СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Путешествие в далёкое и близкое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению " Путешествие в далёкое и близкое" для обучающихся 2-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Путешествие в далёкое и близкое"»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ





«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ»






Срок реализации: 3 года

Для 2 – 4 классов




Возраст: 8 – 11 лет
















Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Отличительные особенности данной программы: работа по содержанию изучаемого материала проводится в доступной возрасту игровой форме, с использованием интерактивных ресурсов. Программа может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов.

Возрастная категория: младшие школьники в возрасте 8-11 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на три года. Периодичность занятий 1 раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия - 45 минут.

Этапы:

2 класс – модуль «Смешарики». Темы занятий раскрываются с использованием персонажей и сюжетов любимого мультфильма в доступной для детского понимания и восприятия форме.

3 класс - 4 класс – модуль «Азбука нравственности». В 3 классе - это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения, а в 4 классе - важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Формы проведения занятий:

  • Классные часы;

  • Беседы, викторины;

  • Ролевые игры;

  • Проблемно – деловые ситуации;

  • Коллективно – творческие дела;

  • Тренинги общения;

  • Смотры, конкурсы, выставки;

  • Практическая деятельность детей;


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Путешествие в далекое и близкое».

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей


Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей


Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


Формы подведения итогов: открытое мероприятие (игра, квест, инсценировка

Модуль «Смешарики»

1 этап реализации программы «Путешествие в далекое и близкое» - модуль «Смешарики» рассчитан на обучающихся 2 класса, срок реализации - 1 год)

Рабочая программа модуля «Смешарики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение».

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно – нравственного направления.

Программа данного курса рассчитана на 2019-2020 учебный год. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами: осознанием важности и необходимости формирования у обучающихся уважения и любви к тем, кто им дал жизнь своим родителям; уважения и почитания своих учителей; уважения старших, помощь младшим; приобретение навыков дружеского общения и взаимодействия; осведомленность обучающихся о последствиях совершения плохих поступков и т.п.


Цель данного курса: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.

Основные задачи курса:

  1. формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  2. формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  3. формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  4. вести постоянную работу по социализации обучающихся, по подготовке их к жизни в современной действительности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут и включает в себя просмотр одной или двух серий мультфильма «Смешарики» и его дальнейшее обсуждение. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • Самостоятельность работы.

  • Осмыслённость действий.

  • Разнообразие освоенных задач.

Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.


Содержание курса


Мир без насилия – 8ч.

Мы разные – и это здорово! «Другие уши». Учимся помогать другим. «Путаница». Законы дружбы. «До лампочки». «Зачем нужны друзья» Законы дружеского общения. «Чего пожелаешь?». «Куда приводят желания» Учимся понимать другого человека. «Он меня назвал..» Азбука прав ребенка. Праздник «Осень у Смешариков».


Азбука доброжелательности – 7 ч.

Добрые дела. «Подвиг». Дружеские взаимоотношения. «Чугунок не играет». КТД. «Мораль». «Ремонт – дело коллективное» Уважение к чужому мнению. «Времена года». Уважение к чужому мнению. «Времена года» Учимся слушать и слышать. «Кто кому». Вера в себя и свои способности. «Муха – не червяк». КТД «Твори добро, Смешарик»


Добрые и справедливые Смешарики – 19 ч.

«Как собрать друзей по-быстрому».«Путь в приличное общество».«Рецепт хорошего отдыха».«Что нужно всем».«Обещание».«Думают ли о Вас на звездах?».«День справедливости».«Невоспитанный клон».«Личная жизнь».«Линии судьбы».«Полоса невезения».«Настоящие ценности». «Сила воли». «Близко к сердцу». «Приятные новости».«Тайное общество».«Педагогическая поэма».«Торжество разума». Праздник «Нюша с друзьями принимает гостей».


Тематическое планирование

2 класс


ТЕМА

Формирование УУД

Кол-во

часов

Дата

1

Мы разные – и это здорово! «Другие уши».


Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

1


2

Учимся помогать другим. «Путаница».


1


3

Законы дружбы. «До лампочки». «Зачем нужны друзья»


1


4

Законы дружеского общения. «Чего пожелаешь?». «Куда приводят желания»


1


5

Учимся понимать другого человека. «Он меня назвал..»



1


6

Учитываем мнения других людей. «Новые горизонты».


1


7

Азбука прав ребенка.


1


8

Праздник «Осень у Смешариков».


1


9

Добрые дела. «Подвиг».



1


10

Дружеские взаимоотношения. «Чугунок не играет».


1


11

КТД. «Мораль». «Ремонт – дело коллективное»


1


12

Уважение к чужому мнению. «Времена года».


