Приложение к федеральной образовательной программе основного общего образования,
утвержденной приказом директора школы
от 30.08.2023г. №1060
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №21 им. В. Овсянникова - Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей развивающего цикла протокол №1 от 28.08.2023г. | СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом, протокол №1 от 28.08.2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директором школы __________А. В. Туренко Пр. №1060 от 30.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(направление: социальное)
9 «В» класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель: К.Д. Фомина,
учитель изобразительного искусства
Нижневартовск, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 9 «В» класса МБОУ «СШ №21 им. В. Овсянникова-Заярского». Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержаниепроцессаобученияивоспитаниягосударственныхсимволовРоссийскойФедерации, направленныхписьмомМинпросвещенияот15.04.2022№СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,утвержденнойраспоряжениемПравительстваот29.05.2015№996-р;
основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа 21 им. В. Овсянникова - Заярского».
ЦЕЛЬ:
формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
ЗАДАЧИ:
формировать понимание российской идентичности;
формировать интерес к познанию;
формировать осознанное отношение к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
развивать умение выстраивать собственное поведение с позиции нравственных и правовых норм;
создавать мотивацию для участия в социально-значимой деятельности;
развивать у школьников общекультурную компетентность;
развивать умение принимать осознанные решения и делать выбор;
формировать умение осознавать свое место в обществе;
развивать умение познавать себя, свои мотивы, устремления, склонности;
формировать готовности к личностному самоопределению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел / Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые)образовательные ресурсы |
| День знаний. | 1 | Интеллектуальный марафон | school-collection.edu.ru/collection/edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htmapkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
| Там, где Россия | 1 | Работа с интерактивной картой |
| К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской | 1 | Работа с биографией |
| Избирательная система России (30 лет ЦИК) | 1 | Групповое обсуждение |
| День учителя (советники по воспитанию) | 1 | Социальная реклама |
| О взаимоотношениях в коллективе | 1 | Мини-сочинение |
| По ту сторону экрана. 115 лет кино в России | 1 | Конкурс талантов |
| День подразделений специального назначения | 1 | Групповая дискуссия |
| Россия: взгляд в будущее | 1 | Работа с интерактивной картой |
| О взаимоотношениях в семье | 1 | Эвристическая беседа |
| Что такое Родина? | 1 | Конкурс стихов, конкурс чтецов |
| Мы вместе | 1 | Экспертное интервью |
| Главный закон страны | 1 | Проблемная дискуссия |
| Герои нашего времени | 1 | Встреча с героями нашего времени |
| Новогодние семейные традиции разных народов России | 1 | Конкурс талантов |
| От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова | 1 | Групповое обсуждение |
| Налоговая грамотность | 1 | Групповое обсуждение |
| Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | 1 | Групповое обсуждение |
| Союзники России | 1 | Эвристическая беседа |
| День российской науки | 1 | Групповое обсуждение |
| День первооткрывателя | 1 | Работа с интерактивной картой |
| День защитника Отечества | 1 | Интеллектуальный марафон |
| Всемирный фестиваль молодежи | 1 | Работа с интерактивной картой |
| Как найти свое место в обществе? | 1 | Групповое обсуждение |
| От южных морей до полярного края | 1 | Групповое обсуждение |
| Крым и Севастополь:10 лет в родной гавани | 1 | Конкурс стихов |
| Россия- здоровая держава | 1 | Проблемная дискуссия Виртуальная экскурсия |
| "Я вижу Землю. Это так красиво." | 1 | Виртуальная экскурсия |
| 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя | 1 | Работа с биографией |
| Труд Крут | 1 | Групповое обсуждение |
| Экологичное потребление | 1 | Проблемная дискуссия |
| День Победы | 1 | Фестиваль идей |
| Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С.Пушкина | 1 | Работа с биографией |
| Будь готов! Ко дню детских общественных организаций. | | Работа с видеоматериалами |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема занятия | Вид деятельности | Кол-во часов |
1 | 04.09 | День знаний. | Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости знаний для жизненного успеха. Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. | 1 |
2 | 11.09 | Там, где Россия | Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Интерактивная викторина. Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни человека. | 1 |
3 | 18.09 | К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской | Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизни и подвиге Зои. Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя. Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего, что любила эта молодая девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям. | 1 |
4 | 25.09 | Избирательная система России (30 лет ЦИК) | Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истории Центральной избирательной комиссии. Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и выборами. Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в России». | 1 |
5 | 02.10 | День учителя (советники по воспитанию) | Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель? (создание кластера). Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?» | 1 |
6 | 09.10 | О взаимоотношениях в коллективе | Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического здоровья. Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового образа жизни. Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа о буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку. Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции. Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку справляться со стрессами, излишним давлением взрослых. Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было бы комфортно находиться. | 1 |
7 | 16.10 | По ту сторону экрана. 115 лет кино в России | Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах, жанрах кино. Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино. Обсуждение ролика. Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. Интерактивная игра, в ходе которой школьники называют мультфильм или фильм по его отрывку. Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого кино. Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о классе, сделанного руками школьников. | 1 |
8 | 23.10 | День подразделений специального назначения | Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах подразделений специального назначения в России. Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». Выполнение интерактивного задания «Что важнее для спецназовца – ум или сила?» | 1 |
