Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка к ОГЭ по математике
Желебовская Татьяна Александровна
2023 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по математике» для 9 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по математике» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи рабочей программы:
Цель: Подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами, оказывая индивидуальную и систематическую помощь девятиклассникам при повторении курса математики.
Задачи:
Отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Отработать алгоритм выполнения типовых заданий КИМ.
Акцентировать внимание обучающихся на едином требовании оформления заданий.
Компенсировать недостатки в обучении математике.
Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд метапредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Методы и формы обучения
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование.
Используемые методы: индивидуальное консультирование, отработка типовых заданий по типу «тренажер».
Программа рассчитана на 17 часов.
Планируемые результаты.
личностные:
формирование ответственного отношения к учению;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимание смысла поставленной задачи.
метапредметные:
умение самостоятельно выбирать альтернативные пути достижения поставленной цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение видеть математическую задачу в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные(алгебра):
умение работать с математическим текстом;
иметь представление о числе, знание элементарных функциональных зависимостей;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий.
Предметные(геометрия):
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
Содержание учебного курса:
Модуль «Алгебра», 1 часть. Базовый уровень 8 часа.
Модуль «Геометрия», 1 часть. Базовый уровень 6 часов.
Обобщающее повторение. Тестирование 3 часа.
Модуль «Алгебра».
Числа, числовые выражения, проценты. Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые числа. Разложение натурального числа на простые множители. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Упрощение выражений.
Буквенные выражения. Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значение выражений при известных числовых данных переменных.
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби. Стандартный вид одночлена, многочлена. Способы разложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
Линейные уравнения с одной переменной. Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
Прогрессии: арифметическая и геометрическая числовые последовательности. Разность арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрической прогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы n членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Функции и графики. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент функции. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Чтение графиков функций.
Текстовые задачи. Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения.
Элементы статистики и теории вероятностей. Сбор и группировка статистических данных. Вероятность случайного события.
Модуль «Геометрия»
Треугольники. Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Площадь треугольника.
Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции.
Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9.
Результаты обучения
Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
Умение работать с тестовыми заданиями.
Умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий.
Ожидаемые результаты
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для итоговой аттестации в форме ОГЭ;
развитие логического мышления;
формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Система оценки достижений учащихся: предполагается выполнение тренировочных работ, участие в пробном экзамене.
Тематическое планирование
Задание | Тема | Кол-во часов |
I | Модуль «Алгебра», 1 часть. Базовый уровень | 8 |
| Числа и вычисления. | 1 |
| Анализ таблиц, графиков. Графики функций. Числовые неравенства, координатная прямая. | 1 |
| Алгебраические выражения. Уравнения, неравенства и их системы | 1 |
| Статистика, вероятности | 1 |
| Расчёт по формулам | 1 |
| Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 |
| Задачи практического содержания из блока № 1-5 | 2 |
II | Модуль «Геометрия», 1 часть. Базовый уровень | 6 |
| Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы | 2 |
| Окружность, круг и их элементы | 1 |
| Площади фигур | 1 |
| Фигуры на квадратной решётке | 1 |
| Анализ геометрических высказываний | 1 |
III | Обобщающее повторение. Тестирование. | 3 |
Учебно методическое обеспечение, электронные образовательные ресурсы
Алгебра
Алгебра. Сборник рабочих программ.7-9 классы. Составитель: Т. А. Бурмистрова - М.: Просвещение, 2021 год.
ОГЭ Математика: типовые экзаменационные материалы: 36вариантов / под ред. И. В. Ященко. - М.: Издательство «Национальное образование», 2023 год, 2024 год.
Макарычев Ю.Н. Алгебра, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. - : Просвещение, 2019 год.
Макарычев Ю.Н. Алгебра, 8 кл : учебник для общеобразовательных организаций /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. - : Просвещение, 2019 год.
Макарычев Ю.Н. Алгебра, 9 кл : учебник для общеобразовательных организаций /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. - : Просвещение, 2019 год.
Геометрия
ФГОС. Геометрия. Сборник рабочих программ.7-9 классы: Составитель Т. А. Бурмистрова, М.:Просвещение, 2021 год.
Геометрия 7-9 класс, А.В.Погорелов, М., Просвещение 2019 год.
