СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Сочинение - уроки творчества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности, рассчитана на обучающихся 11 классов и представляет систему поэтапной работы по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку (в рамках подготовки к ЕГЭ) и итоговому сочинению по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Сочинение - уроки творчества"»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

(ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»)





СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» № 1

от 29.08.2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

«Сочинение: уроки творчества»















Разработчик: Артюшкина Е. И., учитель русского языка и литературы









Абакан, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Сочинение: уроки творчества» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности, рассчитана на обучающихся 12 класса и представляет систему поэтапной работы по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку (в рамках подготовки к ЕГЭ) и итоговому сочинению по литературе.

Курс призван развивать содержание базисного курса русского языка, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (3 часа в неделю), что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (русский язык и литература) на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по предмету, а также выпускного сочинения по литературе.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федерального Закона № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г. «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями), уставом ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения».

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089).

3. Положения о рабочей программе ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», утвержденного приказом директора от 27.12.2013 №276-ОД.

Актуальность программы определяется социальным заказом на интеллектуального, нравственного человека; личность, мыслящую творчески, нестандартно, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы. Общество заинтересовано в повышении качества филологического образования; свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании разнообразных организационных форм образовательного процесса – различного типа уроков, системой внеурочной деятельности.

Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, аргументировать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты (авторские статьи, фрагменты рецензий) имеют социально актуальную проблематику.

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

  • лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

  • коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Программа внеурочной предметной деятельности разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2014.

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями выпускных аттестационных испытаний (ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение по литературе) через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • формировать умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения), отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Отличительными особенностями предлагаемого курса являются:

  • интеграция теоретико-практических представлений о сочинении как форме экзаменационных испытаний по предметам гуманитарного цикла;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части 2 Единого государственного экзамена по русскому языку;

  • чёткая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся, в том числе при написании сочинений проблемного характера на литературном материале.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением и необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на детей 17-18 лет (12 класс), срок реализации - один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Итого 32 часа.

Ожидаемые результаты

В результате изучения тем курса «Сочинение: уроки творчества» выпускники научатся:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

  • определять тему и микротемы текста, важнейшие мысли, позицию автора;

  • оценивать и комментировать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

  • аргументировать собственное мнение по проблеме прочитанного текста;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

  • выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

  • создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;

  • самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.


Программа внеурочной деятельности «Сочинение: уроки творчества» способствует развитию связной речи обучающихся, формированию практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры выпускников школы. Курс реализует задачи развития интеллектуальных и творческих способностей личности, национального самосознания, мировоззрения, гражданской позиции и раскрытия духовного потенциала выпускников школы.

Методологической базой курса выступают лингвистика (стилистика, культура речи) и литературоведение.

Освоение курса «Сочинение: уроки творчества» осуществляется на основе субъектно-деятельностного подхода в обучении.

Представленный дидактически материал реализует личностно-ориентированный характер обучения (понимание индивидуального характера эстетического восприятия произведений искусства, максимальная опора на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения русского языка и литературы; учёт индивидуальных, в том числе творческих, способностей при формировании языковой личности школьника, уважение к личности ученика).


Технологии проведения занятий

Для получения высоких практических результатов отбираются активные творческие формы и методы обучения: семинар, конференция, исследование, практикум, творческая мастерская; case-study (анализ конкретных учебных ситуаций); кластер; опорный конспект; дискуссия; проблемная лекция и проблемное консультирование; проект.

Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.

Освоение теоретического и практического материала отдельных тем курса осуществляется на основе учебных презентаций, разработанных учителем-предметником.

Тематическое планирование

п/п


Раздел программы.


Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Теория и практика написания выпускного сочинения

12

3.

Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического текста

14

4.

Текст как речевое произведение

3

5.

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

2


Итого:

32



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


I. Введение (1 ч).

Введение. Цели и задачи программы «Сочинение: уроки творчества». Место курса в системе филологического образования. Связь курса с учебными предметами: литература, русский язык. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку и литературе.

II. Теория и практика написания выпускного сочинения. (12 ч).

Требования. Критерии оценивания. Проблема цитирования в сочинении. Структура, план. Литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) как основа аргументации своей позиции. Уровни осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например: тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. Логика изложения и качество письменной речи как необходимые условия успешности текстообразования. Тематические направления 2019 – 2020 учебного года. Разработка тематического направления «Доброта и жестокость». Разработка тематического направления «Отцы и дети». Разработка тематического направления «Мечта и реальность». Разработка тематического направления «Месть и великодушие». Разработка тематического направления «Искусство и ремесло».

