МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение Пензенской области
«Головинщинская школа - интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
(ГКОУ «Головинщинская школа – интернат»)
Программа внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
(по социальному направлению)
для учащихся 2-3 классов
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель: Учитель начальных классов
Мандрыгина Светлана Николаевна
Содержание программы.
Пояснительная записка 4 - 6
Содержание программы 6 - 7
Планируемые результаты 8 - 9
Материально-техническое обеспечение 10 - 11
Тематическое планирование 11 - 24
Список информационных источников 25 - 26
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
7. Положение об организации внеурочной деятельности учащихся ГКОУ «Головинщинская школа-интернат».
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Проектная деятельность» разработана на основе авторской программы к учебному комплекту «Учусь создавать проект: исследуем, доказываем, проектируем, создаем». Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» по социальному направлению организуется во 2-3 классах и рассчитана на 1 час в неделю.
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий по проектной деятельности, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Проектная деятельность» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, способностях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Цель реализации программы: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
1. Разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы.
2. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
3. Развитие в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям.
4. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
5. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строились бы на принципах товарищества и взаимопонимания. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребенка коллектив, с членами которого учащийся мог бы себя отождествлять и где бы культивировались гуманистические нормы и ценности.
В работе со школьниками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приемы:
введение и поддержание корпоративных норм в группе школьников;
инициирование и поддержание самоуправления в классе;
организации деятельности на принципах коллективного осуществления и коллективного анализа;
организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
представление себя (своего поведения, отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта для подражания;
представление школьникам актуальной для них информации воспитательного характера, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
проблематизация тех отношений школьников с миром, людьми, самими собой, который педагог считает опасными для личностного развития своих воспитанников;
организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Задачи программы позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
2.Содержание программы.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
При дальнейшей работе над проектами составленная общая выставка работ или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей и педагогов своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии в природу, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
3.Планируемые результаты
Личностные результаты:
• формировании у детей мотивации к обучению.
• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
• умения учиться приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные:
•учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• умение координировать свои усилия с усилиями других;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• умение задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом.
2. Актуальность и значимость темы.
3. Полнота раскрытия темы.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Артистизм и выразительность выступления.
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации.
7. Использование средств наглядности, технических средств
Последовательность работы над проектом:
Технологический (творческий) проект
1-й этап. Разработка проекта «Для чего и кому нужен проект?»
1.Сделать подарок.
2. Подготовиться к празднику.
3. Что-то другое…
Что будем делать?
1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
2. Определяем конструкцию изделия.
3. Подбираем подходящие материалы.
4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
5. Выбираем лучший вариант.
Как делать?
1. Подбираем технологию выполнения.
2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
3. Подбираем инструменты.
2-й этап. Выполнение проекта.
Воплощаем замысел.
1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
2. Изготавливаем изделие.
3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).
3-й этап. Защита проекта.
Что делали и как?
1.Что решили делать и для чего.
2. Как рождался образ объекта.
3. Какие проблемы возникали.
4. Как решались проблемы.
5. Достигнут ли результат.
Формы подведения итогов работы
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки, праздники, фестивали, чемпионаты и т.д.
4.Материально-техническое обеспечение.
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по данной программе, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность создать атмосферу вовлеченности.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
виды деятельности учеников на уроке;
приёмы преподнесения заданий;
процесс выполнения заданий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства широко привлекаются также при создании:
классных газет и журналов (компьютер);
фотоальбомов (фотоаппарат);
DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) математических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая изображения с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
5 .Тематическое планирование.
2 класс
№ п\п | Название темы | Часы занятий | БУД |
Проект «Овощи и фрукты» |
-
| Вводное занятие. Что такое проект? | 1 | Познавательные: - определять круг своего знания Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других |
-
| Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками. Познавательные: -осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
-
| Развивающая игра «Садовник» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы Личностные: -уметь сопереживать, сочувствовать |
4-6 | Творческая мастерская (изготовление поделок в разной технике овощей и фруктов) | 3 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
7. | Логопедическое занятие с мнемотаблицами. | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом; слушать и понимать других Познавательные: -осознанное построение речевого высказывания в устной форме Личностные: -развитие долгосрочной памяти; -развитие устной речи |
8. | Дидактическая игра «Что перепутал художник?» | 1 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога; -строить простое речевое высказывание Личностные: - развивать внимательность -развивать устную речь, логическое мышление. |
9. | Презентация «Чем полезны овощи и фрукты» | 1 | Познавательные: -строить простое речевое высказывание Коммуникативные: -участвовать в коллективной презентации; -взаимодействовать со сверстниками и взрослыми |
10. | Парад овощей. Защита проекта «Овощи и фрукты» | 1 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
Проект «В гостях у сказки» |
11. | Выставка книг «Мои любимые сказки». Чтение. | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога; - строить простое речевое высказывание; -учить выразительному чтению Личностные: -развивать устную речь |
12. | Прослушивание аудиозаписи со сказками и их обсуждение | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога; - строить простое речевое высказывание Личностные: - развивать усидчивость -развивать устную речь. |
13. | Развивающая игра «Угадай сказку и сказочного персонажа» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать устную речь, логическое мышление. |
14. | Познавательный видеофильм «Что такое сказка?» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога; -строить простое речевое высказывание. |
15-17 | Художественная мастерская «Я рисую сказку» Выставка рисунков «В гостях у сказки» | 3 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
18. | Просмотр любимых сказок. | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: -развивать внимательность и любознательность. |
19. | Загадки и пословицы о сказках. | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом -участвовать в диалоге, уметь слушать других Познавательные: -поиск необходимой информации; -отвечать на вопросы педагога Личностные: -развивать внимательность и любознательность. |
20. | Защита проекта «В гостях у сказки» | 1 | Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
Проект «Математика в числах» |
21-22. | Математический театр «Спор чисел» | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления |
23. | «Мозговой штурм» | 1 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать математическое мышление. |
24. | Дидактические игры «Найди заплатку», «Найди лишнее» и др. | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: -развивать внимательность -развивать математическое мышление. |
25. | Практикум «Числа и цифры» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать математическое мышление. |
26-28 | Творческие работы о числах «Умные пальчики».Выставка работ. | 3 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
29 | Просмотр развивающих мультфильмов о числах. | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: -развивать внимательность и любознательность. |
30 | Защита проекта «Математика в числах» | 1 | Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
31 | Экскурсия к памятнику погибшим воинам. | 1 | Познавательные: - поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -структурирование собственных действий Коммуникативные: -взаимодействие со сверстниками Личностные: -уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться |
32 | Видеофильм «Дети войны» | 1 | Познавательные: - поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -структурирование собственных действий Коммуникативные: -взаимодействие со сверстниками Личностные: -уметь сопереживать, сочувствовать, гордиться |
33-34. | Обобщение. Подведение итогов. | 2 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
Тематическое планирование.
