Рассмотрено: на заседании МО классных руководителей протокол №___от «___»______20__ г. Руководитель МО: _______________ | Утверждено: директор _________ приказ № _______ от «___»___________20__ г. |
Программа внеурочной деятельности
социальной направленности
«Проектная деятельность»
Тропиной Е.А.
учителя биологии
для обучающихся 5 – 9 классов
Срок реализации программы – 5 лет
Автор программы: Тропина Е.А.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………..с. 3
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………с. 5
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………с. 9
IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………..с. 18
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...с. 31
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Новизна программы состоит в реализации педагогической идеи формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Предполагаемая результативность программы:
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основная цель: обучение детей работе над проектами; формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной в решении социальных проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Основные направления деятельности:
- социальная деятельность;
– природоохранная деятельность;
- экологическая деятельность;
- волонтерская (добровольческая деятельность).
В основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего образования, и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно - ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Основные формы: участие в социальных акциях, выступления на мероприятиях школьного и муниципального уровней, создание презентаций, оформление буклетов, листовок, стенгазет.
Продолжительность занятий строится из расчёта – 1 час в неделю.
Объём учебного времени составляет 34 часа
Сроки реализации: в течение одного учебного года с 5 по 9 классы.
Формы подведения итогов: защита проектов на итоговой конференции в конце учебного года
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Личностные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
сформированность позитивной самооценки, самоуважения, развитие образовательной успешности каждого обучающегося.
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной социальной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗБИТО НА ТРИ ЧАСТИ:
Первая часть – 5 класс, включает в себя теоретический и практический блок, формирующий представления школьников о проектной деятельности – 34 часа.
Вторую часть курса, 6 класс, составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах – 34 часа.
Третья часть курса – 7-9 классы, предполагает самостоятельное создание учащимися групповых, индивидуальных, коллективных проектов – 102 часа (7 класс – 34 часа, 8 класс – 34 часа, 9 класс – 34 часа).
5 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Что такое проект.
Понятие о проектах в социальной деятельности учащихся. Важность общения в жизни современного человека. Особенности информационно – познавательного проекта.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок (16 часов)
Способы мыслительной деятельности (7 часов)
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект.
Как мы познаём мир.
Наблюдение, анкетирование, социологический опрос – способы познания окружающего мира.
Понятия: интервью, беседа, опрос, анкетирование.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в проектной работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронными источниками.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках проектной деятельности (9 часов)
Выбор темы проекта.
Классификация тем. Общие направления. Правила выбора темы проекта.
Цели и задачи проектной работы.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме проектной работы. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы работы.
Методы проектной работы. Мыслительные операции.
Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Практическая работа «Определение методов проекта. Мыслительные опреации».
Понятия: анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для проектной работы.
Что такое поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Как выделить главную мысль? Как оформить список литературы?
Понятия: способ фиксации знаний.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для проектной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практическая работа «Обобщение полученных данных в проектной работе»
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок (13 часов)
Социальные проекты
Примеры проектов:
«Покормите птиц зимой»
«Новый дом для птиц».
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Практическая работа «Определение этапов работы над проектом». Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию, наблюдению.
Практические работы «Составление анкет, опросов». «Проведение интервью в группах». «Этапы наблюдения, обработка результатов».
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме проекта.
Каталог. Отбор литературы по теме проекта. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск рекламной листовки.
Обобщение информации.
Подведение итогов. Оформление теоретической и практической части проекта. Как подготовиться к защите?
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа)
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Рефлексия проектной деятельности.
6 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Что такое проект.
Понятие о проектах и проектной деятельности учащихся. Типы проектов: информационно – познавательный, социальный, ролевой, прикладной. Важность умений работы в команде в жизни современного человека. Презентация проектных работ учащихся (Интернет – сайты).
Понятия: проект, проблема, информация
Тема 1. Ролевые проекты (15 часов). Понятие ролевых проектов. Ролевые ситуации, имитирующие социальные и деловые отношения. Примеры ролевых проектов. Практическая работа «Ролевой проект». Структура проектов. Содержание проектов. Работа над проектом «Экскурсия в супермаркет».
Пример ролевого проекта:
«Экскурсия в супермаркет».
Работа над проектом. Оформление введения. Оформление теоретической и практической части. Оформление результатов работы. Защита проекта.
Тема 2. Прикладные проекты (18 часов).