Балаян, 7-9 класс. Задачи на готовых чертежах, 2013 год
2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1. https://algebra-urok.sdamgia.ru/
2. https://math-oge.sdamgia.ru/
3. https://www.time4math.ru/oge
4. https://math100.ru/oge-statgrad-2390101-27-09-2023/
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по математике» 9 «А», классы 2021-2022 год
№ | Тема | Кол-во час. | Дата | Факт | Оборудование |
1 | Введение. Знакомство со структурой экзамена. Числа и вычисления. Сравнение чисел | 1 | 1 нед. | | Презентация |
2 | Форма бланка ОГЭ. Минимальный порог ОГЭ. Числа и вычисления. Действия с обыкновенными дробями, с десятичными дробями | 1 | 2 нед. | | Демоверсия |
3 | Разбор заданий демоверсии 2021 года(1 часть)- модуль «алгебра» Анализ таблиц, графиков функций | 1 | 3 нед. | | Демоверсия |
4 | Разбор заданий демоверсии 2021года(1 часть)- модуль «геометрия» Числовые неравенства, координатная прямая | 1 | 4 нед. | | Демоверсия |
5 | Алгебраические выражения | 1 | 5 нед. | | Презентация, КИМ |
6 | Уравнения, неравенства и их системы | 1 | 6 нед. | | Презентация, КИМ |
7 | Уравнения, неравенства и их системы | 1 | 7 нед. | | Презентация, КИМ |
8 | Простейшие текстовые задачи | 1 | 8 нед. | | Презентация, КИМ |
9 | Статистика. Вероятности | | 9 нед. | | Презентация, КИМ |
10 | Расчёт по формулам | 1 | 10 нед. | | Презентация, КИМ |
11 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 | 11 нед. | | Презентация, КИМ |
12 | Задачи практического содержания из блока № 1-5 | 1 | 12 нед. | | Презентация, КИМ |
13 | Задачи практического содержания из блока № 1-5 | 1 | 13 нед. | | Презентация, КИМ |
14 | Задачи практического содержания из блока № 1-5 Тренировочная работа по прототипам ОГЭ | 1 | 14 нед. | | КИМ |
15 | Треугольники общего вида. Равнобедренные треугольники. Равенство, подобие треугольников. | 1 | 15 нед. | | Презентация, КИМ |
16 | Свойства четырёхугольников. Параллелограмм и его виды. Трапеция. Многоугольники. | 1 | 16 нед. | | Презентация, КИМ |
17 | Окружность. Круг. Углы в окружности. Касательная и её свойства. Описанные и вписанные окружности | 1 | 17 нед. | | Презентация, КИМ |
18 | Площади фигур | 1 | 18 нед. | | Презентация, КИМ |
19 | Площади и элементы фигур на квадратной решётке | 1 | 19 нед. | | Презентация, КИМ |
20 | Теоретический материал по планиметрии. Анализ геометрических высказываний. Тестирование по геометрии | 1 | 20 нед. | | Презентация, КИМ |
21 | Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы | 1 | 21 нед. | | Презентация, КИМ |
22 | Задачи на движение по прямой, по воде. Задачи на работу. | 1 | 22 нед. | | Презентация, КИМ |
23 | Задачи на проценты, сплавы и смеси, разные задачи | 1 | 23 нед. | | Презентация, КИМ |
24 | Функции и их свойства. Графики функций | 1 | 24 нед. | | Презентация, КИМ |
25 | Функции и их свойства. Графики функций | 1 | 25 нед. | | Презентация, КИМ |
26 | Геометрическая задача на вычисление. Углы. Треугольники. Четырёхугольники. | 1 | 26 нед. | | Презентация, КИМ |
27 | Геометрическая задача на вычисление. Окружности. | 1 | 27нед. | | Презентация, КИМ |
28 | Геометрическая задача на доказательство | 1 | 28 нед. | | Презентация, КИМ |
29 | Геометрическая задача повышенной сложности | 1 | 29 нед. | | Презентация, КИМ |
30 | Тренировочная работа по прототипам ОГЭ | 1 | 30 нед. | | КИМ |
31 | Диагностическая работа по прототипам ОГЭ | 1 | 31 нед. | | КИМ |
32 | Тренировочная работа по прототипам ОГЭ | 1 | 32 нед. | | КИМ |
33 | Диагностическая работа по прототипам ОГЭ | 1 | 33 нед. | | КИМ |
34 | Заключительный урок | 1 | 34 нед. | | Презентация |