ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №14
объединения учителей _________ Иванова Л.Н. _______ Черненко Н.М.
Протокол № _______
от 30 августа_ 2019года от 30 августа 2019года от 2 сентября2019года
Руководитель методического
объединения: ____________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
для 2-3 классов
1 час в неделю ( 2-4 классы - 34 часа)
(срок реализации программы 3года)
Автор - составитель: учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 14»
Захарова Татьяна Александровна
2019-2020 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для учащихся 2-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №14, учебного плана МБОУ СОШ №14, с учетом авторской программы: – автор А.П. Матвеев/ Образовательная система «Перспектива»; М.: Просвещение, 2018.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» включена в учебный план МБОУ СОШ №14 , на изучение материала отводится 1час в неделю , всего 34 часа в год для второго, третьего и четвертого класса во внеурочное время. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку обучающихся начальных классов.
В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» используются форма контроля знаний, умений и навыков, промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация по освоению программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» проводиться в форме – итогового занятия «Спортивный праздник» (программой предусмотрено 6 эстафет).
Эстафеты с закреплением навыка: метания мяча в цель; точно и быстро передавать мяч и другие предметы; в бросании, ловле и передаче большого мяча; прыжков на скакалке и с продвижением вперед; в равновесии (сохранения устойчивости); лазания и перелезания.
Рабочая программа курса «Подвижные игры » предусматривает достижение 3 уровней результатов:
I -Первый уровень (низкий) результатов предполагает приобретение обучающимися новых социальных знаний, опыта участия в выполнении коллективных работ в группах.
II - Второй уровень (средний) результатов предполагает формирования ценностного отношения к социальной реальности
III - Третий уровень (высокий) результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплекс:
Матвеев А. П. Учебник «Физическая культура. 2, 3-4 класс», М.: Просвещение, 2018.
II. Прогнозируемые результаты освоения курса «Подвижные игры »
Универсальными компетенциями внеурочной деятельности являются:
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении подвижной игры, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из подвижных игр, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Знания о физической культуре (приобретение социальных знаний):
Обучающийся научится:
• ориентироваться в понятиях подвижных игр;
• раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние подвижной игры на физическое, личностное и социальное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий подвижными играми с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение подвижной игры в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности (формирование ценностного отношения к социальной реальности):
Обучающийся научится:
• отбирать и выполнять подвижные игры в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
Обучающийся получит возможность научиться:
• целенаправленно отбирать подвижные игры для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование (получение опыта самостоятельного общественного действия):
Обучающийся научится:
• выполнять подвижные игры на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• играть в подвижные игры бессюжетные, игры забавы, народные игры и подвижные игры с элементами спорта;
• выполнять правила подвижных игр.
III. Содержание учебного предмета
2 год обучения (34 часа)
Знания о физической культуре (1ч.)
Классификация игр. Техника безопасности и правила поведения в подвижной игре.
Способы физкультурной деятельности(2ч.)
Самостоятельные игры и развлечения.
Физическое совершенствование (31ч.)
Сюжетные игры 8 ч. «Салки с ленточками», «Пятнашки», «Запрещенное движение», «Космонавты», «Ловишки с хвостами», «Охотники и утки», «Шишки, желуди, орехи», «Хитрая лиса», «Удочка», «Волк во рву», «Третий лишний», «Северный и южный ветер», «Бездомный заяц».
Народные игры 5ч. «Горелки», «У медведя во бору»,», «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Хейро!», «Жмурки», «Рыбаки и рыбки», «Охота на куропаток», «Ловкий оленевод», «Борьба на палках», «Нарты - сани», «Отбивка оленей».
Игры с элементами соревнований 8ч. «Метко в цель», «Передал - садись»,
«Быстрые и меткие», «Гонка мячей», «Мяч сквозь обруч», «Из обруча в обруч»,
«Встречная эстафета», «По кочкам», «Вызов номеров», «Перетягивание», «Бег
сороконожек», «Скорый поезд», «Эстафета с обручем», «Чехарда», «Эстафета
с шайбой», «Пингвин с мячом», «Мотальщики», «Вороны и воробьи», «Эстафета со скакалкой»,
«Эстафета с теннисной ракеткой», «Передача мяча в тоннели», «Перебежки
под обстрелом», «Мяч среднему».
Подвижные игры с элементами спортивных игр 9ч. «Мяч капитану», «Перестрелка», «Пионербол», «Лапта», «Игры на лыжах, «Борьба за мяч».
Спортивный праздник 1ч.
3 год обучения (34 часа)
Знания о физической культуре (1ч.)
Народная игра и её значение. Техника безопасности и правила поведения в подвижной игре.
Способы физкультурной деятельности(2ч.)
Самостоятельные игры и развлечения.
Физическое совершенствование (31ч.)
Бессюжетные игры 7 ч. «Салки с платочком», «Пятнашки», «Ловишки с хвостами», «Вышибалы», «Удочка», «Третий лишний», «Борьба за знамя», «Перебежки под обстрелом», «Мяч среднему».
