ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Технология" для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации рабочей программы учебного предмета "Технология" для 6 класса используется учебно-методический комплекс под редакцией В.М. Казакевич, Г.В.Пичугина.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
7) освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности); - применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации / проектированию технологических систем;
8) строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
9) получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
10)получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
11)получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов;
12)получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
13)получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ.
Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Тема 1 Творческий учебный проект. Этапы проекта
Проект; учебный проект; творческий проект. Введение в творческий проект. План. Этапы выполнения проекта.
Подготовительный этап: выявление потребности; обоснование проблемы; оценка потребительской значимости.
Формулирование технической задачи. Сбор и анализ информации. Составление исторической и технической справки.
Тема 2. Конструирование. Решение конструкторских задач
Конструкторский этап: художественно конструкторский поиск; конструкторское решение; конструкторская задача;
конструкторская документация; дизайнерская задача.
Профессии: инженер-конструктор. Технологический этап: технологическая задача;
технологический процесс; технологические операции; технологическая карта. Этап изготовления изделия:
культура труда; технологическая дисциплина.
Тема 3. Подготовка проекта к защите
Заключительный этап; защита проекта: экономическое
обоснование; себестоимость; экологическое обоснование; прибыль; реклама изделия. Бренд,
позиционирование, слоган. Маркетинг. Потребность. Товар. Рынок. Продажа. Обмен. Сделка. Профессии:
верстальщик, клипмейкер, копирайтер, пейджмейкер.
Раздел 2. Производство.
Тема 1. Труд как основа производства
Труд. Средства труда, предмет труда, продукт труда. Умственный труд; физический труд.
Предметы труда. Первичные предметы труда: природные ресурсы. Сырьё, виды сырья. Полезные ископаемые. Промышленное сырьё. Натуральное сырьё. Искусственное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё: растительное сырьё, сырьё животного происхождения. Профессия: заготовитель продуктов и сырья. Первично сырьё, вторичное сырьё. Полуфабрикат.
Тема 2. Энергия и информация как предметы труда
Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Профессии: системный администратор, программист, веб-дизайнер, контент-менеджер, шифровальщик. Предмет труда для растениевода, для животновода. Социальная сфера.
Раздел 3. Технология.
Тема 1. Технология как основа производства
Технология. Признаки технологичности: выбор предметов труда; функциональность; научность; материально-техническая база - инфраструктура; технология. Дисциплина. Технологическая, трудовая, производственная дисциплина.
Тема 2. Техническая документация. Виды технической документации
Техническая документация: конструкторская и технологическая. Виды конструкторской документации. Виды технологической документации.
Тема 3. Чтение технической документации
Профессия технолог. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия . Алгоритм. Инструкция
Раздел 4. Техника.
Тема 1. Что такое техническая система
Техническая система. Технологические машины (станки, установки, устройства, агрегаты). Рабочий орган технической системы. Двигатель;первичный двигатель, вторичный двигатель. Трансмиссия. Передаточный механизм. Фрикционная передача. Зубчатая передача. Цепная передача. Передаточное отношение. Редуктор.
Тема 2. Механическая трансмиссия в технических системах
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Проектирование технологических систем. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств.
Тема 3.Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая
Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая. Профессия: инженер-конструктор.
Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Кинематическая схема. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Проектирование технологических систем. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем
Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Тема 1.Технологии ручной обработки древесных материалов. Резание. Пластическое формование материалов.
Технологии ручной обработки материалов. Резание. Технологии обработки резанием. Инструменты для обработки древесины, металла резанием.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и пластмасс
Пластичность. Пластическое формование. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами.Инструменты для обработки древесины (основные характеристики). Технологии работы ручными инструментами: раскалывание, перерубание, тесание, вырубка, долбление, строгание, пиление, шлифование, сверление, шлифование.Правила безопасной работы ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Инструменты для обработки металлов и пластмасс (основные характеристики). Приемы работы инструментами для обработки металлов и пластмасс. Рубка. Разрезание и пиление. Сверление. Опиливание. Шлифование.
Тема 3.Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами
Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами. Инструменты для обработки камня, других строительных материалов (основные характеристики). Технологии соединения и отделки деталей изделия.
Тема 4. Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Крепежные изделия: гвозди, шурупы, саморезы, болты, гайки, винты, шпильки, шайбы, заклепки. Установка заклепки; поддержка, натяжка, обжимка.