Проект «Пишем книгу по истории своего села».
Что значит область применения продукта деятельности, имеющая конкретную категорию людей, назначение и область применения? Анализ потребностей социального окружения для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Распределение на группы. Этапы работы. Практические методы проекта: экскурсия, встреча, беседа, интервьюирование, фотографирование. Работа с источниками информации. Обобщение результатов работы. Отбор необходимой информации. Оформление текста на бумажном носителе.
Оформление конечного продукта. Подготовка к защите. Защита проекта.
Рефлексия проектной деятельности.
7 класс (34 часа)
Подготовительный этап (3 часа)
Вводное занятие. Отличия индивидуального от группового проекта. Типы проектов. Знакомство с темой творческого проекта «Вторая жизнь старых вещей».
Этапы работы. Работа в группах. Защита темы проекта.
Поисково-информационный этап (9 часов)
Работа в библиотеке. Как найти нужную информацию? Работа с каталогом. Работа в компьютерном классе. Поиск и отбор необходимой информации. Введение алгоритма поиска информации на печатных носителях. Образец выделения главной/существенной информации по теме. Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. Практические методы: встреча, беседа, социальный опрос.
Основной этап (12 часов)
Знакомство со структурой работы. Типичные ошибки в оформлении работы. Практическая работа «Оформление структуры работы». Оформление теоретической и практической части проектной работы. Как оформить список литературы? Оформление результатов работы. Подготовка выставки: этикетирование, описание экспонатов. Заключительный этап (10 часов)
Требования к оформлению презентации. Составление презентации. Правила защиты пролетной работы. Рецензирование работы. Подготовка к защите. Представление и защита проекта по выбранной теме. Рефлексия. Оценка деятельности.
8 класс (34 часа)
1. Подготовительный этап (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с темой проекта «Волонтерская деятельность». Этапы работы.
2. Поисково-информационный этап (11 часов)
Направления волонтерской деятельности. Особенности проведения акций: социальных, профилактических, правовых, благотворительных. Требования к оформлению печатной продукции: агитлистовок, буклетов, коллажа. Требования к оформлению видеоролика.
Основной этап (12 часов)
Распределение на группы по направлениям волонтерской деятельности. Постановка целей, определение задач, выбор методов. Этапы работы. Проведение волонтерских акций «Живи ярко», «Большое сердце», «Доброта и милосердие», «Мы за экологию».
Проведение деловой игры «Я - волонтер». Написание проектной работы. Оформление результатов работы.
Заключительный этап (10 часов)
Социологический опрос о результативности волонтерской деятельности. Оценка деятельности. Рецензирование оформления теоретической, практической части проекта. Защита проекта. Рефлексия.
9 класс (34 часа)
Структура проектной деятельности варьируется и определяется типом проекта, избранным учеником. Рекомендуется выполнить исследовательский тип проекта.
Подготовительный этап (5 часов)
Вводное занятие. Введение образцов проектной работы в различной тематике.
Введение алгоритма установления причинно-следственные связи. Работа в группах.
Выявление проблем и их причин. Защита темы проекта. Составление введения к проекту. Составление обзора литературы. Круглый стол «Обсуждение результатов работы на подготовительном этапе».
Основной этап (15 часов)
Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе».
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Ссылки на источники информации.
Требования к оформлению работы. Оформление вводной части проектной работы.
Основные понятия проектной работы.
Оценка содержания, вводной части языковых особенностей и структуры текста.
Методы поиска информации: библиотека, Интернет.
Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Проблема. Анализ способов решения проблемы.
Поисково-информационный этап (10 часов)
Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации.
Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. Работа по составлению таблиц.
Сбор информации по теме, накопление источников информации, обработка информации. Работа по составлению диаграмм, графиков..
Знакомство со структурой практической части работы. Установление причинно-следственных связей как приём доказательства.
Оформление практической части работы. Составление и обсуждение результатов опытов, экспериментов, наблюдений по теме проекта.
Круглый стол «Обсуждение результатов работы на основном этапе».
Требования к защите работы. Требования к оформлению презентации, проектной продукции.
Заключительный этап (4 часа)
Оформление презентации и продукта проектной работы. Защита проекта. Рефлексия проектной деятельности и её результата.
3.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации внеурочной деятельности школьников.
