СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа пропедевтического курса геометрии в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну геометрия"»

Муниципальное образование Городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Долинск

_________________________________________________________

694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская, д.13, тел. 2-71-98



Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 250 – ОД от

30 сентября 2021


Согласовано:

Зам директора по ВР

_______________/А.И. Филичкина/

«___»___________2021 г.


Уиверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №2»

_______________/Л.А. Денисенко/

«___»___________2021 г.



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Введение в геометрию»

на ступени общего среднего образования

для 6 класса

на 2021-2022 учебный год


составлена учителем математики

Козловой Снежаной Владимировной





















г. Долинск,

2021 г.




Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), плана внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора № 256- ОД от 28.08.2020 г., авторской программы «Путешествие в страну геометрию» Т.Д. Копцевой и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Цели:

создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

Задачи курса:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

  • формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

  • развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;

  • формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

  • развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;

  • подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.

В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 г. Долинск на изучение курса «Введение в геометрию» в 6 классе отведено по 1 ч в неделю. Всего 34 ч (34 учебные недели).




  1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Введение в геометрию»


№ п/п

Раздел или тема курса

Личностные УУД

Метапредметные УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Введение





2

Фигуры на плоскости

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

3

Фигуры в пространстве

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые

коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

4

Измерение геометрических величин

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации;

6

Занимательная геометрия

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.



В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

    • производить измерения на местности, уметь определять направления, расстояния, углы между природными объектами, изображать план участка в заданном масштабе;

    • Уверенно выполнять измерение углов транспортиром, различать виды углов, строить углы по их величине, выполнять основные задачи на построение: деление отрезка, построение правильных многоугольников при помощи окружности, построение треугольников по 3 сторонам, иметь представление о параллельных и перпендикулярных прямых;

    • строить развертки и изготавливать модели призмы, пирамиды, знать названия их основных элементов;

    • уметь решать задачи на разрезание и раскладывание, составлять фигуры танграма, выполнять шаблоны для паркета;

    • иметь представление о видах симметрии, уметь строить симметричные фигуры, видеть симметрию природных объектов;

    • иметь понятие о явлении филлотаксиса, уметь привести примеры геометрических объектов в природе, таких, как спирали, «золотое сечение», знать их связь с числами Фибоначчи.








  1. Содержание внеурочного курса «Введение в геометрию»


п/п

Раздел курса или тема, их содержание

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1ч.



2

Фигуры на плоскости

9ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

(рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Измерять с помощью линейки и сравнивать дли­ны отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространствен­ные). Приводить примеры аналогов геометри­ческих фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструмен­тов. Измерять с помощью транспортира и срав­нивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Ре­шать задачи на разрезание и складывание; задачи со спичками,

3

Измерение геометрических величин

6 ч.+ 6ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

(рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Измерять с помощью линейки и сравнивать дли­ны отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координат­ном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространствен­ные). Приводить примеры аналогов геометри­ческих фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструмен­тов. Измерять с помощью транспортира и срав­нивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира.

4

Занимательная геометрия

7ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

(рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие.. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространствен­ные).

Создавать шарады, ребусы, зашифровывать записи, решать логические задачи.

5

Симметрия

5 ч.

фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников.

(рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником

на печатной основе или электронным);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,

презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические

компьютерные работы);

Понятие равенство фигур, симметрия, осевая симметрия; виды фигур, обладающих осью симметрии; использование центральной симметрии в жизни человека.

Уметь: строить симметричные фигуры относительно оси; распознавать осевую симметрию в архитектуре и природе.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод; метод проблемного изложения; эвристический метод; исследовательский метод.

Формы: парная работа, групповая работа, самостоятельная работа


3. Тематическое планирование курса

п/п

Название темы урока

Количество часов

Дата проведения

Корректи-

ровка

1

Вводное занятие. Начальные геометрические сведения.

.

04.09.2021



Фигуры на плоскости.

9ч.



2-6

Разрезание и складывание плоских фигур.

5 ч.

11.09.2021- 09.10.2021


7

Точки и ломаные

1 ч.

16.10.2021


8

Сложи квадрат.

1 ч.

23.10.2021


9

Отрезок и графики.

1ч.

13.11.2021


10

Упражнения со спичками.

1ч.

20.11.2021



Измерение геометрических величин

.



11

Задачи с возможными жизненными ситуациями.

1 ч.

27.11.2021


12

Площади комбинированных фигур.

1ч.

04.12.2021


13

Равные фигуры. Деление треугольника на равные части.

1ч.

11.12.2021


14

Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры. Оригами.

1ч.

18.12.2021


15-16

Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур.

2ч.

25.12.2021-15.01.2022



Занимательная геометрия.

7ч.



17

Мозаики. Головоломки Сома.

1ч.

22.01.2022


18 - 19

Полимино.

2ч.

29.01.2022-05.02.2022


20

Иллюзии зрения.

1ч.

12.02.2022


21

Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания.


1ч.

19.02.2022


22

Введение в топологию. Лист Мебиуса.

1ч.

26.02.2022


23

Зашифрованная переписка.


1ч.

05.03.2022


Симметрия.

5 ч.


24 - 25

Осевая симметрия.

2ч.

12.03.2022 - 19.03.2022


26 - 27

Центральная симметрия.

2ч.

26.03.2022-02.04.2022


28

Орнаменты.

1ч.

09.04.2022


Измерение геометрических величин

6ч.



29 -30

Секреты квадрата и куба.

2ч.

16.04.2022-23.04.2022


31-32

Координатная плоскость.

2ч.

30.04.2022-07.05.2022


33-34

Творческий проект. Зачетное занятие.

2ч.

14.05.2022-21.05.2022


























Приложение 1

Сводная учёта распределения программного материала

по внеурочному курсу «Введение в геометрию»

Класс 6 «А»

Учитель Козлова С.В.

Количество часов на 2021-2022 учебный год

класс

6

всего часов

34

часов в неделю

1

плановых к/р (л/р)


административных к/р




Сводная ведомость часов за год



Учебные четверти

Количество часов

1 четверть

8

2 четверть

7

3 четверть

11

4 четверть

8

Год

34



Распределение часов по разделам внеурочного курса «Введение в геометрию»



п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1

0

1

2.

Фигуры на плоскости.

5

6

11

3.

Фигуры в пространстве.

3

4

7

4.

Измерение геометрических величин.

2

4

6

5.

Топологические опыты.

2

2

4

6

Занимательная геометрия.

2

3

5


Итого:

15

19

34