СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Почемучкины вопросы". 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа внеурочной деятельности "Почемучкины вопросы" нацелена на развитие логического мышления младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Почемучкины вопросы". 2 класс»

Программа внеурочной деятельности

по курсу "Почемучкины вопросы" (развитие логического мышления младших школьников)



Автор: Смирнова Елена Петровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское




Пояснительная записка

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Мышление по правилам – логическое – лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются задачами по разным учебным предметам.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка.

Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребенку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности.

Теория вопроса

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Более подробно остановимся на этих операциях мышления.

АНАЛИЗ – это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

СИНТЕЗ – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

СРАВНЕНИЕ – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

ОБОБЩЕНИЕ – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ – это распределение предметов по группам, где каждая группа, класс имеет свое постоянное место.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.



Актуальность работы по данной программе: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.


Цель программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся.


Задачи программы :

  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся

  • способствовать расширению кругозора

  • развивать мотивацию к познанию и творчеству

  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу


Отличительные особенности программы :

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

По содержанию, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,

игры-путешествия,

игры- читателей,

почемучкины игры

Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Чаще всего предлагаемые логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.


Рекомендуемые структурные компоненты урока:


I. Вводная часть. Содержание программы включает специальные упражнения, повышающие работоспособность, эффективность умственной деятельности, активизирующие внимание и память. Продолжительность вводной части – 5 минут. Рекомендуемый комплекс упражнений:


1. „Колечко“. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. „Кулак - ребро - ладонь“. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

3. „Лезгинка“. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. „Ухо-нос“. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук „с точностью до наоборот“.

5. „Змейка“. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Должны участвовать все пальцы рук.


II. Основная часть.

1. Интеллектуальная разминка (содержит вопросы из разных областей)

2. Решение логических задач, задачи-шутки, математические фокусы, ребусы, загадки, занимательная геометрия и тд.

3. Задания для грамотеев (собери пословицу, найди лишнее слово, игра в слова, кроссворды и тд.)

Продолжительность основной части урока – 30 минут.


III. Заключительная часть.

Подведение итогов работы. Рефлексия, обсуждение тех трудностей, с которыми столкнулись учащиеся на занятии. Продолжительность заключительной части - 5 минут.


Методы и формы работы:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1) словесные (объяснение, рассказ, эвристическая беседа, проблемные беседы)

2) наглядные (демонстрация, иллюстрации)

3) практические (викторины, кроссворды, сюжетно - ролевые игры, настольные игры, конкурсы)

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, организационно-деятельностные игры.

  2. Метод проектов

4. Работа в группах – парах, тройках.



Участники образовательной программы: учащиеся 2 классов.


Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.

Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



Основные виды деятельности:

  • решение логических задач по разным отраслям знаний

  • работа с различными источниками информации

  • составление собственных логических задач, ребусов, головоломок


Предполагаемые результаты:

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

- развитие коммуникативной компетентности детей


В частности, предлагаемые задания, а также игры позволят научить детей:

- описывать признаки предметов, слов и чисел;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, слова, числа;

- обобщать;

- классифицировать предметы, слова, числа;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- определять отношения между предметами типа род – вид;

- давать определения тем или иным понятиям;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

- развивать речь, находчивость, сообразительность.


Формы проверки результативности занятий :

  • диагностическая работа

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий

  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе

  • участие в интеллектуальных играх

Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.

Тематическое планирование занятий

« Почемучкины вопросы»


Тема


Содержание занятий

1. Весёлая арифметика

1.

Вводная диагностика.

Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Ребусы. Решение логической задачи.

2.

Занимательная задача. Числовой треугольник. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия.

3.

Занимательные вопросы. Математические фокусы. Загадки. Задачи-шутки. Логические задачи. Слова-перевёртыши.

4.

Задачи-шутки. Математическая загадка. Задача-шутка. Задача на смекалку. Ребусы. Занимательные вопросы. Математические фокусы.

Какое слово лишнее?

5.