Социальный проект - сформулированная идея относительно определённой социальной проблемы или направленная на улучшение какого-то аспекта социальной жизни.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Для реализации данной рабочей программы используются следующие виды внеурочной деятельности:
познавательная деятельность;
исследовательская деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).
Формы представления результатов проектной деятельности:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план - карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб - сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, оформления выставки творческих работ, стенгазеты, листовки, буклета, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
3.3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ: парная, индивидуальная, групповая работа, выполнение и защита мини – проектов, выставка работ обучающихся, выполнение практических работ, беседа. Текущий контроль осуществляется на учебных занятиях.
IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№ п/п, дата | Наименование тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
Введение (1 ч.) |
1 | Что такое проект? Информационно – познавательный проект. | 1 | Беседа |
I. Теоретический блок (16 ч.) |
Способы мыслительной деятельности (7 ч.) |
2 | Что такое проблема? | 1 | Групповая работа |
3 | Как мы познаём мир? | 1 | Групповая работа |
4 | Удивительный вопрос. | 1 | Групповая работа |
5 | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | Беседа |
6 | Практическая работа «Учимся выдвигать гипотезы». | 1 | Групповая работа |
7 | Источники информации. Работа в библиотеке. | 1 | Беседа |
8 | Работа в компьютерном классе. Источники информации. Интернет – ресурсы. | 1 | Групповая работа |
Этапы работы в рамках проектной деятельности (9 ч.) |
9 | Выбор и обоснование темы проекта. | 1 | Групповая работа |
10 | Цели и задачи проекта. | 1 | Групповая работа |
11 | Методы проекта. Мыслительные операции. | 1 | Беседа |
12 | Практическая работа «Определение методов проекта. Мыслительные операции». | 1 | Индивидуальная работа |
13 | Сбор материала для проекта. Как найти нужную информацию? | 1 | Индивидуальная работа |
14 | Как выделить главную мысль? Как оформить список литературы? | 1 | Индивидуальная работа |
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 1 | Индивидуальная работа |
16 | Обобщение полученных данных. Этапы обработки. | 1 | Групповая работа |
17 | Практическая работа «Обобщение полученных данных о проектной работе». | 1 | Групповая работа |
II. Практический блок (14 ч.) |
Социальные проекты |
18 | Понятие «социальный проект». Проекты: «Покормите птиц зимой», «Новый дом для птиц». | 1 | Групповая работа |
19 | Практическая работа «Определение этапов работы над проектом». | 1 | |
20 | Понятия «анкетирование, социальный опрос, интервьюирование, наблюдение». | 1 | Индивидуальная работа |
21 | Практическая работа «Проведение анкетирования, опроса, интервью». | 1 | Групповая работа |
22 | Подведение итогов практической работы, обработка результатов работы. | 1 | Групповая работа |
23-24 | Работа в библиотеке с дополнительной литературой. Отбор и составление списка литературы по теме проекта. | 2 | Индивидуальная работа |
25 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. | 1 | Индивидуальная работа |
26 | Работа в компьютерном классе. Как сделать презентацию? | 1 | Индивидуальная работа |
27 | Работа в компьютерном классе. Как сделать листовку? | 1 | Индивидуальная работа |
28 | Обобщение информации. Оформление теоретической части проекта. | 1 | Групповая работа |
29 | Обобщение информации. Оформление практической части проекта | 1 | Групповая работа |
30 | Подведение итогов проекта. Как подготовиться к защите? | 2 | Групповая работа |
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 ч.) |
31-32 | Подготовка к защите. Предзащита. | 2 | Групповая работа |
33 | Защита проектов. | 1 | Групповая работа |
34 | Рефлексия. Итоговое занятие. | 1 | Групповая работа |
Итого часов: | 34 |
6 класс (34 часа)
№ п/п, дата | Наименование тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
Введение (1 ч.) |
1 | Что такое проект? Типы проектов: информационно – познавательный, социальный, ролевой, прикладной. | 1 | |
I. Ролевые проекты (14 ч.) |
2 | Понятие ролевых проектов. | 1 | Индивидуальная работа |
3 | Практическая работа «Ролевой проект». | 1 | Групповая работа |
4 | Ситуации, имитирующие социальные отношения. Подготовка к деловой игре. | 1 | Групповая работа |
