Муниципальное образование Городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Долинск
_________________________________________________________
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Хабаровская, д.13, тел. 2-71-98
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 250 – ОД от 30 сентября 2021 | Согласовано: Зам директора по ВР _______________/А.И. Филичкина/ «___»___________2021 г. | Уиверждаю: Директор МБОУ «СОШ №2» _______________/Л.А. Денисенко/ «___»___________2021 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Введение в геометрию»
на ступени общего среднего образования
для 6 класса
на 2021-2022 учебный год
составлена учителем математики
Козловой Снежаной Владимировной
г. Долинск,
2021 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (2010 г.), плана внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора № 256- ОД от 28.08.2020 г., авторской программы «Путешествие в страну геометрию» Т.Д. Копцевой и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Цели:
создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
Задачи курса:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 г. Долинск на изучение курса «Введение в геометрию» в 6 классе отведено по 1 ч в неделю. Всего 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Введение в геометрию»
№ п/п | Раздел или тема курса | Личностные УУД | Метапредметные УУД |
регулятивные | коммуникативные | познавательные |
1 | Введение | | | | |
2 | Фигуры на плоскости | Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; |
3 | Фигуры в пространстве | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; |
4 | Измерение геометрических величин | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; |
6 | Занимательная геометрия | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; | принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); | постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
производить измерения на местности, уметь определять направления, расстояния, углы между природными объектами, изображать план участка в заданном масштабе;
Уверенно выполнять измерение углов транспортиром, различать виды углов, строить углы по их величине, выполнять основные задачи на построение: деление отрезка, построение правильных многоугольников при помощи окружности, построение треугольников по 3 сторонам, иметь представление о параллельных и перпендикулярных прямых;
строить развертки и изготавливать модели призмы, пирамиды, знать названия их основных элементов;
уметь решать задачи на разрезание и раскладывание, составлять фигуры танграма, выполнять шаблоны для паркета;
иметь представление о видах симметрии, уметь строить симметричные фигуры, видеть симметрию природных объектов;
иметь понятие о явлении филлотаксиса, уметь привести примеры геометрических объектов в природе, таких, как спирали, «золотое сечение», знать их связь с числами Фибоначчи.
Содержание внеурочного курса «Введение в геометрию»
№ п/п | Раздел курса или тема, их содержание | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1ч. | | |
2 | Фигуры на плоскости | 9ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Решать задачи на разрезание и складывание; задачи со спичками, |
3 | Измерение геометрических величин | 6 ч.+ 6ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. |
4 | Занимательная геометрия | 7ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). | Выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие.. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Создавать шарады, ребусы, зашифровывать записи, решать логические задачи. |
5 | Симметрия | 5 ч. | фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые, парные, а также со сменным составом учеников. (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); | Понятие равенство фигур, симметрия, осевая симметрия; виды фигур, обладающих осью симметрии; использование центральной симметрии в жизни человека. Уметь: строить симметричные фигуры относительно оси; распознавать осевую симметрию в архитектуре и природе. |
Методы: объяснительно-иллюстративный метод; метод проблемного изложения; эвристический метод; исследовательский метод.
Формы: парная работа, групповая работа, самостоятельная работа
3. Тематическое планирование курса
№ п/п | Название темы урока | Количество часов | Дата проведения | Корректи- ровка |
1 | Вводное занятие. Начальные геометрические сведения. | 1ч. | 04.09.2021 | |
| Фигуры на плоскости. | 9ч. | | |
2-6 | Разрезание и складывание плоских фигур. | 5 ч. | 11.09.2021- 09.10.2021 | |
7 | Точки и ломаные | 1 ч. | 16.10.2021 | |
8 | Сложи квадрат. | 1 ч. | 23.10.2021 | |
9 | Отрезок и графики. | 1ч. | 13.11.2021 | |
10 | Упражнения со спичками. | 1ч. | 20.11.2021 | |
| Измерение геометрических величин | 6ч. | | |
11 | Задачи с возможными жизненными ситуациями. | 1 ч. | 27.11.2021 | |
12 | Площади комбинированных фигур. | 1ч. | 04.12.2021 | |
13 | Равные фигуры. Деление треугольника на равные части. | 1ч. | 11.12.2021 | |
14 | Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры. Оригами. | 1ч. | 18.12.2021 | |
15-16 | Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур. | 2ч. | 25.12.2021-15.01.2022 | |
| Занимательная геометрия. | 7ч. | | |
17 | Мозаики. Головоломки Сома. | 1ч. | 22.01.2022 | |
18 - 19 | Полимино. | 2ч. | 29.01.2022-05.02.2022 | |
20 | Иллюзии зрения. | 1ч. | 12.02.2022 | |
21 | Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания. | 1ч. | 19.02.2022 | |
22 | Введение в топологию. Лист Мебиуса. | 1ч. | 26.02.2022 | |
23 | Зашифрованная переписка. | 1ч. | 05.03.2022 | |
Симметрия. | 5 ч. | |
24 - 25 | Осевая симметрия. | 2ч. | 12.03.2022 - 19.03.2022 | |
26 - 27 | Центральная симметрия. | 2ч. | 26.03.2022-02.04.2022 | |
28 | Орнаменты. | 1ч. | 09.04.2022 | |
Измерение геометрических величин | 6ч. | | |
29 -30 | Секреты квадрата и куба. | 2ч. | 16.04.2022-23.04.2022 | |
31-32 | Координатная плоскость. | 2ч. | 30.04.2022-07.05.2022 | |
33-34 | Творческий проект. Зачетное занятие. | 2ч. | 14.05.2022-21.05.2022 | |
Приложение 1
Сводная учёта распределения программного материала
по внеурочному курсу «Введение в геометрию»
Класс 6 «А»
Учитель Козлова С.В.
Количество часов на 2021-2022 учебный год
класс | 6 |
всего часов | 34 |
часов в неделю | 1 |
плановых к/р (л/р) | |
административных к/р | |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 8 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 11 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Распределение часов по разделам внеурочного курса «Введение в геометрию»
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Введение | 1 | 0 | 1 |
2. | Фигуры на плоскости. | 5 | 6 | 11 |
3. | Фигуры в пространстве. | 3 | 4 | 7 |
4. | Измерение геометрических величин. | 2 | 4 | 6 |
5. | Топологические опыты. | 2 | 2 | 4 |
6 | Занимательная геометрия. | 2 | 3 | 5 |
| Итого: | 15 | 19 | 34 |