Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Троицкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьная газета» для обучающихся 8 и 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработала:
учитель информатики
Кныш А. М.
с. Троицкое,
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Школьная газета» для обучающихся 8, 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Устав ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»
Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на реализацию технологического процесса, в котором навыки, полученные на уроках информатики являются средствами повышения информационной культуры обучающихся. В программе предложен авторский подход к структурированию учебного материала, методам формирования системы знаний, умений и действий, воспитанию и социализации обучающихся с умственной отсталостью.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: создание информационного пространства для развития творческого потенциала учащихся, условий их успешной социализации через создание школьной газеты.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
получение знаний и умений по созданию печатного издания;
создание условий для закрепления и практического применения умений, приобретенных обучающимися на уроках информатики;
развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
развитие навыков установления межпредметных связей;
развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обогащение общего кругозора, формирование представления ребенка о мире и о себе, расширение его социального опыта;
формирование у обучающихся умений планирования, контроля, коррекции и оценивания при выполнении действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С каждым годом средства массовой информации играют всё большую роль в жизни современного человека. Не стало исключением и школьное пространство. Задача современного педагога-добиваться того, чтобы обучающиеся, являясь субъектами коммуникативной деятельности, овладевали информационной культурой – способностью преодолевать информационные барьеры. Социализация школьников в большей степени происходит через СМИ, с помощью которых современные дети успешнее социализируются в современном обществе, погружаются в общественную жизнь школы, своего села, города, страны и мира. Поэтому эффективной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного журналистского центра.
Школа — это огромная организация со своими традициями и обычаями, которые необходимо сохранять и передавать подрастающему поколению. Каждый день в ней происходит много интересных событий, которые и рождают ее богатую историю. Чтобы не терять существующую связь между ее настоящим и прошлым, существует потребность в привлечении средств массовой информации. Одним из них и является школьная газета.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса учащихся как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между детьми разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия.
Новизна программы состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
В результате работы по выпуску газетного, журнального материала учащиеся
совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» рассчитана на 2 года обучения, предназначена для учащихся 8 и 9 классов. В соответствии с учебным планом ГКОУ КО «Троицкая школа-интернат» на внеурочную деятельность «Школьная газета» отводится по 1 часу в неделю (по 34 часа в году).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены личностные результаты внеурочной деятельности:
ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 часа)
Введение. Профессия журналиста (5 часов). Вводное занятие. Знакомство с программой внеурочной деятельности. Решение организационных вопросов. Формирование представлений о профессии журналист, соблюдение им правовых и этических норм. История журналистики. Анализ детских печатных изданий
Школьная газета. Какая она должна быть? (3 часа). Заглавие – важный компонент текста. Разработка заголовка школьной газеты. Выбор заголовка на конкурсной основе по итогам онлайн голосования в школьных социальных сетях. Определение рубрик для школьной газеты.
Знакомство с оформительским делом (7 часов). Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, принтер, диктофон). Роль иллюстраций в газете. Фотографирование объектов. Создание иллюстраций в графическом редакторе. Вставка фото в текст. Фоторепортаж.
Информационная составляющая газеты (9 часов). Сбор первичной информации. Знакомство с жанрами газетных статей. Написание статьи на заданную тему. Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью. Написание статью на основе интервью. Оформление статьи в текстовом редакторе. Редактирование статьи и обсуждение полученных результатов.
Этапы выпуска школьной газеты (10 часов). Планирование выпуска. Первичный сбор информации и написание статей. Набор статей в текстовом редакторе. Компьютерная верстка газеты. Печать специального выпуска школьной газеты по результатам первого года обучения. Презентация спецвыпуска школьной газеты.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 часа)
Введение (4 часа). Вводное занятие. Правовые и этические нормы журналиста. Из история Российской журналистики. Источники информации и способы ее хранение. Поиск информации в Интернете. Фейковые новости (как выявить обман). Написание статьи с использованием Интернет-ресурсов.
Применение полученных знаний, умений и навыков при создании выпусков школьной газеты (28 часов). Выпуск 4 номеров «Школьной газеты» по итогам каждой четверти. На подготовку и выпуск каждого номера газеты отводится 7 часов: планирование выпуска; первичный сбор информации и написание статей; набор статей в текстовом редакторе; компьютерная верстка газеты; печать выпуска.
