория
Углич, 2017
Пояснительная записка
В творчестве ребёнок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
В школе работает кружок рукоделия « Рукодельница», желающие девочки будут обучаться вязанию, лепке, вышивке и многим другим видам ДПИ. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволяет вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта. Срок реализации 1 год (по 1,5 часа в неделю), всего 51 час.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса обучающиеся независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять визуально контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений;
контроля качества выполняемых работ;
выполнения безопасных приемов труда;
Содержание программы Тема №1
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Беседа «Чему я хочу научиться на кружке»
Анкета “Я и Мои пожелания”.
Тема №2
Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства ( пэчворк, вышивка, вязание, лепка, декупаж и т. д.). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Выполнение переплетения «Божий глаз».
Тема №3
Декупаж. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.
Значение декупажа в современной жизни. Истоки зарождения. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении декупажа. Требования к умениям: подбор материалов, клея.
Практическая работа. Декорирование небольшой вазочки, оплетание различными по фактуре нитками. Украшение аппликацией.
Тема №4
Декупаж. Работа с кожей и другими материалами.
Принципы обработки бутылки кожей, летной или льняной нитью. Способы оформления изделий.
Требования к знаниям: особенности работы с кожей. Композиция. Способы украшения изделий. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Оформление бутылки кожей. Украшение аппликацией из разных материалов.
Тема №5
Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения.
Правила вязания крючком. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Техника безопасности.
Практическая работа. Выполнить вязаные шарики-бусины, цветы по схемам.
Тема №6
Вязание мягкой игрушки.
Особенности вязания мягкой игрушки. Последовательность формирования заготовки. Вязание мелких элементов. Сборка.
Требования к знаниям: последовательность вязания игрушек. Требования к умениям: вывязывание деталей одним из способов, оформление, сборка.
Практическая работа: Вязание игрушек.
Тема №7
Топиарий. Виды оформления шара.
История создания топиариев. Правила и выбор материала. Композиция и крепёж.
Требования к знаниям: подбор материала и цветовое решение. Требования к умениям: подбор материалов и сочетающихся цветов. Выполнение элементов из лент или салфеток двух-трёх цветов
Практическая работа. Выполнение элементов топиария.
Тема №8
Топиарий. Сборка. Оформление.
Крепёж элементов. Правила создания шара из цветочных элементов.
Требования к знаниям: определение количества элементов. Цветовое решение. Особенности украшения фурнитурой, лентами. Порядок сборки.
Самостоятельная работа: Подготовить все элементы и фурнитуру.
Практическая работа. Сборка топиария.
Тема №9
Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов.
Сувениры к Новому году.
Идеи новогодних подарков своими руками. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: Виды работ с разными материалами. Способы крепежа деталей.
Практическая работа: “ Игрушка и сувенир из разных материалов.”.
Тема №10
Лепка. Материалы и инструменты.
Работа с пластичными материалами. Правила. Техника безопасности.
Требования к знаниям: приёмы работы с материалами для лепки. Варианты работ из пластики, пластилина, глины.
Практическая работа. Бижутерия из пластики.
Тема №11
Лепка. Глиняные сувениры.
Работа с глиной. Особенности. Фактура.
Требования к знаниям: подготовка глины к работе. Форма и фактура. Требования к умениям: формирование умений создавать образы, фактуры.
Практическая работа. Выполнение подсвечника из глины..
Тема №12
Лепка. Оформление и обжиг.
Правила оформления работ из глины. Обжиг. Роспись или отделка разными материалами. Оформление изделия.
Требования к знаниям: оформлять изделия, подготовить к обжигу. Продумать варианты оформления.
Практическая работа. Обжиг и оформление изделий из глины.
Тема №13
Работа с тканью. Вязание края салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №14
Художественное творчество и народные ремесла. Вышивка .
Познакомить учащихся с историей вышивания; материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами.
Требования к знаниям: подготовка к вышивке. Правила безопасной работы. Требования к умениям: простые приемы работы с иглой. Выполнение вышивальных швов.
Самостоятельная работа. Подобрать материалы и инструменты для изготовления салфетки.
Практическая работа: Вышивка образца.
Тема №15
Посещение музея народного творчества.
Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством .
Требования к знаниям :ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Тема №16
Изготовление предмета одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Безопасные приемы работы. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №17
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорети- ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Виды декоративно-прикладного искусства | 2 | 1 | 1 |
3 | Декупаж. История возникновения. Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. | 2 | 1 | 1 |
4 | Декупаж. Работа с кожей и другими материалами. | 3 | 1 | 2 |
5 | Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения. | 3 | 1 | 2 |
6 | Вязание мягкой игрушки. | 4 | 1 | 3 |
7 | Топиарий. Виды оформления шара. | 3 | 1 | 2 |
8 | Топиарий. Сборка. Оформление. | 3 | 1 | 2 |
9 | Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов. Сувениры к Новому году. | 3 | 1 | 2 |
10 | Лепка. Материалы и инструменты. | 3 | 1 | 2 |
11 | Лепка. Глиняные сувениры | 3 | 1 | 2 |
12 | Лепка. Оформление и обжиг. | 3 | 1 | 2 |
13 | Работа с тканью. Вязание края салфетки. | 3 | 1 | 2 |
14 | Техника выполнения счётной вышивки. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы. | 6 | 1 | 5 |
15 | Посещение музея народного творчества. | 1 | 1 | - |
16 | Изготовление предмета одежды по выбору. | 9 | 1 | 8 |
17 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | 1 | - |
| Итого: | 51 | 17 | 34 |
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
При составлении программы использованы интернет ресурсы