МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО начальных классов Руководитель МО ___________ Рогова Н.Н. Протокол № от « » 2022 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № от « » 2022г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «РСШ №2» _____________ Чудалева Н.Д. Приказ № _____ от « _____» 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2-А КЛАССА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД -34ч., В НЕДЕЛЮ – 1ч.
УЧИТЕЛЬ МАТВЕЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Программа разработана на основе:
ФГОС НОО. 2010г.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2012
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане;
различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.
Второклассник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Второклассник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Второклассник получит возможность научиться:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Содержание курса внеурочной деятельности
Математика – царица наук.
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
Как люди научились считать.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
Интересные приемы устного счёта.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Практикум «Подумай и реши».
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
репление знаний о классах и разрядах.
Наглядная алгебра.
ючение в активный словарь детей алгебраических терминов.
Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме сложные рассуждения.
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
Круглый стол «Подведем итоги».
Тематическое планирование
№п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Знаки и символы | 4 |
2 | Математика – это интересно | 6 |
3 | Веселая геометрия | 6 |
4 | Задачи | 10 |
5 | Занимательные игры | 8 |
6 | Обобщение | 2 |
| Итого | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата |
План. | Факт. |
1. | 1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 6.09 | |
2. | 2. Как люди научились считать. | 13.09 | - |
3. | 3. Интересные приемы устного счёта. | 20.09 | |
4. | 4. Решение занимательных задач в стихах. | 27.09 | |
5. | 5. Упражнения с числами | 4.10 | |
6. | 6. Учимся отгадывать ребусы. | 11.10 | |
7. | 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 18.10 | |
8. | 8. Упражнения с числами | 25.10 | |
9. | 9. Решение ребусов и логических задач. | 8.11 | |
10. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 15.11 | |
11. | Загадки- смекалки. | 22.11 | |
12. | Игра «Знай свой разряд». | 25.11 | |
13. | Обратные задачи. | 6.12 | |
14. | Практикум «Подумай и реши». | 13.12 | |
15. | Задачи с изменением вопроса. | 20.12 | |
16. | «Газета любознательных». | 27.12 | |
17. | Решение нестандартных задач. | 17.01 | |
18. | Решение олимпиадных задач. | 24.01 | |
19. | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 31.01 | |
20. | Школьная олимпиада | 7.02 | |
21. | Игра «Работа над ошибками» | 14.02 | |
22. | Математические горки. | 21.02 | |
23. | Наглядная алгебра. | 28.02 | |
24. | Решение логических задач. | 7.03 | |
25. | Игра «У кого какая цифра» | 14.03 | |
26. | Знакомьтесь: Архимед! | 21.03 | |
27. | Задачи с многовариантными решениями. | 4.04 | |
28. | Знакомьтесь: Пифагор! | 11.04 | |
29. | Задачи с многовариантными решениями. | 18.04 | |
30. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 25.04 | |
31. | Задачи с многовариантными решениями. | 16.05 | |
32. | Математический КВН | 23.05 | |
33. | Круглый стол «Подведем итоги» | 30.05 | |
34. | | | |