СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности  «Творческая мастерская» для учащихся 7 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  «Творческая мастерская»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения на основе Примерной программы основного общего образования  по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности  «Творческая мастерская» для учащихся 7 класса»

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»


Рассмотрено

кафедра

гуманитарная

Протокол №

от « 30 » мая___2018г.

Руководитель кафедры

______В.М. Афанасьева

Согласовано

« 30 » мая 2018г.

Протокол НМС

Зам. директора по НМР

____________________

Т.А. Ахмарова

Утверждаю

Приказ №

от «30 »августа 2018г.

Директор МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

________Н.В.Сиреньщикова








Программа занятий внеурочной деятельностью

«Творческая мастерская»


Направление – общекультурное


для учащихся 7 классов










Разработала:

Чемезова Татьяна Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.










2018г.

Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения на основе Примерной программы основного общего образования  по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2014 год) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Цель программы:

Основная цель программы – выявление и изучение творческих способностей учащихся, развитие их творческого потенциала через приобщение к ценностям культуры, восприятие литературы как искусства словесного образа, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Задачи внеурочной деятельности:

1) освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного

творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

2) умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.

3) формирование любви к поэзии, бережного отношения к слову

4) развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передавать свою мысль в письменной и устной форме;

5) преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

6) формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками, успешной социализации.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе направлена на формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, на становление человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе, свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания.

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. «От маленького писателя к большому читателю, – в этом цель детского литературного творчества», – утверждает М.А. Рыбникова.

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания и выделяет приоритетные направления, среди которых:

  • развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В основу программы по литературному творчеству положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

- принцип проектности – предполагает участие в различных творческих проектах и работу над созданием литературного альманаха.

В соответствии с учебным планом учреждения программа реализуется в 6-8 классах во внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общекультурное направление).

Программа курса «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения, – 34 часа (1час в неделю).

Обучение по программе внеурочной деятельности осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок, посещение спектаклей и городских мероприятий, работа в малых группах и индивидуальные консультации, редактирование написанного, дискуссии, викторины, творческие встречи с поэтами, творческие конкурсы, экскурсии, литературные игры и вечера. Результатом занятий станут творческие работы учащихся, участие в творческих конкурсах и проектах, публикации в гимназической газете, выпуск литературного альманаха.

Для реализации программы внеурочной деятельности используются следующие педагогические технологии: творческие мастерские, проблемное, развивающее обучение, игровая, метод проектов, ИКТ-технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Обучающийся научится:


- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- анализировать условия и пути достижения цели;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.















учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.




пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:


– составлять план решения учебной проблемы;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;


– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осуществлять анализ и синтез;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей.

перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. 

получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям.


Личностные результаты:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской поэзии и поэзии других стран;

  • Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

  • Развитие художественного вкуса, проявляющего себя в эмоционально-ценностном

отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

  • Эмоциональность (умение осознавать и определять свои эмоции);

  • Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • Любовь и уважение к Отечеству, родному языку, культуре;

  • Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Методы оценки достижений учащихся:

  • Анализ освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

  • Анализ результативности участия в творческих конкурсах и проектах через анализ содержания «портфеля достижений» учащихся .

  • Педагогическое наблюдение

  • Анкетирование.

Формы контроля:

  • Творческий отчёт

  • Литературная гостиная

  • Публикации в гимназической газете

  • Литературный альманах

Содержание и структура программы


В программе внеурочной деятельности «Школа юного филолога» выделяется четыре ступени вовлечения учащихся в процесс словотворчества:
1. Включение в игровое творчество.
2. Освоение элементов художественной формы в качестве материала игры.
3. Открытие в себе автора.
4. Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству.

СТРУКТУРА КУРСА

№ п/п

Направление программы (по В. А. Левину, автору программы «Приобщение к искусству»

Содержание

1

Включение в игровое творчество.

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

2

Освоение элементов художественной формы

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация.

3

Открытие в себе автора

Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко», игра «Буриме». Написание четверостиший, сочинений-миниатюр, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, любовь к Родине и др.)


4

Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству

Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. Редактирование творческих работ. Работа над публикацией сборника «Проба пера».


Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Вводное занятие. Что такое поэзия?

Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «поэзия», «лирическое произведение». Решение проблемы: rак понимать слова Н. А. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» ?

Тема 2. Поэтические жанры.

Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Тема 3. Содержание стихотворения. Тема и идея.

Выявление лирического сюжета. Понятие переживания. Тема и идея. Истолкование названия.

Алгоритм анализа стихотворения.

Тема 4. Лирический герой.

Характеристика лирического героя. Лирический герой и автор. Характеристика иных лирических образов (аллегорических, символических, образа-переживания, предметного мира).

Тема 5. Композиция стихотворения. Понятие строфы.

Композиционные части: кульминация, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции, строфы, выражающие прямое высказывание. Виды композиций: кольцевая, композиция, основанная на контрасте, на антитезе. Строфика. Понятие строфы. Виды строф по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие, шестистишие (секстет), октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа и др. Рифмовка и ее виды( смежная, перекрестная, кольцевая). Сквозная и вольная рифмы.

Тема 6. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитеты. Сравнение.

Лексические средства выразительности. Эпитеты и их виды: постоянные,

изобразительные, лирические, сложные, метафорические. Сравнения и их роль в тексте.

Тема 7. Практикум «Времена года».

Анализ произведений русских классиков о природе с целью определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Сочинение собственных эпитетов и сравнений.

Тема 8. Метафора и ее разновидности.

Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха.

Тема 9. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…»

Выступление с произведениями собственного сочинения об осени.