5 | Ситуации, имитирующие деловые отношения. Подготовка к деловой игре. | | |
6 | Примеры ролевых проектов. | 1 | Групповая работа |
7 | Проведение деловой игры «Ролевой проект». | 1 | Групповая работа |
8 | Структура проектов. Содержание проектов | 1 | Индивидуальная работа |
9 | Теоретическая часть проекта. Требования к оформлению. | 1 | Групповая работа |
10 | Практическая часть проекта. Требования к оформлению. | 1 | Групповая работа |
11 | Практическая работа «Ролевой проект «Экскурсия в супермаркет». | 1 | Групповая работа |
12 | Работа над проектом. Оформление введения. | 1 | Групповая работа |
13 | Работа над проектом. Оформление теоретической части. | 1 | Групповая работа |
14 | Работа над проектом. Оформление практической части. | 1 | Групповая работа |
15 | Работа над проектом. Оформление результатов работы: стенгазета. | 1 | Групповая работа |
16 | Защита информационно – познавательного проекта. Рефлексия. | 1 | Групповая работа |
II. Прикладные проекты (18 ч.) |
17 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Экскурсия в школьный музей. | 1 | Групповая работа |
18 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Распределение на группы: - основание с.Катенино; - знаменитые люди села; - история школы. Определение этапов работы. | 1 | Групповая работа |
19 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Встреча с интересными людьми – сельский библиотекарь. Беседа, интервью, фотографирование. | 1 | Групповая работа |
20 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Встреча с интересными людьми – родственники Героя Советского Союза И.И.Говорухина. Беседа, интервью, фотографирование. | 1 | Групповая работа |
21 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Встреча с Главой Катенинского сельского поселения. Беседа, интервью, фотографирование. | 1 | Групповая работа |
22 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Встреча с ветеранами педагогического труда. Беседа, интервью, фотографирование. | 1 | Групповая работа |
23 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». | 1 | Групповая работа |
24 | Социальный проект «Пишем книгу по истории своего села». Работа с источниками информации: дополнительная литература, Интернет – сайты. | 1 | Групповая работа |
25 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Обобщение результатов работы. Отбор необходимой информации. | 1 | Групповая работа |
26 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Распределение функций каждого члена группы по оформлению результатов работы. | 1 | Групповая работа |
27 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Работа в компьютерном классе. Оформление текста на бумажном носителе. | 1 | Групповая работа |
28 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Работа в компьютерном классе. Оформление текста на бумажном носителе. | 1 | Групповая работа |
29 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 1 | Групповая работа |
30 | Проект «Пишем книгу по истории своего села». Оформление лепбука. | 1 | Групповая работа |
31 | Требования к защите проекта. | 1 | Индивидуальная работа |
32 | Подготовка к защите проекта. Предзащита. | 1 | Групповая работа |
33 | Защита проекта. | 1 | Групповая работа |
34 | Рефлексия. Итоговое занятие. | 1 | Групповая работа |
Итого часов: | 34 |
7 класс (34 часа)
№ п/п, дата | Наименование тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап (3 ч.) |
1 | Вводное занятие. Чем индивидуальный проект отличается от группового. Типы проектов: социальный, информационно – познавательный, исследовательский, творческий. Работа в группах. Защита темы проекта. | 1 | Групповая работа |
2 | Знакомство с темой творческого проекта «Вторая жизнь старых вещей». Этапы работы. | 1 | Индивидуальная работа |
3 | Практическая работа «Алгоритм работы в группе. Защита темы проекта». | 1 | Групповая работа |
I. Поисково-информационный этап (9 ч.) |
4 | Работа в библиотеке. Как найти нужную информацию? Как пользоваться каталогом? | 1 | Индивидуальная работа |
5 | Работа в компьютерном классе. Поиск и отбор необходимой информации для проекта (Интернет – ресуры) | 1 | Индивидуальная работа |
6 | Встреча с преподавателем технологии. Беседа по теме проекта «Вторая жизнь старых вещей» | 1 | Групповая работа |
7 | Обобщение материалов встречи с преподавателем технологии. Распределение направлений в работе участниками проекта. | 1 | Индивидуальная работа |
8 | Как провести социологический опрос? | 1 | Индивидуальная работа |
