СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Секреты орфографии»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы  внеурочной деятельности "Секреты орфографии" по русскому языку для 2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Секреты орфографии»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»


Утверждено

на педагогическом совете

МОУ СШ № 31

30.08.2019г., протокол № 02


Введено в действие

приказом по МОУ СШ № 31

от 02.09.2019г. № 175

Директор МОУ СШ № 31

______________С.А. Павлык

Согласовано

на МО учителей начальных классов

29.08.2019г., протокол № 01






Программа внеурочной деятельности

«Секреты орфографии»

для учащихся 8 – 9 лет

объем программы – 34 часа


Срок реализации – 1 год





Разработчик: Манджикова О.Н.,

учитель













Волгоград – 2020

Пояснительная записка

Программа курса «Секреты орфографии» разработана для внеурочных занятий с учащимися на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «секреты». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Секреты орфографии», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность  программы  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Секретам орфографии». В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Секретам орфографии» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях факультатива следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях

Содержание и методы обучения факультатива «Секреты орфографии» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

​  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

​  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

​  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;

​  развитие мотивации к изучению русского языка;

​  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

​  совершенствование общего языкового развития учащихся;

​  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

​  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

​  развитие умения пользоваться разнообразными словарями;

​  обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

​  воспитание культуры обращения с книгой;

​  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

​  занимательность;

​  научность;

​  сознательность и активность;

​  наглядность;

​  доступность;

​  связь теории с практикой;

​  индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.


Особенности реализации программы


Работа факультатива «Секреты орфографии» рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, для 2 класса. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фрагментов фильмов.

Формы проведения занятий


​  лекции;

​  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

​ анализ и просмотр текстов;

​  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

​  игровая;

​  теоретическая;

​  практическая.


Основные методы и технологии


​  технология разноуровневого обучения;

​  развивающее обучение;

​  технология обучения в сотрудничестве;

​  коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Секреты орфографии»

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать


Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки согласных и гласных звуков.

- Состав слова. Признаки родственных слов.

- Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.

- Пересказать текст.


Содержание программы


1. Как обходились без письма? Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

2. Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

3. Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

4-5. Меня зовут Фонема. Фонемы гласные и согласные. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы? Звонкие и глухие фонемы. Твердые и мягкие фонемы. Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

9. «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

10. Тайны фонемы. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

11 – 12. Опасные согласные. Согласные в слабой и сильной позиции. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

13. На сцене гласные. Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

14 - 15. «Фонемы повелевают буквами». Когда пишется ь, а когда не пишется. Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

17 - 18. Правила о непроизносимых согласных. Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция». Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

21. Память и грамотность. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. 22. Строительная работа морфем. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

23. Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу. Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

27. Слова – «родственники». Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

28 – 29. Кто командует корнями? Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

30 – 32. «Не лезьте за словом в карман!» Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

33. «Пересаженные» корни. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

34. Итоговое занятие. Олимпиада.


Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Теория

Практика

1

Письменность

3

2

1

2

Тайны фонемы

7

2

5

3

Части слова

11

3,5

7,5

4

Согласные и гласные

5

2

3

5

Пишу правильно

6

2

4

6

Самоинструкция

2

1

1


Итого

34

12,5

21,5


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения


План



Факт

Письменность (3ч)

1

Как обходились без письма?

1



2

Древние письмена

1



3

Как возникла наша письменность?

1



Тайны фонемы (7 ч)

4

Меня зовут Фонема

1



5

Фонемы гласные и согласные

1



6

Для всех ли фонем есть буквы?

1



7

Звонкие и глухие фонемы

1



8

Твердые и мягкие фонемы

1



9

Ошибкоопасные места

1



10

Тайны фонемы

1



Части слова (11 ч)

11

Опасные согласные

1



12

Согласные в слабой и сильной позиции

1



13

На сцене гласные

1



14

Фонемы повеляют буквами

1



15

Когда пишется ь, а когда не пишется

1



16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

1



17

Правила о непроизносимых согласных

1



18

Правила о непроизносимых согласных. Тренировочные упражнения

1



19

Волшебное средство – «самоинструкция»

1



20

Волшебное средство – «самоинструкция»

1



21

Память и грамотность

1



Согласные и гласные (5 ч)

22

Строительная работа морфем

1



23

Где же хранятся слова?

1



24

Поговорим обо всех приставках сразу

1



25

Коварная приставка с-

1



26

Секреты безошибочного письма

1



Пишу правильно (6 ч)


27

Слова- родственники

1



28

Кто командует корнями?

1



29

Чередование гласных в корне

1



30

Корень и главное правило

1



31

«Не лезьте за словом в карман!»

1



32

Непроверяемые гласные

1



Самоинструкция (2 ч)

33

«Пересаженные» корни

1



34

Итоговое занятие. Олимпиада

1





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  • лингвистические словари;

  • карточки с играми и заданиями;

  • ткстыдля работ на занятиях.

Интернет-ресурсы

www.edu.ru – образовательный

www.ed.gov.ru – документы правительства об образовании

www.metodika.ru – методика

www.prosv.ru – официальный сайт издательства «Просвещение».


Список литературы и средств обучения


  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!