Тема 10. Литота и гипербола. Перифраз.

Перифраз как употребление описательного выражения вместо названия или имени. Примеры перифраза в произведениях русских классиков. Понятия литоты и гиперболы.

Тема 11. Анализ языка. Синтаксис.

Фигуры. Повторения (анафора, эпифора, стык, рефрен). Параллелизм. Перенос. Инверсия. Умолчание. Риторические фигуры.

Тема 12. Метрика. Размер стиха. Двусложные размеры.

Выявление организации поэтической речи. Системы стихосложения. Размер и ритм. Стопа. Рифма и ее виды. Двусложные размеры(ямб, хорей).

Тема 13. Трехсложные размеры.

Дактиль, анапест, амфибрахий. Акцентный стих. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Тема 14. В мастерской художника слова» (анализ стихотворений)

Анализ стихотворений русских поэтов по плану.

Тема 15. Музыка слов. Звуковая организация стиха.

Анализ фонетического строя речи. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

Тема 16. Поэзия и живопись.

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Рассматривание картин художников-абстракционистов (Петр Вальнюс и др.)с целью получения необычных образов и выражений.

Тема 17. «В жизни всегда есть место подвигу…»

Создание стихотворений о защитниках Отечества

Тема 18. Поэзия и музыка.

Прослушивание музыкальных фрагментов разных жанров и направлений с целью получения необычных образов и выражений. Связь музыки и поэзии. Настроение.

Тема 19. Весенний пейзаж в лирике поэтов XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя капель». Анализ произведений русских поэтов о весне, о весенней природе. Создание собственных стихотворений о весне.

Тема 20. «Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения новых ярких образов.

Экскурсия в парк Металлургов. Краски и звуки природы как источник вдохновения. Создание лирических произведений.

Тема 21. Итоговое занятие. Выпуск литературного альманаха «Проба пера».

Творческий отчёт – презентация проекта литературного альманаха «Проба пера».

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Примечание

1

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры.


1

1

1 (творческая мастерская)

Мини-газета

«Слово о нас»

2

Содержание стихотворения. Тема и идея

1

1


Опорный конспект

3

Лирический герой

1

1


Характеристика лирического героя

4

Композиция стихотворения. Понятие строфы

1

1


Опорный конспект

5

Изобразительно-выразительные

средства поэтического языка. Эпитет. Сравнение

1

1


Анализ языковых средств

6

Практикум «Времена года»

2

1

1 (творческая мастерская)

Коллаж

7

Метафора и ее разновидности

1

1


Опорный конспект

8

Литературный праздник у памятника А. С. Пушкину «Унылая пора! Очей очарованье…»

2


2 (праздник поэзии)

Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения о Пушкине, Лицее, осени

9

Литота и гипербола. Перифраз

1

1


Словарная статья для литературоведческого словаря школьников

10

В мастерской художника слова.

Участие в городских Костроминских чтениях, встреча с поэтами Сибири

2


2 (мастер-класс)

Кластер

11

Метрика .

Размер стихотворения . Двусложные и трёхсложные размеры

2

2


Опорный конспект

12

«В мастерской художника».

Творческая встреча с братскими поэтами

2


2 (мастер-класс)

Статья для гимназической газеты

13

Музыка слов. Звуковая организация стихотворения

2

2


Опорный конспект

14

Поэзия и живопись

Экскурсия в Библиотеку современной русской поэзии XX века им. В. С. Сербского

2


2 (экскурсия)

Иллюстрации к стихам и стихи по картинам

15

«В жизни всегда есть место

подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества)

Экскурсия в музей МБОУ «СОШ №1»

2

1

1 (экскурсия)

Поэтическая колонка для газеты

16

Поэзия и музыка

Участие в городской акции «Библиотечная ночь»

2


2 (интерактивная площадка)

Видеоролики для участия в международном проекте «Страна читающая»

17

Весенний пейзаж в лирике поэтов

XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя капель»

2

1

1 (интерактивная площадка)

Материалы для альманаха, участие в городской акции к Всемирному Дню поэзии

18

«Поход з а вдох новением» .

Экскурсия как способ получения ярких образов

2


2 (экскурсия)

Материалы для альманаха

19

Проектная деятельность – создание литературного альманаха «Проба пера»

3

2

1 (проект)

Литературный альманах

20

Итоговое

занятие . Презентация литературного альманаха «Проба пера»

в медиатеке гимназии

2

15

2 (творческий отчет)

Презентация литературного альманаха «Проба пера»


Итого

34

15

19








ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое: компьютер, медиапроектор, принтер.


Информационное обеспечение:

Лаборатория рифмы - все о рифме и стихосложении  http://rifma.com.ru/

"Стихи.гu" - коллекция современной русской поэзии http://www.stihi.ru/


Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресур-

http://edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Коллекция ЦОР учителя

https://culture38.ru/news/festival/etim-letom-v-irkutske/

https://kartaslov.ru

https://rustih.ru/aleksandr-blok-skify/

http://www.lib.ru

https://www.culture.ru


Дополнительная литература:


1. Богуславский С. Р. Школьный литературный музей-клуб: Кн. Для учителя. Из опыты работы. – М.: «Просвещение» 1989, с. 140-141.
2. Вишневский К. Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха. Пособие для учащихся / Под ред. Л. И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979 г.
3. Жирмунский В. М. Теория стиха. – Советский писатель, 1975.
4. С. В. Калачева Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М., «Знание», 1978
5. Карсалова Е. В. «Стихи живые сами говорят…»: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990, с.68.
6. Кожинов В. В.. К 58 Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., «Просвещение», 1970,с. 9., 37.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!