СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности социально – педагогической направленности «Дорожная азбука». 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности социально – педагогической направленности «Дорожная азбука» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы Р.П. Бабиной «Безопасность дорожного движения».Программа разработана в соответствии с ООП  НОО  и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53, рассчитана на 34 часа сроком освоения 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности социально – педагогической направленности «Дорожная азбука». 1 класс»

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности социально – педагогической направленности «Дорожная азбука» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы Р.П. Бабиной «Безопасность дорожного движения».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и планом внеурочной деятельности МАОУ НОШ № 53, рассчитана на 34 часа сроком освоения 1 год.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

1. Обучающие:

  • научить основным правилам дорожного движения;

  • включить ребят в познавательную деятельность приобретения знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

  • сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

2. Развивающие:

  • развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности;

  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

3. Воспитательные:

  • формировать гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

2. Учебно - тематический план


п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Участники дорожного движения

8

Виды пешеходных переходов

4

Светофор и его сигналы

4

Дорожные знаки

4

Виды транспорта

4

Мы пассажиры

3

На загородной дороге

2

Безопасные места для детских игр

2

Викторина

«Мы знаем правила дорожного движения»

1

Экскурсия по городу

(закрепление пройденного материала)

2

Итого: 34 часа

3. Содержание программы

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.


Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч.)

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Первоклассник как самостоятельный пешеход.

Рассказ о городе, микрорайоне, где живут и ходят в школу дети.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).

Правила движения пешеходов по тротуару.

Праздник: «Посвящение в пешеходы».


Раздел 2: Виды пешеходных переходов (4 ч.)

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.

Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопас­ности.


Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 ч.)

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.

На нерегулируемых перекрёстках. Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода. Осевая линия.


Раздел 4: Дорожные знаки (4 ч.)

Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация.

Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».

Информационно-указательные: место остановки общественного транспорта. Пешеходные переходы.

Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.


Раздел 5: Виды транспорта (4 ч.)

Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.

Транспортные средства общего и личного пользования.

Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники.






Раздел 6: Мы пассажиры (3 ч.)

Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведе­ние в нем.

Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности.

Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.



Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.


Раздел 7: На загородной дороге (2ч.)

Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.

Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.


Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2ч.)

Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).

Опасность катания на лыжах или санках с горок, выхо­дящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».

Машины во дворе вашего дома.

Сигналы, по которым можно определить направление дви­жения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения зад­ним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.


Викторина: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 ч.)


Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) (2 ч.)

Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.

Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках.

Выявление нарушителей правил перехода.

Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках.

Разбор ошибок. Подведение итогов.


4. Планируемые результаты освоения программы


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:


  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Метапредметные результаты:


  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи


В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты


Ученик научится:


  • составлять схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу

  • определять основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса

  • определять, где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства

  • различать особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)

  • выявлять вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи её

  • определять основные причины ДТП в микрорайоне

  • правильно ориентироваться на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части (в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать

  • определять название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков

  • различать светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов (красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – иди)

  • по правилам переходить улицы и дороги по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрёстках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты)

  • различать разнообразные виды транспорта

Ученик получит возможность научиться:


  • Различать виды транспорта и транспортных средств

  • Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно

  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог

  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части

  • Находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке

  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.)

  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта


Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:


  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).


Формы проведения учебных занятий:


  • Тематические занятия

  • Игровые уроки

  • Практические занятия

  • Конкурсы

  • Соревнования

  • Викторины

  • Экскурсии



Формы представления результатов деятельности:

  • выставки творческих работ

  • тематические газеты, стенды по изучению ПДД

  • тематические газеты, стенды профилактике ДДТТ



5. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение


    1. Настольные игры

    2. Наглядно-раздаточный и демонстрационный материал

    3. Интернет - ресурсы

    4. Фильмы и презентации по ПДД

    5. Учебное оборудование: технические средства (проектор, ноутбуки, принтер, сканер)

    6. «Не игра». СD диск


  1. Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство «Просвещение»

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  4. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  5. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие

  6. Немцова Н.Ю. Безопасность детей на улицах и дорогах. Учебно – методическое пособие

  7. Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема


Количество часов

Раздел 1: Участники дорожного движения

8

1.

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?


2.

Наш город, микрорайон, где мы живём


3.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах


4.

Мы идём в школу. Безопасная дорога


5.

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель)


6.

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)


7.

Правила движения пешеходов по тротуару


8.

Посвящение в пешеходы


Раздел 2: Виды пешеходных переходов

4

1.

Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра»


2.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»


3.

Правила перехода дороги. Самый безопасный переход


4.

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки»


Раздел 3: Светофор и его сигналы

4

1.

Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы


2.

Виды светофоров (транспортный и пешеходный)


3.

Регулировщик – наш помощник


4.

На нерегулируемых перекрёстках


Раздел 4: Дорожные знаки

4

1.

Наши друзья – дорожные знаки


2.

Предупреждающие знаки


3.

Запрещающие знаки.


4.

Знаки особого предписания и знаки сервиса


Раздел 5: Виды транспорта

4

1.

Виды наземного транспорта


2.

Транспортные средства общего и личного пользования


3.

Специальные машины


4.

Машины-помощники


Раздел 6: Мы пассажиры

3

1.

Пассажиром быть наука


2.

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта


3.

Правила посадки в транспорт и выхода из него


Раздел 7: На загородной дороге

2

1.

Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.


2.

Переход через железнодорожный переезд.


Раздел 8: Безопасные места для детских игр

2

1.

Где можно и где нельзя играть

Мостовая не для игры


2.

Где можно кататься и машин не опасаться?


Викторина

1

1.

«Мы знаем правила дорожного движения»


Экскурсия по городу

2

ИТОГО:

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!