3 класс
№ п/п | Название темы | Часы занятий | БУД |
-
| Проект «Азбука пешехода» |
Вводное занятие. Выбор с детьми тем для проектов. | 1 | Познавательные: - определять круг своего знания Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других |
-
| Оформление уголка безопасности по Правилам дорожного движения (ПДД) | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
-
| Занятие с развивающими карточками «Правила маленького пешехода» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать логическое мышление. |
-
| Просмотр обучающих мультфильмов «Советы Тетушки Совы» по ПДД | 1 | Познавательные: - поиск необходимой информации; -осознанное построение речевого высказывание в устной форме Регулятивные: -структурирование собственных действий Коммуникативные: -взаимодействие со сверстниками Личностные: - уметь сопереживать, сочувствовать |
-
| Занятие открытых мыслей «Правильные поступки на дорогах» | 1 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать логическое мышление. |
-
| Развивающая игра «Мой друг- дорожный знак» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать логическое мышление. |
-
| Настольная игра | 1 | Коммуникативные: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других -работать в группе. Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность -развивать логическое мышление. |
8-10 | Правила ДД в моих рисунках. Выставка рисунков. | 3 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
11. | Защита проекта «Азбука пешехода» | 1 | Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
Проект «Зимующие птицы» |
12. | Беседа «Снегирь- птица зимы» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность; -развивать логическое мышление. |
13. | Изготовление из геометрических фигур птицы «Снегирь». Коллаж поделок. | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
14. | Стихотворение А.Барто «Снегирь» (аудиозапись, пение птицы) | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность; - развивать логическое мышление. |
15. | Упражнение «Соберем птичку» (изготовление творческой поделки «Сова») | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
16-18 | Операция «Делай добро» (изготовление кормушек для птиц) | 3 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
19-20 | Оформление плаката – призыва о помощи птицам зимой. | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
21 | Беседа - практическое занятие «Кто чем питается» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: -развивать внимательность; -развивать логическое мышление. |
22 | Экскурсия «Кто в гости к нам летит» (наблюдение какие птицы прилетают к кормушкам) | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность |
23 | Продуктивно - дидактическая игра «Кто как кричит» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность; -развивать логическое мышление. |
24-25 | Экскурсия «Чьи следы». Фотоколлаж. | 2 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность; -развивать творческие способности. |
26-27 | Рисунки «Моя любимая птичка». Выставка работ. | 2 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
28. | Познавательная беседа «Синица» | 1 | Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность |
29. | Загадки о птицах | 1 | Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность |
30. | Викторина – соревнование «Птицы – наши друзья» | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Познавательные: -отвечать на простые вопросы педагога Личностные: - развивать внимательность |
31. | Изготовление творческой поделки «Воробей» | 1 | Коммуникативные: -взаимодействовать со сверстниками и педагогом Познавательные: -поиск необходимой информации; Регулятивные: -определение последовательности действий Личностные: -развитие творческого мышления; -развитие мелкой моторики пальцев рук. |
32-33 | Подготовка и защита проекта «Зимующие птицы» | 2 | Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
34. | Обобщение. Подведение итогов. | 1 | Познавательные: -поиск необходимой информации Регулятивные: - владение определенными вербальными средствами общения с людьми Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, обработке информации и презентации результата деятельности |
Список информационных источников
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3 – е издание, переработанное. – Самара: Издательство «Учебная литература»
6. Урюпина Е.А. Программа проектной деятельности. – Агрыз, 2010.
7. Развитие исследовательских умений младших школьников /[Н. Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение. 2011.
8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина]. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
9. Азбука истоков «Золотое сердечко»: Методический комментарий /Под редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки». 2004.
10. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающего мира»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
13. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.
14.https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-proektnaya-deyatelnost-klass-1757545.html/
15.https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-proekt-eto-zdorovo-944271.html.
16.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/rabochaia_proghramma_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_proiektnaia_dieiatiel_nos_1.
17.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/08/09/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-proektnaya.
11