9 | Практическая работа «Проведение социологического опроса» | 1 | Групповая работа |
10 | Обработка результатов социологического опроса. | 1 | Индивидуальная работа |
11 | Работа в компьютерном классе. Сбор теоретической информации по теме. | 1 | Индивидуальная работа |
12 | Работа в библиотеке. Сбор теоретической информации по теме. | 1 | Индивидуальная работа |
II. Основной этап (12 ч.) |
13 | Знакомство со структурой работы. Типичные ошибки в оформлении работы. | 1 | Индивидуальная работа |
14 | Работа в компьютерном классе. Практическая работа «Оформление структуры работы» | 1 | Индивидуальная работа |
15-17 | Работа в компьютерном классе. Оформление теоретической части проекта: введение, основная часть, заключение. | 3 | Индивидуальная работа |
18-20 | Работа в кабинете технологии. Выполнение практической части работы | 3 | Индивидуальная работа |
21 | Как составить список литературы. | 1 | Индивидуальная работа |
22 | Оформление результатов работы. Этикетирование экспонатов. | 1 | Индивидуальная работа |
23 | Оформление результатов работы. Описание экспонатов. | 1 | Индивидуальная работа |
24 | Подготовка выставки экспонатов. | 1 | Групповая работа |
III. Заключительный этап (10 ч.) |
25 | Требования к оформлению презентации. | 1 | Индивидуальная работа |
26 | Составление презентации. | 1 | Индивидуальная работа |
27 | Составление презентации. | 1 | Индивидуальная работа |
28 | Важные правила защиты работы. Требования к защите работы. | 1 | Индивидуальная работа |
29 | Оформление защиты работы | 1 | Индивидуальная работа |
30 | Рецензирование работы | 1 | Индивидуальная работа |
31 | Подготовка к защите проектной работы. Предзащита. | 1 | Индивидуальная работа |
32 | Подготовка к защите проектной работы. Предзащита. | 1 | Индивидуальная работа |
33 | Защита творческого проекта «Вторая жизнь старых вещей». | 1 | Индивидуальная работа |
34 | Рефлексия. Итоговое занятие. | 1 | Индивидуальная работа |
Итого часов: | 34 |
8 класс (34 часа)
№ п/п, дата | Наименование тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап (1 ч.) |
1 | Вводный урок. История волонтерства. Знакомство с темой социального проекта «Волонтерская деятельность». Интервьюирование «Найди свое признание через волонтерство» | 1 | Групповая работа |
I. Поисково-информационный этап (11 ч.) |
2 | Моделирование «Волонтерская группа». | 1 | Групповая работа |
3 | Тренинг «Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим» | 1 | Групповая работа |
4 | Социальные акции. Что это такое? | 1 | Индивидуальная работа |
5 | Профилактические акции. Что это такое? | 1 | Индивидуальная работа |
6 | Правовые акции. Что это такое? | 1 | Индивидуальная работа |
7 | Благотворительность. Что это такое? | 1 | Индивидуальная работа |
8 | Агитлистовка. Буклет. Коллаж. Видеоролик. Как это сделать? | 1 | Индивидуальная работа |
9 | Практическая работа «Агитлистовка» | 1 | Групповая работа |
10 | Практическая работа «Буклет» | 1 | Групповая работа |
11 | Практическая работа «Коллаж» | 1 | Групповая работа |
12 | Практическая работа «Видеоролик» | 1 | Групповая работа |
II. Основной этап (12 ч.) |
13 | Организационное занятие. Распределение на группы по направлениям волонтерской деятельности: социальные, правовые, профилактические, благотворительные акции. Постановка цели, определение задач, выбор методов. Этапы работы. | 1 | Групповая работа |
14 | Деловая игра «Я - волонтер». Презентация направления. | 1 | Групповая работа |
15 - 16 | Проведение акций по направлениям волонтерской деятельности: «Живи ярко», «Большое сердце», «Доброта и милосердие», «Мы за экологию» | 2 | Групповая работа |
17 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Теоретическая часть. | 1 | Групповая работа |
18 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Практическая часть. | 1 | Групповая работа |
19 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Создание презентации. | 1 | Групповая работа |
20 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Создание видеоролика. | 1 | Групповая работа |
21 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Создание видеоролика. | 1 | Групповая работа |
22 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Оформление коллажа. | 1 | Групповая работа |
23 | Работа в компьютерном классе. Оформление результатов работы. Оформление коллажа. | 1 | Групповая работа |
24 | Обобщение результатов работы. Самоотчет «Степень участия». | 1 | Индивидуальная работа |
III. Заключительный этап (10 ч.) |
25 | Оценка деятельности. Социологический опрос «Результативность волонтерской работы». | 1 | Индивидуальная работа |