Народные игры 4ч. «, «Два мороза», «Жмурки», «Рыбаки и рыбки», «Ловкий оленевод», «Волк и олени»
Игры с элементами соревнований 9ч. Эстафеты с закреплением навыка: метания мяча в цель; точно и быстро передавать мяч и другие предметы;в бросании, ловле и передаче большого мяча; прыжков на скакалке и с продвижением вперед;в равновесии (сохранения устойчивости);лазания и перелезания;
Подвижные игры с элементами спортивных игр 10ч. «Мяч капитану», «Борьба за мяч», «Пионербол», «Лапта», «Игры на лыжах», «Бадминтон».
Спортивный праздник 1ч.
4 год обучения (34 часа)
Знания о физической культуре (1ч.)
Спортивные игры, история и классификация игр. Техника безопасности и правила поведения в спортивной игре.
Способы физкультурной деятельности(2ч.)
Самостоятельные игры и развлечения.
Физическое совершенствование (31ч.)
Бессюжетные игры 6 ч. «Пятнашки», «Ловишки ноги от земли, «Вышибалы», «Третий лишний», «Борьба за знамя», «Перебежки под обстрелом».
Народные игры 4ч: «Волк и олени», «Бездомный заяц», «Северный и южный ветер», «Жмурки».
Игры с элементами соревнований 8ч. Эстафеты с закреплением навыка: метания мяча в цель; точно и быстро передавать мяч и другие предметы;в бросании, ловле и передаче большого мяча; прыжков на скакалке и с продвижением вперед;в равновесии (сохранения устойчивости);лазания и перелезания;
Подвижные игры с элементами спортивных игр 12ч. «Баскетбол», «Пионербол», «Лапта», «Бадминтон», «Игры на лыжах».
Спортивный праздник 1ч.
IV.Тематическое планирование 2 года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | В том числе: |
план | факт | практические | контроль |
| 1. Раздел Знания о физической культуре | |
1. | 1.1.Вводный инструктаж. «Классификация игр. Техника безопасности и правила поведения в подвижной игре» | 1 | | | | |
| Раздел 2 «Сюжетные игры» 8 часов | |
2 | «Ловкие и быстрые» | 1 | | | | |
3 | «Состязания охотников» | 1 | | | | |
4 | «Перелет птиц» | 1 | | | | |
5 | «Быстрые и ловкие» | 1 | | | | |
6 | «Прогулка в лес» | 1 | | | | |
7 | «Смелые и меткие» | 1 | | | | |
8 | «Забавы в лесу» | 1 | | | | |
9 | «Силу, ловкость испытай!» | 1 | | | | |
| Раздел 3 «Игры с элементами соревнований на лыжах» 4 часа | |
10 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
11 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
12 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
13 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
| Раздел 4 «Народные игры» 5 часов | |
14 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
15 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
16 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
17 | «Игры народов Севера» | 1 | | | | |
18 | «Игры народов Севера» | 1 | | | | |
| Раздел 5 «Игры с элементами соревнований» 8 часов | |
19 | Игры на меткость | 1 | | | | |
20 | Игры с бегом | 1 | | | | |
21 | Игры – эстафеты с мячом | 1 | | | | |
22 | Игры – эстафеты круговые | 1 | | | | |
23 | Эстафеты и игры на ловкость | 1 | | | | |
24 | Игры и эстафеты со скакалкой | 1 | | | | |
25 | Эстафеты с предметами | 1 | | | | |
26 | «Веселые старты» | 1 | | | | |
| Раздел 6 «Подвижные игры с элементами спортивных игр» 5 часов | |
27 | . «Мяч капитану» | 1 | | | | |
28 | «Мяч капитану» | 1 | | | | |
29 | «Пионербол» | 1 | | | | |
30 | «Лапта» | 1 | | | | |
31 | «Лапта» | 1 | | | | |
| Раздел 7 «Способ физкультурной деятельности» 3часа | |
32 | «Самостоятельные игры и развлечения» | 1 | | | | |
33 | «Самостоятельные игры и развлечения» | 1 | | | | |
34 | Спортивный праздник | 1 | | | | 1 |
| Итого: | 34 | | | | 1 |
IV.Тематическое планирование 3 года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | В том числе: |
план | факт | практические | контроль |
| 1. Раздел Знания о физической культуре | |
1 | Вводный инструктаж. «Народная игра и ее значение. Техника безопасности и правила поведения в подвижной | 1 | | | | |
| Раздел 2 «Бессюжетные игры» 7 часов | |
2 | «Игры с использованием предметов» | 1 | | | | |
3 | Игры с использованием предметов» | 1 | | | | |
4 | Игры с использованием предметов | 1 | | | | |
5 | «Игры по формированию быстроты» | 1 | | | | |
6 | Игры по формированию быстроты» | 1 | | | | |
7 | «Игры по формированию выносливости» | 1 | | | | |
8 | «Игры по формированию выносливости» | 1 | | | | |
| Раздел 3 «Подвижные игры с элементами спортивных игр на лыжах» 4 часа |
9 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