1


13

Учимся слушать и слышать. «Кто кому».





1


14

Вера в себя и свои способности. «Муха – не червяк».


1


15

КТД «Твори добро, Смешарик»


1


16

«Как собрать друзей по-быстрому».


1


17

«Путь в приличное общество»


1


18

«Рецепт хорошего отдыха».


1


19

«Что нужно всем».


1


20

«Обещание».


1


21

«Думают ли о Вас на звездах?».


1


22

«День справедливости».


1


23

«Невоспитанный клон».


1


24

«Личная жизнь».


1


25

«Линии судьбы».


1


26

«Полоса невезения».


1


27

«Настоящие ценности».


1


28

«Сила воли».


1


29

«Близко к сердцу».


1


30

«Приятные новости».


1


31

«Тайное общество».


1


32

«Педагогическая поэма»


1


33

«Торжество разума»


1


34

Праздник «Нюша с друзьями принимает гостей»

1



ИТОГО:


34 ч.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса во 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования


Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом занятия.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметные картинки и карточки-названия морально-этических норм, черт характера.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и притчи на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

-выделять существенные признаки предметов, явлений;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.





Список используемой литературы



  1. А.Г. Асмолов «От действия к мысли» : пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

  3. Аронов А. А. Воспитывать патриотов- М.: Просвещение, 2010.

  4. Григорьев Д.В. П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников» методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

  5. Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

  6. Леокум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей

  7. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

  8. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.

  9. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 – 574 с.

  10. http://www.youtube.com/user/TVSmeshariki


































Модуль «Уроки нравственности»

3 - 4 классы


Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение».

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно – нравственного направления.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 чело­век.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.




Отличительные особенности программы


Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


Реализация программы


В реализации программы участвуют учащиеся 3-4 классов (9- 11 лет).



Формы проведения занятий:

  • Беседы, викторины;

  • Ролевые игры;

  • Проблемно – деловые ситуации;

  • Коллективно – творческие дела;

  • Тренинги общения;

  • Смотры, конкурсы, выставки;

  • Практическая деятельность детей;


Содержание курса внеурочной деятельности

3 класс


1 раздел (10 ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.


2 раздел ( 8 ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.



3 раздел ( 10 ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом. В гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, Театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки. 


4 раздел (6 ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.



4 класс



Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.


Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.


Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.



Сроки реализации программы


Программа данного курса рассчитана на 2019 -2020 учебный год. В третьем и четвертом классе по 34 часа (1 час в неделю). Программа будет реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.




Тематическое планирование

3 КЛАСС


п/п

Тема

Кол- во

часов

Дата

Корректировка даты

Раздел №1

Я среди людей – 10 ч.


1.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

1

05.09


2.

Аккуратность, опрятность, бережливость уважение человека к себе

1

12.09


3.

Отношение по имени к одноклассникам и друзьям

1

19.09


4.

Имя и отношение к человеку.

1

26.09


5.

Анализ проблемных ситуаций

1

03.10


6.

Речь – важнейшее средство общения.

1

10.10.


7.

Товарищество и дружба в традициях русского народа

1

17.10


8.

Понятие «настоящий друг».

1

24.10


9.

Верность и бескорыстие в дружбе.

1

07.11


10.

Взаимовыручка и взаимопомощь

1

14.11


Раздел № 2

Речевой этикет. (8 ч)


11.

Понятия «этика», «этикет».

1

21.11


12.

Специфика речевого общения.

1

28.11


13.

Речь и отношение человека к людям.

1

05.12


14..

Зачем людям нужны правила вежливости и этикета

1

12.12


15.

Основные правила вежливости в общении

1

19.12


16.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения

1

26.12


17.

Разыгрывание ситуаций.


1

09.01


18.

Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

1

16.01


Раздел № 3

Культура поведения. (10 ч)

19.

Семья, родители, родные

1

23.01


20.

Отношение поколений в семье

1

30.01


21.

Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.

1

06.02


22.

Русские традиции отношения к старшим

1

13.02


23.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения

1

20.02


24.

Этикет в общении с учителем

1

27.02


25.

Помощь и забота по отношению к маленьким

1

05.03


26.






Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом.

1

12.03


27.

В гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

1

19.03 09.04


28.

Искусство делать подарки. 

1

02.04 16.04


Раздел № 4

В мире сказок. ( 6 ч )

29

Добро и зло в сказках


1

23.04


30.

Добрые и злые поступки, их последствия.

1

30.04


31.

Добро и зло в отношениях между людьми.

1

07.05


32.

Слушание сказок и их обсуждение

1

14.05


33.

Волшебство, чудо и правда в сказках

1

21.05


34

В сказках – мечты людей.