26 | Представление и рецензирование оформления теоретической части проектной работы. | 1 | Групповая работа |
27 | Представление и рецензирование оформления практической части проектной работы. | 1 | Групповая работа |
28 | Представление и рецензирование оформления презентации. | 1 | Групповая работа |
29 | Деловая игра «Маршрут добрых дел» | 1 | Групповая работа |
30 | Требования к защите работы. | 1 | Индивидуальная работа |
31 | Предзащита. | 1 | Групповая работа |
32 | Предзащита. | 1 | Групповая работа |
33 | Защита проекта. | 1 | Групповая работа |
34 | Рефлексия. Итоговое занятие. | 1 | Индивидуальная работа |
Итого часов: | 34 |
9 класс (34 часа)
№ п/п, дата | Наименование тем | Количество часов | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап (5 ч.) |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Введение образцов проектной работы в различной тематике. Собеседование по выбору типа и темы проекта. | 1 | Индивидуальная работа |
3 | Подготовительный этап проектной работы. Введение алгоритма установления причинно-следственные связи. Что такое плагиат? | 1 | Групповая работа |
4 | Обсуждение представленных учениками материалов по теме работы. Выявление проблем и их причин. Составление введения к проекту. Требования к оформлению аннотированного списка литературы. | 1 | Индивидуальная работа |
5 | Круглый стол «Обсуждение результатов работы на подготовительном этапе». | 1 | Групповая работа |
I. Основной этап (15 ч.) |
6 | Коррекция недочётов, выявленных на «круглом столе». | 1 | Индивидуальная работа |
7 | Работа в компьютерном классе. Работа с текстом: преобразование и «интерпретация информации». Ссылки на источники информации. | 1 | Индивидуальная работа |
8 | Требования к оформлению работы. Оформление титульного листа и структуры работы в программе Word. | 1 | Индивидуальная работа |
9 | Оформление введения. | 1 | Индивидуальная работа |
10 | Практическая работа «Типичные ошибки в проектах» | 1 | Групповая работа |
11 | Основные понятия исследовательской работы. | 1 | Индивидуальная работа |
12-13 | Оценка содержания, вводной части проекта, языковых особенностей и структуры текста. | 2 | Индивидуальная работа |
14 | Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Работа с каталогом. | 1 | Индивидуальная работа |
15 | Работа в компьютерном классе. Поиск информации, ссылки на Интернет – сайты. | 1 | Индивидуальная работа |
16-17 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 2 | Индивидуальная работа |
18 | Практическая работа «Рецензирование вводной части проекта» | 1 | Индивидуальная работа |
19 | Нахождение способов проверки противоречивой информации. | 1 | Индивидуальная работа |
20 | Проблема. Анализ способов решения проблемы | 1 | Индивидуальная работа |
II. Поисково-информационный этап (10 ч.) |
21 | Сбор информации по основной части проекта, накопление источников информации, обработка информации. | 1 | Индивидуальная работа |
22 | Сбор информации по основной части проекта, накопление источников информации, обработка информации. Работа по составлению таблиц. | 1 | Индивидуальная работа |
23 | Сбор информации по основной части проекта, накопление источников информации, обработка информации. Работа по составлению диаграмм, графиков. | 1 | Индивидуальная работа |
24 | Знакомство со структурой практической части работы. Установление причинно-следственных связей как приём доказательства | 1 | Индивидуальная работа |
25-26 | Оформление практической части проектной работы. | 2 | Индивидуальная работа |
27 | Составление и обсуждение результатов опытов, экспериментов, наблюдений по избранной теме. | 1 | Индивидуальная работа |
28 | Круглый стол «Обсуждение результатов работы на основном этапе». | 1 | Групповая работа |
29 | Требования к защите работы. «Правила отличной защиты». | 1 | Индивидуальная работа |
30 | Требования к оформлению презентации, проектного продукта. | 1 | Индивидуальная работа |
III. Заключительный этап (4 ч.) |
31 | Оформление презентации проекта. | 1 | Индивидуальная работа |
32 | Оформление продукта проектной работы. | 1 | Индивидуальная работа |
33 | Защита проектной работы. | 1 | Индивидуальная работа |
34 | Рефлексия проектной деятельности и её результата | 1 | Индивидуальная работа |
Итого часов: | 34 |
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5 – 9 классы: методическое пособие / Л.А.Громова. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 160 с.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012.