Тема 5.Технологии соединения деталей с помощью клея
Технологии соединения деталей с помощью клея. Профессия: клеевар. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Цементный раствор; цементно-известковый раствор; цементно-песчаный раствор; дюбельные гвозди.
Тема 6.Технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи
Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Соединение нитями, склеивание. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани. Операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, заутюживание, разутюживание, отутюживание, отпаривание, декатирование и др. Правила безопасной работы утюгом.
Тема 7. Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов
Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов. Технологии наклеивания покрытий. Отделка шпоном. Отделка бумажным покрытием. Отделка бумажно-слоистым пластиком. Отделка самоклеящейся пленкой. Технологии окрашивания и лакирования. Краски: акриловые на водной основе, алкидные, на масляной основе. Лаки. Золочение; мордан; сусальное золото. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов. Оштукатуривание; штукатурка; инструменты для выполнения работ. Окрашивание, инструменты для выполнения работ. Оклейка обоями и пленкой. Облицовка поверхностей; виды облицовочных материалов. Профессия: штукатур-маляр.
Раздел 6.Технологии производства и обработки пищевых продуктов.
Тема 1. Минеральные вещества, значение для людей
Основы рационального питания. Минеральные вещества, значение для людей. Макроэлементы; минеральные вещества и их влияние на организм человека; содержание в пищевых продуктах. Микроэлементы; ультрамикроэлементы.
Тема 2. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него
Молоко и молочные продукты. Пищевая ценность молока и молочных продуктов. Молоко парное, пастеризованное, стерилизованное, обогащенное, восстановленное, нормализованное, обезжиренное. Сливки, сливочное масло. Определение качества молока (лабораторные работы).
Тема 3. Кисломолочные продукты.
молочные бактерии; дрожжевые грибы; кефирные грибки. Ассортимент кисломолочных продуктов: кефир, простокваша, сметана, творог, ряженка, варенец, йогурт и др. Пищевая ценность кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из молока и кисломолочных продуктов. Технологии производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур.
Тема 4. Крупы, их пищевая ценность. Приготовление блюд из круп
Виды зерновых культур (пшеница, гречиха, просо, овес, рис, ячмень, кукуруза) и виды круп, получаемых из них. Бобовые, их пищевая ценность. Виды бобовых (горох, бобы, соя, фасоль, нут, чечевица). Технология производства круп: очистка зерна, сортировка, шелушение, расплющивание, дробление, шлифование, полирование.
Тема 5.Технологии приготовление блюд из круп.
Варка; виды каш: рассыпчатые, вязкие, жидкие каши. Технологии приготовление блюд из бобовых.
Тема 6. Технологии производства макаронных изделий и приготовление блюд из них
Технологии производства макаронных изделий и приготовление кулинарных блюд из них. Ассортимент макаронных изделий: трубчатые, нитеобразные, лентоообразные, фигурные.
Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Тема 1. Тепловая энергия. Получение и использование тепловой энергии человеком
Понятие «тепловая энергия». Получение тепловой энергии и использования ее человеком. Виды тепловой энергии (первичная и вторичная).
Тема 2. Преобразование и аккумулирование тепловой энергии
Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии (механическую, электрическую, энергию химических связей) и работу. Передача тепловой энергии: излучение, конвекция, теплопроводность. Аккумулирование тепловой энергии. Сосуд Дьюара, термос. Проблемы сохранения тепла.
Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Тема 1. Технологии записи, хранения и передачи информации
Понятие «информация». Запись, хранение, передача информации. Кодирование информации; сигнал; знак; символ. Информационная безопасность.
Раздел 9. Технологии растениеводства.
Тема 1. Дикорастущие растения и их использование человеком
Растения как объект технологии. Дикорастущие и культурные растения. Пищевые растения. Растения и их использование человеком: эфирно-масличные; дубильные растения; лекарственные; смолоносные; камеденосные (камедь); красильные.
Тема2. Сбор дикорастущих растений
Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Фазы вегетации. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Настой; отвар; экстракт; чай; сбор. Экологические факторы: экологический оптимум; растительные сообщества.
Тема 3. Растения как возобновляемые природные ресурсы
Растения как возобновляемые природные ресурсы. Понятие о биомассе. Профессии.
Раздел 10. Технологии животноводства.
Тема1. Животноводство как технология выращивания животных
Технологии получения животноводческой продукции. Животноводческая продукция: молоко, мясо, яйца, шерсть, кожа. Технологи животноводства: кормление (заготовка кормов, составление рациона), содержание животных (подготовка и обслуживание помещения), разведение (контролируемое размножение), получение продукции, ветеринарная защита. Получение продукции птицеводства.