10 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
11 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
12 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
| Раздел 4 «Народные игры» 4 часа | |
13 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
14 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
15 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
16 | «Игры народов Севера» | 1 | | | | |
| Раздел 5 «Игры с элементами соревнований» 9 часов | |
17 | Игры на меткость | 1 | | | | |
18 | Игры с бегом | 1 | | | | |
19 | Игры – эстафеты с мячом | 1 | | | | |
20 | Игры – эстафеты круговые | 1 | | | | |
21 | Эстафеты и игры на ловкость | 1 | | | | |
22 | Игры и эстафеты со скакалкой | 1 | | | | |
23 | Эстафеты с предметами | 1 | | | | |
24 | Эстафеты в равновесии | 1 | | | | |
25 | «Веселые старты» | 1 | | | | |
| Раздел 6 «Подвижные игры с элементами спортивных игр» 6 часов | |
26 | «Борьба за мяч» | 1 | | | | |
27 | «Пионербол» | 1 | | | | |
28 | «Лапта» | 1 | | | | |
29 | «Лапта» | 1 | | | | |
30 | «Бадминтон» | 1 | | | | |
31 | «Бадминтон» | 1 | | | | |
| Раздел 7 «Способ физкультурной деятельности» 3часа | |
32 | «Самостоятельные игры и развлечения» | 1 | | | | |
33 | «Самостоятельные игры и развлечения» | 1 | | | | |
34 | Спортивный праздник | 1 | | | | 1 |
| итого | 34 | | | | 1 |
IV.Тематическое планирование 4 года обучения
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | В том числе: |
план | факт | практические | контроль |
| 1. Раздел Знания о физической культуре | |
1 | Вводный инструктаж. «Спортивные игры, история и классификация игр». Техника безопасности и правила поведения в спортивной игре» | 1 | | | | |
| Раздел 2 «Бессюжетные игры» 6 часов | |
2 | «Игры с использованием предметов» | 1 | | | | |
3 | «Игры с использованием предметов» | 1 | | | | |
4 | «Игры по формированию быстроты» | 1 | | | | |
5 | «Игры по формированию быстроты» | 1 | | | | |
6 | «Игры по формированию выносливости» | 1 | | | | |
7 | «Игры по формированию выносливости» | 1 | | | | |
| Раздел 3 «Народные игры» 4 часа |
8 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
9 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
10 | «Русские народные игры» | 1 | | | | |
11 | «Игры народов Севера» | 1 | | | | |
| Раздел 4 «Подвижные игры с элементами спортивных игр на лыжах» 5 часов |
12 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
13 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
14 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
15 | «Игры на лыжах» | 1 | | | | |
| Раздел 5 «Игры с элементами соревнований» 9 часов | |
17 | Игры на меткость | 1 | | | | |
18 | Игры с бегом | 1 | | | | |
19 | Игры – эстафеты с мячом | 1 | | | | |
20 | Игры – эстафеты круговые | 1 | | | | |
21 | Эстафеты и игры на ловкость | 1 | | | | |
22 | Игры и эстафеты со скакалкой | 1 | | | | |
23 | Эстафеты с предметами | 1 | | | | |
24 | Эстафеты в равновесии | 1 | | | | |
25 | «Веселые старты» | 1 | | | | |
| Раздел 6 «Подвижные игры с элементами спортивных игр» 7 часов | |
26 | «Борьба за мяч» | 1 | | | | |
27 | «Пионербол» | 1 | | | | |
28 | «Пионербол» | 1 | | | | |
29 | «Бадминтон» | 1 | | | | |
30 | «Бадминтон» | 1 | | | | |
31 | «Лапта» | 1 | | | | |
32 | «Лапта» | 1 | | | | |
| Раздел 7 «Способ физкультурной деятельности» 2 часа | |
33 | «Самостоятельные игры и развлечения» | 1 | | | | |
34 | Спортивный праздник | 1 | | | | 1 |
| итого | 34 | | | | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Инвентарь:
Стенка гимнастическая 2,8 х 0,8 м. | Секундомер однокнопочный. |
Набивные мячи 1 кг. | Флажки разметочные. |
Теннисные мячи. | Сетка для переноса и хранения мячей. |
Палки гимнастические пластмассовые | Сетка волейбольная |
Скакалки детские отечественные. | Скамейки гимнастические жесткие 4 м. |
Скамейки гимнастические жесткие 2 м. | Скакалки удлиненные. |
Мячи волейбольные, футбольные, баскетбольные. | Кегли. |
Щит тренировочный навесной с кольцом и сеткой. | Щит фанерный игровой. |
Стенка гимнастическая 2,8 х 0,8 м. | Обручи |
Контейнер передвижной для игрового инвентаря. | Ленты цветные |
Магнитофон двух кассетный с колонками. | Скакалки гимнастические. |
Аптечка для оказания первой помощи. | Флажки разметочные. |
Комплект для игры «Городки» | Сетка для переноса и хранения мячей. |
Комплект для игры «Бадминтон» | Комплект для игры «Лапты» |
12