9 | 13.11 | Россия: взгляд в будущее | Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суверенитет», «цифровая экономика». Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои мнения о возможностях и рисках, которые появляются в связи с проникновением искусственного интеллекта во многие сферы не только экономики, но и культуры, образования, спорта. Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с профессиями будущего. Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной деятельности, которые охватывают 50 перспективных профессий. Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим утверждением …»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою жизнь, то я отвечу …» | 1 |
10 | 20.11 | О взаимоотношениях в семье | Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» …» Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми | 1 |
11 | 27.11 | Что такое Родина? | Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны. Какова региональная символика? Что означают элементы герба, флага? Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает? | 1 |
12 | 04.12 | Мы вместе | Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности | 1 |
13 | 11.12 | Главный закон страны | Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнение обязанностей. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности | 1 |
14 | 18.12 | Герои нашего времени | Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Качества современного героя» | 1 |
15 | 25.12 | Новогодние семейные традиции разных народов России | Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?) Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет народы нашей страны». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году? Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках. | 1 |
16 | 15.01 | Налоговая грамотность | Беседа о том, что такое налоговая система. Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». Беседа «Права и обязанности налогоплательщика». Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет». | 1 |
17 | 22.01 | Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой Отечественной войны?» Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе. Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться? | 1 |
18 | 29.01 | Союзники России | Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации. Блиц-опрос: «Какие традиционные ценности разделяют союзники?». Дискуссия: права и обязанности союзных государств. В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает для союзников? | 1 |
19 | 05.02 | День российской науки | Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений. Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране. Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только химия». Участие в блиц – опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни». Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса» | 1 |
20 | 12.02 | День первооткрывателя | Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий деревьев, кустарников и цветов, которые растут в их регионе. Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о русских землепроходцах. Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных местах России и их первооткрывателях. Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»; «Каждый может стать первооткрывателем, потому что …». | 1 |
21 | 19.02 | День защитника Отечества | Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в которых выручала смекалка. История и современность: уроки адмирала Ушакова. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества | 1 |
22 | 26.02 | Всемирный фестиваль молодежи | Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль молодежи». Историческая справка об истории возникновения Всемирного фестиваля молодежи. Беседа «Эмблемы и символы фестивалей». Дискуссия «Всемирный фестиваль молодежи – 2024 в подробностях». | 1 |
23 | 04.03 | Как найти свое место в обществе? | Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии. Выступление федерального спикера (о примерах и способах самореализации человека в различных сферах общественной жизни). Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе профессии. Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить, например, карточки «умение готовить», «умение дружить», «умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д. | 1 |
24 | 11.03 | От южных морей до полярного края | Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотел подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с первыми попытками человека «обрести крылья». Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913 году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96, "Байкал". Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями, конструкторами. Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас», «Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе. Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта о небе, даже если нельзя стать летчиком. | 1 |
25 | 18.03 | Крым и Севастополь: 10 лет в родной гавани | Участие в беседе о географическом положении Крыма и Севастополя с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма и Севастополя. Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные народы в Крымском полуострове? Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму и Севастополе? | 1 |
26 | 01.04 | Россия- здоровая держава | Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни». Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ. Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату, пирсинге, энергетиках и т.д.). | 1 |
27 | 08.04 | "Я вижу Землю. Это так красиво." | Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных действующих лиц и актрисы и режиссера фильма. | 1 |
28 | 15.04 | 215-летие со дня рождения Н.В.Гоголя | Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений Гоголя можно было назвать современными. Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя. Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев. Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А. Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…». | 1 |
29 | 22.04 | Труд Крут | Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?» | 1 |
30 | 27.04 | Экологичное потребление | Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении, поиски решений. Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый | 1 |
31 | 06.05 | День Победы | Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка? | 1 |
32 | 13.05 | Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С.Пушкина | Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С. Пушкина». Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина». Интерактивные задания на знание русского языка. | 1 |
33 | 20.05 | Будь готов! Ко дню детских общественных организаций. | Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения | 1 |
34 | 20.05 | От А до Я. 450 лет "Азбуке" Ивана Фёдорова | Беседа о разных способах передачи информации. Блиц-опрос «Интересные факты об Азбуке». Эвристическая беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем особенности». Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки». | 1 |