Тема 2. Содержание животных. Современные технологии животноводства
Содержание животных: условия, способы содержания. Профессии: зоотехник, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер.
Раздел 11. Социальные технологии.
Тема1. Виды социальных технологий
Цели и методы социальных технологий. Сферы применения социальных технологий. Технологии социальной работы.
Тема 2. Технологии социальной помощи и социального обслуживания
Технологии социального контроля и профилактики; социальной диагностики; социальной терапии; социальной реабилитации; социальной помощи, социального обслуживания; социальной опеки и попечительства.
Понятие «коммуникация» Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. Корреспондент, респондент.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ТЕХНОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ
(68 часов в год/ 2 часа в неделю)
№ | Название темы | Количество часов | Мероприятия модуля «Школьный урок» (РПВ) |
1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности | 6 | |
2 | Производство | 4 | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения – ВместеЯрче |
3 | Технология | 6 | Предметные олимпиады |
4 | Техника | 6 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
5 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 14 | День детских изобретений. Урок-изобретательство. |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 12 | День Российской науки. |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 4 | |
8 | Технологии получения, преобразования и использования информации | 2 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», |
9 | Технологии растениеводства | 6 | День Земли. |
10 | Животный мир в техносфере. Технологии животноводства | 4 | |
11 | Социальные технологии | 4 | |
| ВСЕГО | 68 | |
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
6 КЛАСС
№ у р о к а | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (6 часов) |
1 | Творческий учебный проект. Этапы проекта | | |
2 | | |
3 | Конструирование. Решение конструкторских задач | | |
4 | | |
5 | Подготовка проекта к защите | | |
6 | | |
Раздел 2. Производство (4 часа) |
7 | Труд как основа производства | | |
8 | | |
9 | Энергия и информация как предметы труда | | |
10 | | |
Раздел 3. Технология (6 часов) |
11 | Технология как основа производства | | |
12 | | |
13 | Техническая документация. Виды технической документации | | |
14 | | |
15 | Чтение технической документации | | |
16 | | |
Раздел 4. Техника (6 часов) |
17 | Что такое техническая система | | |
18 | | |
19 | Механическая трансмиссия в технических системах | | |
20 | | |
21 | Трансмиссия: электрическая, гидравлическая, пневматическая | | |
22 | | |
Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (14 часов) |
23 | Технологии ручной обработки древесных материалов. Резание. Пластическое формование материалов | | |
24 | | |
25 | Технологии ручной обработки металлов и пластмасс | | |
26 | | |
27 | Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами | | |
28 | | |
29 | Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов | | |
30 | | |
31 | Технологии соединения деталей с помощью клея | | |
32 | | |
33 | Технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи | | |
34 | | |
35 | Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов | | |
36 | | |
Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов (12 часов) |
37 | Минеральные вещества, значение для людей | | |
38 | | |
39 | Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него | | |
40 | | |
41 | Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них | | |
42 | | |
43 | Крупы, их пищевая ценность. Приготовление блюд из круп | | |
44 | | |
45 | Пищевая ценность бобовых культур. Технологии приготовления блюд из бобовых культур | | |
46 | | |
47 | Технологии производства макаронных изделий и приготовление блюд из них | | |
48 | | |
Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии (4 часа) |
49 | Тепловая энергия. Получение и использование тепловой энергии человеком | | |
50 | | |
51 | Преобразование и аккумулирование тепловой энергии | | |
52 | | |
Раздел 8. Технологии получения, преобразования и использования информации (2 часа) |
53 | Технологии записи, хранения и передачи информации | | |
54 | | |
Раздел 9. Технологии растениеводства (6 часов) |
55 | Дикорастущие растения и их использование человеком | | |
56 | | |
57 | Сбор дикорастущих растений | | |
58 | | |
59 | Растения как возобновляемые природные ресурсы | | |
60 | | |
Раздел 10. Животный мир в техносфере. Технологии животноводства (4 часа) |
61 | Животноводство как технология выращивания животных | | |
62 | | |
63 | Содержание животных. Современные технологии животноводства | | |
64 | | |
Раздел 11. Социальные технологии (4 часа) |
65 | Виды социальных технологий | | |
66 | | |
67 | Технологии социальной помощи и социального обслуживания | | |
68 | | |
Приложение 2
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 6 КЛАССЕ
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки программы | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |