СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка»

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Познавай-ка»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»


Романова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов


Программа внеурочной деятельности

«Познавай-ка»


Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. И это самый замечательный возраст для формирования и развития умений и навыков исследовательской деятельности. Кроме того, произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – краткосрочной. Программа “Познавай-ка” – интеллектуальной направленности.

Программа курса предназначена для учащихся 2 класса, интересующихся исследовательской деятельностью. Данная программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность занятий – 30 минут.















Цель и задачи внеурочной деятельности

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений


Задачи программы:


  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;


  • развивать мотивацию к процессу получения знаний;


  • формировать умения работать с информацией, организовывать свою деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;


  • развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся;


  • развивать умения, способствующие саморазвитию учащихся: самовыражение, самопрезентацию и рефлексию;


  • воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, творческое отношения к делу







Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • делать умозаключения и выводы;

  • готовить мини-тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Познавай-ка»:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей

Методические рекомендации по проведению занятий

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Технологии, методики:

• уровневая дифференциация;

• проблемное обучение;

• моделирующая деятельность;

• поисковая деятельность;

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии;



















Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1 - 2

Что такое исследование. Научные исследования и наша жизнь

2

3 – 4

Как задавать вопросы?


2

5 – 6

Как выбрать тему исследования?


2

7 – 8

Учимся выбирать дополнительную литературу

2

9 – 10

Учимся выделять главное и второстепенное.


2

11

Наблюдение, как способ выявления проблем


1

12

Как сделать схему?


1

13

Как выбрать друга по общему интересу?


1

14

Искусство делать сообщение


1

15 -18

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

4

19 – 22

«В мире необычных и грозных явлений природы»


4

23 – 26

«Сохранились ли на земле драконы?»


4

27 – 30

«Как без часов определить время суток?»


4

31 – 33

Планеты


3

34

Итоговое занятие-игра «Всё хочу на свете знать!»


1







Содержание программы

(34 часа)


Что такое исследование? Научные исследования и наша жизнь - 2ч


Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Знакомство со значимыми исследованиями в жизни человечества


Как задавать вопросы? – 2 ч


Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования. Практическая работа


Как выбрать тему исследования? – 2 ч


Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.


Учимся выбирать дополнительную литературу – 3ч.


Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.


Учимся выделять главное и второстепенное» - 2 ч.


Практическая работа выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом»


Наблюдение как способ выявления проблем– 1ч.


Игра «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению.


«Как делать схемы?» - 1 ч.

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы»


Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.


Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.



«Искусство делать сообщения» - 1 ч.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму»


Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 4 ч.


Выполнение презентации к проекту. Набор текста. Оформление. Подбор необходимых картинок. Практические задания



«В мире необычных и грозных явлений природы» - 4 ч.

Сбор материала по данной теме. Вулканы. СозданиеНаблюдения из жизненного опыта, оформление работ, подготовка сообщения


«Сохранились ли на земле драконы?» - 4 ч.

Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах. Сбор информации. Проведение исследования, оформление работы


«Как без часов определить время суток?» - 4 ч.

Собрать материал о растениях, по которым можно определить время. Выяснить, как в древности определяли время. Провести исследование на заданную тему


«Планеты» - 3 ч.

Перечень планет. Происхождение названия. Общая характеристика каждой:     размеры;     удаленность;       время обращения вокруг Солнца;      удаленность от Солнца. Исследования планеты людьми. Условия на планете.


Итоговое занятие-игра «Всё хочу на свете знать!» - 1 ч.

Игровое занятие по пройденному за год материалу

















Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема

Кол-во часов

6.09

1

Что такое исследование


1

13.09

2

Научные исследования и наша жизнь


1

20.09

3

Как задавать вопросы?


1

27.09

4

Практическая работа по теме «Учимся задавать вопросы»

1

4.10

5

Как выбрать тему исследования?


1

11.10

6

Практическая работа «Мини-исследования и наблюдения»

1

18.10

7

Учимся выбирать дополнительную литературу

1

25.10

8

Экскурсия в библиотеку. Знакомство со справочной и энциклопедической литературой

1

8.11

9

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

15.11

10

Практическая работа с дополнительной литературой «Находим главное»

1

22.11

11

Наблюдение, как способ выявления проблем

1

29.11

12

Как сделать схему?


1

6.12

13

Как выбрать друга по общему интересу?


1

13.12

14

Искусство делать сообщение


1

20.12

15

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

1

27.12

16

Азы работы в программе Power Point


1

17.01

17

Набираем текст. Создаём фон. Копирование

1

24.01

18

Вставляем рисунок. Анимация


1

31.01

19

«В мире необычных и грозных явлений природы»

1

7.02

20

Какие явления природы можно назвать грозными. Вулканы.

1

14.02

21

Подбор информации. Распределение подтем

1

21.02

22

Защита проектов по теме «Грозные явления»

1

28.02

23

«Сохранились ли на земле драконы?»


1

7.03

24

Деление на группы. Составление плана работы над темой

1

14.03

25

Сбор информации о динозаврах. Обсуждение в группах

1

21.03

26

Драконы острова Комодо


1

4.04

27

«Как без часов определить время суток?»


1

11.04

28

Сбор информации на заданную тему. Распределение на группы

1

18.04

29

Проведение исследований на тему «Как определить время без часов»

1

25.04

30

Презентации и сообщения учащихся на тему «Знаем время без часов»

1

2.05

31

Планеты. Знакомство с планетами Солнечной системы

1

8.05

32

Подборка информации о планетах в группах. Обсуждение

1

16.05

33

Презентация «Стартуем, друзья!»


1

23.05

34

Итоговое занятие-игра «Всё хочу на свете знать!»

1









Формы и виды контроля

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:




 Виды контроля


Цель организации контроля


Формы организации контроля


1.


Предварительное выявление уровня знаний и умений.


Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать


Индивидуальный устный контроль


2.


Текущий контроль


Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.


Устный фронтальный контроль


3.


Тематический контроль


Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся


Комбинированный контроль


4.


Итоговый контроль


Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся


Индивидуальный контроль



Каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки, презентации, сообщения, мини-конференции, защита исследовательских работ, выступление.





Литература

  1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников //Начальная школа. Плюс до и после 2009. № 2. С 8-11.

  2. Веркаса А.Н., Веркаса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.

  3. Господникова М.К., Полянина Н.Б. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131 с.: ил.

  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веруб-М, 2011. – 48 с.

  5. Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка //Начальная школа. Плюс до и после 2007. № 8. С 23-25.

  6. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград:Учитель, 2009. – 138 с.: ил.

  7. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2010. 

  8. Ступницкая М.А Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 256 с.: ил.

  9. Романовская М.Б. Проекты в младших классах// Завуч начальной школы 2010. №6. С. 88-99



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!