Итоговое занятие (2 часа). Творческий видеоотчет по итогам курса. Анализ работ. Вручение грамот.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»
Тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
Введение. Профессия журналиста (5 часов). |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 1 | |
2 | Кто такой журналист? | 1 | 1 | |
3 | Правовые и этические нормы журналиста. История журналистики | 1 | 1 | |
4,5 | Печатные издания и их роль | 2 | 0,5 | 1,5 |
Школьная газета. Какая она должна быть? (3 часа). |
6 | Разработка заголовка школьной газеты | 1 | | 1 |
7 | Определение рубрик для школьной газеты | 1 | | 1 |
8 | Заглавие – важный компонент текста | 1 | | 1 |
Знакомство с оформительским делом (7 часов). |
9-11 | Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними | 3 | 1 | 2 |
12 | Роль иллюстраций и фотографий в тексте | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Фотографирование объектов. Создание иллюстраций | 1 | | 1 |
14 | Вставка и редактирование фото (иллюстраций) в текст | 1 | | 1 |
15 | Фоторепортаж | 1 | 0,5 | 0,5 |
Информационная составляющая газеты (9 часов). |
16 | Газетная статья – основа газеты | 1 | 1 | |
17 | Сбор первичной информации на заданную тему | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Написание статьи | 1 | | 1 |
19-20 | Интервью | 1 | 1 | |
21 | Берем интервью | 1 | | 1 |
22 | Пишем статью на основе интервью | 1 | | 1 |
23 | Оформление статьи в текстовом редакторе | 1 | | 1 |
24 | Редактирование статьи | 1 | | 1 |
Этапы выпуска школьной газеты (10 часов). |
25 | Планирование номера | 1 | | 1 |
26 | Первичный сбор информации | 1 | | 1 |
27-28 | Написание и редактирование текстовой информации | 2 | | 2 |
29-30 | Оформление информации в текстовом редакторе | 2 | | 2 |
31-32 | Компьютерная верстка | 2 | | 2 |
33 | Печать выпуска | 1 | | 1 |
34 | Презентация спецвыпуска школьной газеты | 1 | | 1 |
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
Введение (4 часа) |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности и организация рабочего места. Правовые нормы | 1 | 1 | |
2 | Из истории российской журналистики | 1 | 1 | |
3 | Источники информации и способы ее хранение. Поиск информации в Интернете. Фейковые новости | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Написание статьи с использованием Интернет-ресурсов | 1 | | 1 |
Применение полученных знаний, умений и навыков при создании выпусков школьной газеты (28 часов). |
Выпуск школьной газеты № 1 |
5 | Планирование номера | 1 | | 1 |
6-7 | Первичный сбор информации и написание статей | 2 | | 2 |
8-9 | Набор и редактирование статей в текстовом редакторе | 2 | | 2 |
10-11 | Компьютерная верстка и печать номера | 2 | | 2 |
Выпуск школьной газеты №2 |
12 | Планирование номера | 1 | | 1 |
13-14 | Первичный сбор информации и написание статей | 2 | | 2 |
15-16 | Набор и редактирование статей в текстовом редакторе | 2 | | 2 |
17-18 | Компьютерная верстка и печать номера | 2 | | 2 |
Выпуск школьной газеты №3 |
19 | Планирование номера | 1 | | 1 |
20-21 | Первичный сбор информации и написание статей | 2 | | 2 |
22-23 | Набор и редактирование статей в текстовом редакторе | 2 | | 2 |
24-25 | Компьютерная верстка и печать номера | 2 | | 2 |
Выпуск школьной газеты № 4 |
26 | Планирование номера | 1 | | 1 |
27-28 | Первичный сбор информации и написание статей | 2 | | 2 |
29-30 | Набор и редактирование статей в текстовом редакторе | 2 | | 2 |
31-32 | Компьютерная верстка и печать номера | 2 | | 2 |
Итоговое занятие (2 часа) |
33-34 | Творческий видеоотчет по итогам курса. | 2 | | 2 |
Итого: | 34 | 2,5 | 31,5 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА» включает:
рабочее место учителя;
6-12 рабочих мест учащихся, снабженным стандартным комплектом ПК, имеющих выход в контролируемый Интернет;
МФУ (или принтер и сканер);
мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска);
технические устройства (фотоаппарат, видеокамера, штатив, документ-камера, диктофон);
акустические колонки в составе рабочего места учителя.
операционная система Windows;
браузер (в составе ОС или другие)
система оптического распознавания текста;
Microsoft Office;
векторный графический редактор;
видеоредактор Movavi Video Editor.
Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» Классный руководитель 2003-№3
Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио авт.-сост. Н.В. Кашлева. –Волгоград: Учитель, 2009.
Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. Школьный психолог. 2003 - №25-26
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Закон Российской Федерации О средствах массовой информации
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека. https://vse-kursy.com/read/613-uroki-zhurnalistiki.html