1

28.05


Итого: 34 часа


Сроки реализации программы


Программа данного курса рассчитана на 2020 -2021 учебный год. В третьем и четвертом классе по 17 часов (1 час в неделю). Программа будет реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.


Тематическое планирование

3 КЛАСС


п/п

Тема

Кол- во

часов

Дата

Корректировка даты

Раздел №1

Я среди людей – 5 ч.


1


Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

Аккуратность, опрятность, бережливость уважение человека к себе.

1


02.09


2

Отношение по имени к одноклассникам и друзьям

Имя и отношение к человеку.

1

09.09


3

Анализ проблемных ситуаций. Взаимовыручка и взаимопомощь

1

16.09


4

Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа

1

23.09


5

Понятие «настоящий друг».

Верность и бескорыстие в дружбе.

1

30.09


Раздел № 2

Речевой этикет. (4 ч)


6

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения.

1

07.10


7

Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Речь и отношение человека к людям.

1

14.10


8

Основные правила вежливости в общении. Разыгрывание ситуаций.

1

21.10


9

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения

1

28.10


Раздел № 3

Культура поведения. (5 ч)

10

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье.

1

11.11


11

Русские традиции отношения к старшим. Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

18.11


12

Этикет в общении с учителем

1

25.11


13

Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.

1

02.12


14

Искусство делать подарки. 

1

09.12


Раздел № 4

В мире сказок. ( 3 ч )

15

Добро и зло в сказках. Слушание сказок и их обсуждение

1

16.12


16

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми.

1

23.12


17

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

1

30.12


Итого: 17 часов


Тематическое планирование

4 КЛАСС

п/п

Тема

Кол во часов

Дата

Коррект.

даты

Раздел №1

Культура общения 9 ч.

1.

Этикет разговора.

1



2.

Обращение к разным лю­дям.

1



3.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1



4.

Вежливый отказ, несогла­сие.

1



5.

Поведение в гостях.

1



6.

Этикетные ситуации.

1



7.

Афоризмы.

1



8.

Разговор по телефону.

1



9.

Играем роль воспитанного человека.

1



Раздел № 2

Самовоспитание 7 ч.

10.

Что значит быть вежли­вым?

1



11.

Мои достоинства .

1



12.

Мои недос­татки.

1



13.

Большое значение малень­ких радостей.

1



14.

О хороших при­вычках.

1



15.

О хороших и дурных при­вычках.

1



16.

Афоризмы о самовоспита­нии.

1



Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности 10 ч.

17.

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1



18.

О сострадании .

1



19.

О сострадании и жестоко­сердии.

1



20.

Лгать нельзя, но если...?

1



21.

Дал слово держи

1



22.

Что такое счастье?

1



23.

Всегда ли богатство сча­стье?

1



24.

Спешите делать добро.

1



25.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1



26.

.Дорогою добра

1



Раздел № 4

Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя? 8 ч.

27.

«Как сердцу высказать себя?»

1



28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1



29.

Золотые правила

1



30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1



31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1



32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1



33.

Афоризмы.

1



34.

Чему мы научились на уроках этики.

1



Итого 34 часа

Сроки реализации программы


Программа данного курса рассчитана на 2020 -2021 учебный год. В третьем и четвертом классе по 17 часов (1 час в неделю). Программа будет реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Тематическое планирование

4 КЛАСС

п/п

Тема

Кол во часов

Дата

Коррект.

даты

Раздел №1

Культура общения 5 ч.

1.

Этикет разговора. Обращение к разным лю­дям.

1



2.

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1



3.

Вежливый отказ, несогла­сие. Афоризмы.

1



4.

Поведение в гостях. Этикетные ситуации.

1



5.

Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека

1



Раздел № 2

Самовоспитание 4 ч.

6.

Что значит быть вежли­вым? Афоризмы о самовоспита­нии.

1



7.

Мои достоинства. Мои недос­татки.

1



8.

Большое значение малень­ких радостей

1



9.

О хороших и дурных при­вычках.

1



Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности 4 ч.

10.

Заповеди: как мы их ис­полняем. О сострадании и жестоко­сердии.

1



11.

Лгать нельзя, но если...? Дал слово держи

1



12.

Что такое счастье? Всегда ли богатство сча­стье?

1



13.

Спешите делать добро. Дорогою добра

1



Раздел № 4

Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя? 4 ч.

14.

«Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1



15.

Золотые правила. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1



16.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле. Афоризмы.

1



17.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Чему мы научились на уроках этики.

1



Итого 17 часов

Результаты освоения обучающимися

курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.


Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:


  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;


  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;


  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.




Список литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.