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического текста (14 ч).

Композиционное оформление, стилистические особенности публицистического текста. Структура и композиция сочинения-рассуждения по проблеме оригинального текста. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция. Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности сочинения данного типа. Актуальные социально значимые проблемы и их отражение в современной публицистике. Типология проблем публицистического текста. Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий проблемы публицистического текста. Виды комментария. Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования. Выражение собственной позиции. Аргументация личной позиции по проблеме публицистического текста. Аргументация в сочинении. Приёмы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения. Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения. Точность и выразительность речи. Проблема вербального воплощения коммуникативного замысла. Выразительность речи. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Языковые средства выразительности. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения в авторском тексте. Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм. Этические ошибки. Фактические ошибки. Тренинг по профилактике ошибок в сочинении. Выполнение творческих заданий. Анализ сочинения по критериям ЕГЭ. Рецензирование. Редакторская правка.

IV. Текст как речевое произведение. Текст: замысел и воплощение. Текст: структура и композиция. Информационная обработка текста.

V. Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла (2ч.).

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к экзаменационным эссе по предметам гуманитарного цикла.

Календарно-тематический план  

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт


1

Введение. Знакомство с курсом «Сочинение: уроки творчества»

1

3.09


2

Теория и практика написания выпускного сочинения. Тематические направления 2019-2020 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

1

10.09


3

Работа по тематическим направлениям.

«Война и мир» - к 150-летию великой книги». Отбор литературного материала.

1

17.09


4

Работа над сочинением (направление 1)

1

24.09


5

«Надежда и отчаяние». Отбор литературного материала.

1

1.10


6

Работа над сочинением (направление 2)

1

8.10


7

«Добро и зло». Отбор литературного материала. Приём «Вершина»

1

15.10


8

Работа над сочинением (направление 3)

1

22.10


9

«Гордость и смирение». Отбор литературного материала. Приём «Предмет как проблема»

1

5.11


10

Работа над сочинением (направление 4)

1

12.11


11

«Он и она». Отбор литературного материала. Приём «Дерево предсказаний»

1

19.11


12

Работа над сочинением (направление 5)

1

26.11


13

Итоговая диагностическая работа «Проба пера»

1

3.12


14

Текст как речевое произведение. Текст: замысел и воплощение

1

10.12


15

Текст: структура и композиция

1

17.12


16

Информационная обработка текста

1

24.12


17

Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического текста. Лингвистические особенности публицистического текста

1

14.01


18

Актуальные социально значимые проблемы и их отражение в современной публицистике

1

21.01


19

«Не могу остаться равнодушным». Комментарий к проблеме публицистического текста

1

28.01


20

Писатель – читатель: диалог мнений

1

4.02


21

Обоснование собственного мнения по проблеме публицистического текста

1

11.02


22

Проблема вербального воплощения коммуникативного замысла

1

18.02


23

Варианты вступления и заключения в тексте сочинения

1

25.02


24

Логические переходы и рамочные конструкции в сочинении

1

3.03


25

Проблема речевых клише и шаблонов

1

10.03


26

Пути преодоления грамматических и речевых ошибок в творческой работе

1

17.03


27-28

Рецензирование творческих работ

2

7.04

14.04


29

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла. Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

1

21.04


30

Особенности экзаменационного эссе по английскому языку

1

28.04


31

Структура, аргументация и речевое оформление эссе по обществознанию

1

12.05


32

Структура, аргументация и речевое оформление эссе по истории

1

19.05



Итого

32



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

В результате реализации данного курса обучающийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

— виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2016.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.

  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007.

  4. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература. Проект. – М.: Русское слово, 2015. – 112 с.

  5. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

  6. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.

  7. Нарушевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 96 с.

  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4 е изд. — М. : Просвещение, 2014 — 111 с. —(Стандарты второго поколения).

  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.

  10. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191 с.

  11. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

  12. Формирование универсальных учебных действийв основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолов. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

Htpp//edu.1september.ru

WWW.scool.edu.ru

Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык»

Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

http://4ege.ru/russkiy

ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!