Магические квадраты. Продолжи узор. Занимательная геометрия. Занимательная рамка. Математическая викторина. Продолжи ряд. Числовая головоломка. Какое слово лишнее и почему?

6.

Занимательная задача. Логические вопросы. Занимательные вопросы. Ребусы. Задачи- шутки. Задачи на смекалку.

7.

Решение логических задач. Занимательные задачи. Математические загадки. Магический квадрат. Занимательная геометрия.

Занимательная рамка. Ребусы.

2. Языковые логические задачи

8.

Занимательные вопросы. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги. Загадки.

9.

Занимательные рамки. Логические вопросы. Тренируем зрительную память.

10.

Речевая разминка. Произнесите наоборот. Анаграмма.

Найди признаки предмета.

11.

Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Занимательная геометрия. Магический квадрат.

12.

Игра в слова. Найди существительное. Продолжи ряд.

Игра «Эхо». Ребусы.

13.

Занимательные вопросы. Загадки-шарады.

14.

Составь пословицу. Найди лишнее слово. Игра «Кто быстрее» Весёлые вопросы.

15.

Интеллектуальная игра «Слабое звено»


3. Логические задачи на применение общих знаний

16.

Занимательныё вопросы. Занимательная лесенка. Найди закономерность. Логические задачи.

17.

Логические задачи. Зашифрованное слово. Найди закономерность. Что лишнее? Занимательная геометрия.

18.

Математические игры. Игры со спичками.

19.

Математические квадраты. Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению

20.

Разминка. Найди закономерность. Игра «Наборщик».

Заполни квадрат словами. Превращение слов.

21.

Ребусы. «Зашифрованное предложение». Логические задачи.

22.

Классификация. Сравнение. Найди закономерность. Загадки.

23.

Упражнения: «Пары слов», «Что лишнее?». Логические задачи. Ребусы.

24.

Логические задачи. Узнавание предметов по заданным признакам. Игра «Поиск». Синонимы.

25.

Выделение признаков предметов. Сравнение. Игра «Допиши слова». Заполни квадрат.

26.

Игра «Змейка». Зашифрованное слово. Шарады.

27.

Игра «Змейка», игра «Поиск», игра «Слова»

Решение и составление задач- шуток

28.

Классификация. Игра «Допиши слова». Составление логических цепочек.

29.

Шарады. Занимательная геометрия. Математические бусы. Лишнее слово.

30.

Игра «Прочитай поговорку». Анаграммы. Палиндром.

Игра «Слова». Игра «Угадай профессию»

31.

Игра «Спрятанная поговорка». Лишнее слово. Загадки. Занимательные вопросы.

32.

Занимательные вопросы. Головоломки. Игра «Слова».

33.

Интеллектуальная разминка. Логические задачи.

4. Диагностика

34.

Диагностика степени владения логическими операциями.



Литература


  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998

  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

  4. Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001

  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

  6. В.Волина. «Веселая грамматика». М.: Знание, 1995 г.

  7. В.Волина «Занимательное азбуковедение». М.: Просвещение, 1991 г.

  1. В. Волина. «Русский язык. Учимся играя». Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  1. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

  2. Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

  3. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

  4. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005

  5. Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006

  6. «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

  7. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993

  8. Тихомирова Л.Ф. “Развитие интеллектуальных способностей школьника “. Ярославль , 1997.

  9. Тихомирова Л.Ф. “Развитие логического мышления “. Ярославль, 1997.

  10. Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день ЛОГИКА для младших школьников “. Ярославль, 1998.

  11. О.Н. Пупышева «Олимпиадные задания» (по математике, русскому языку и курсу «окружающий мир»). Москва. «ВАКО». 2006

  12. Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день ЛОГИКА для младших школьников “. Ярославль, 1998.






Приложение.

Диагностика на определение степени овладения логическими операциями мышления.


На выполнение заданий потребуется один урок (40 мин)

На 1-е задание 5 мин;

2-е – 5 мин;

3-е – 5 мин;

4-е – 5 мин;

5-е – 5 мин;

6-е – 15 мин.


Вариант 1.

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко 2) раяи 3) еравшн 4) ркдети 5) рбкадоле


Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.

    1. Чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)

    2. Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

    3. Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

    4. Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

    5. Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Задание 3. Сравни понятия: книга – тетрадь.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.


Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

  1. дуб, дерево, ольха, ясень

  2. горький, горячий, кислый, солёный, сладкий

  3. дождь, снег, осадки, иней, град

  4. запятая, точка, двоеточие, предлог, тире

  5. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание


Задание 5. Предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов)

  1. дождь – град

  2. нос – глаз

  3. сумма – произведение

  4. водохранилище – канал

  5. предательство – трусость


Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

  1. волк : пасть = птица : ?

а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д) петь

2) библиотека : книга = лес : ?

а) берёза б) дерево в) клюв г) бревно д) клён

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

4) слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

5) холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

6) запад : восток = обмеление : ?

а) засуха б) юг в) наводнение г) река д)дождь

7) война : смерть = тепло : ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) температура д) гибель

8) молния : свет = жара : ?

а) солнце б) трава в) жажда г) дождь д) река

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

10) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма



Вариант 2.

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) упкс 2) ашнрри 3) вцтеко 4) окамднри 5) лкбуинак


Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.

  1. деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  2. озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

  3. огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

  4. чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)

  5. игра ( шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)


Задание 3. Сравни понятия: озеро - река.

Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.




Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

  1. холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной

  2. роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

  3. справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

  4. треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник

  5. пословица, поговорка, басня, сказка, былина


Задание 5. Предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов)

  1. русский язык – математика

  2. нос – глаз

  3. землетрясение – смерч

  4. газ – жидкость

  5. зависть – трусость


Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 4-х слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

  1. песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее б) лётчик в) конструктор г) аэродром

2) прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник

3) школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

4) ухо : слышать = зубы : ?

а) видеть б) лечить в) жевать г)рот

5) глагол : спрятать = существительное : ?

а) понятие б) склонять в) название г) образовывать

6) светло : темно = притяжение : ?

а) металл б) молекула в) отталкивание г) движение

7) жара : засуха = дожди : ?

а) паводок б) наводнение в)осень г) лето

8) берёза : дерево = стихотворение : ?

а)сказка б)богатырь в) лирика г) поэзия

9) роза : цветок = кислород : ?

а) состояние вещества б) газ в) предмет г) гвоздика

10) север : юг = ночь : ?

а) утро б) светло в) день г) вечер



Оценка полученных результатов

Тесты

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий

1. Анаграмма

2. Существенное

3. Сравнение

4. Классификация

5. Обобщение

6. Аналогия

5

5

5

5

5

9-10

4

4

4

4

4

7-8

3

3

3

3

3

5-6

2

2

2

2

2

3-4

1

1

1

1

1

0-2

За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Общий уровень развития мышления

30-35

24-29

18-23

10-17

0-9


Литература.

Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день ЛОГИКА для младших школьников “. Ярославль, 1998.






ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН для 2-классов.

1. Назови автора этих строк:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.____________________________


2. Назови столицу нашей Родины.___________________


3. Продолжи ряд: 26, 21, 20, 15, 14, ...., ...., ….


4. Запиши без ошибок: У Тани жывет кот васька.

________________________________________________


5. Подчеркни предметы живой природы: жук, муха, машина, камень, дождь, сосна.


6. Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут будет вариться 2 яйца? ________________________


7. Кто не живёт в нашем лесу? Подчеркни.

лоси, кабаны, крокодилы, тюлени, верблюд, белки.


8. Сколько дней в неделе?_________________


9. Реши ребусы: С3Ж ;_________________ Р1А._______________


10. У деда Михея 10 овечек. Все кроме девяти сдохли. Сколько овечек осталось?

___________________________________________


11. Запиши домашний адрес.___________________________________________________


12. Как звали папу Вовы, если его отчество Иванович? ____________________________


13. Из данных букв составь слово: н а р и д о ____________________________________


14. Сколько букв в алфавите? _____________


15. Чуковский-это писатель или композитор? Подчеркни нужное слово.


16. Что относится к символам России?____________________________________________

17. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

_____________________________________________________


Итоги: от 16 до 17 баллов – высокий уровень

От 13 до15 баллов – средний уровень

От 10 до 12 баллов – низкий уровень






С Л А Б О Е З В Е Н О .


1.Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кто это?

2. Если написать по алфавиту, что раньше; КОРОВА или МОЛОКО?

3. Кто разводит пчел?

4.Сколько слогов в слове «П А Л Ь Т О «?.

5. А Р Х А И З М Ы –это старые или новые слова?

.6.Отгадай, кто это? Летом наедается а зимой отсыпается?

7. Кто написал сказку « К Р О К О Д И Л» ?

8. Дополни: «Нет лучше дружка, чем родная......»

9.Что называется Т А Б У Н О М? Стадо овец или лошадей.

10.ЯДОВИТ ли уж?

11. Мир строит, а война …..

12.Число 24-это четное или нечетное ?

13. О ТОВАРИЩЕ - окончание Е или И?

14. Назови столицу нашей Родины.

15. Какая птица приносит нам вести?

16. Какое слово нельзя перенести ЗОЯ или ЗАЯЦ?

17. ЗА БЕЖАЛ – это одно слово или два?

18.Отгадай.Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?

19. Два десятка умножить на один десяток. Сколько будет?

20. Сколько букв в русском алфавите?

21.Акварель- используют музыканты или художники?

22.О какой птице поется в данной песне» ЖИЛИ У бабуси.....»

23. Когда холоднее при +5 или –10 градусов?

24.Что это? Сильный дождь с молнией и громом иногда с градом?

25. Кто автор произведения «Времена года»? вопрос из области музыки.

26. Петр Чайковский-это композитор или писатель?

27.Чем знаменит Христофор Колумб?.

28. Сколько лет прошло со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками?

29. Как отличить молодого грача от старого? По хвосту или по клюву.

30.Как называется лекарственное растение, растущее вдоль дорог?

31.Что больше сумма или произведение чисел 2 и 2?

32. Бревно распилили на 4 полена. Сколько резок сделали?.

33. Какое растение даже слепой знает?

34. Площадь квадрата 36 кв.см. Чему равна сторона?

35. Куда звонит человек по номеру 02?

36. Если из наименьшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное число то получится....?

37. Сколько букв в слове П О Ч К А ?

38. Назови птицу название которой начинается с буквы А?

39.30 минут это 300 секунд или 1800 секунд?

40. Назови синоним к слову ТРУД.

41. Назови цвета российского флага сверху вниз.

42. Периметр квадрата со стороной 5 см равен... .

43. Кто сыграл основную роль в вытаскивании репки из русской народной сказки?

44. Как назывался нехороший человек в к\ф «ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ УДАЧ»?.

45. Какой материк самый большой?

46.По какой примете мы узнаем Бабу Ягу по золотому зубу или по костяной ноге?

47. Какая из этих команд собаке означает принеси; апорт или фас?

48. На берегу какой реки стоял город НЕЗНАЙКИ?

49. Сколько ватт в киловатте?

50.Как называется безбилетник на транспорте

51.Кого не надо пригревать на груди согласно народной мудрости?

52.Какой полюс холоднее СЕВЕРНЫЙ ИЛИ ЮЖНЫЙ?.

53.Какой кот был самый миролюбивый?

54. Кем был ЦВЕТИК в сказке Носова про НЕЗНАЙКУ?

55. Куда смотрит волк сколько его не корми из пословицы?

56. Как обычно называют последние парты в классе?

57.Какое животное первым попало на орбиту Земли?

58.Что в ночном небе может быть полным, молодым, старым.?

59. Как называют группу верблюдов в пустыне?

60.Что помогает черепахе защищаться от врагов?

61.Какая рыбка из русской народной сказки выполняла все желания?

62.У бабушки жил внук Федор, пес Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушке?

63. Назови антоним к слову ДЕНЬ.

64. Какая самая большая птица нашего Самарского края?

65. Может ли сумма быть равной одному из слагаемых?