Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Тайны русского языка» Кондрашовой Н.Д., учителя русского языка и литературы СОШ с. Александровка Самарской области и предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
- развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
- способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы:
1 год обучения (34 часа)
Организационное занятие (1 час)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1
Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) (7 часов)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи.
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает».
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 часов)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями.
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 часов)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит.
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем.
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (5 часов)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка.
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы.
Тема 4.4. Фразеологизмы в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис) (6 часов)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг качества знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет (2 часа)
Тема 6.1. Правила речевого этикета.
Тема 6.2. Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие (1 час)
Тема 7.1. Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата проведения |
план | факт |
1. | Организационное занятие | 1 | | 02.09. | |
Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) (7 часов) |
2-3. | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова | 1 | 1 | 09.09. 16.09. | |
4-5. | Для чего используют звуковые повторы в речи | 1 | 1 | 23.09. 30.09. | |
6-7. | Какова роль интонации в устной речи | 1 | 1 | 07.10. 14.10. | |
8. | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | 1 | | 21.10. | |
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 часов) |
9. | О чём рассказывает словообразовательная модель слова | 0,5 | 0,5 | 11.11. | |
10. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 0,5 | 0,5 | 18.11. | |
11. | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 0,5 | 0,5 | 25.11. | |
12. | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | 02.12. | |
13. | Сказочные превращения | 0,5 | 0,5 | 09.12. | |
14-15. | Презентация творческой работы | 1 | 1 | 16.12. 23.12. | |
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 часов) |
16. | Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | 13.01. | |
17. | В чём секрет правописания морфем | 0,5 | 0,5 | 20.01. | |
18. | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 0,5 | 0,5 | 27.01. | |
19. | Не пером пишут – умом. Тайны письма | 0,5 | 0,5 | 03.02. | |
20. | Бенефис знаний | 0,5 | 0,5 | 10.02. | |
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (5 часов) |
21. | На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | 17.02. | |
22. | В чём особенность употребления слова в художественном тексте | 0,5 | 0,5 | 24.02. | |
23. | О чём рассказывают фразеологизмы | 0,5 | 0,5 | 03.03. | |
24. | Фразеологизмы в художественных произведениях | 0,5 | 0,5 | 10.03. | |
25. | Лабораторная работа | 0,5 | 0,5 | 17.03. | |
Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис) (6 часов) |
26. | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи | 0,5 | 0,5 | 31.03. | |
27. | В чём секрет глагола и его форм | 0,5 | 0,5 | 07.04. | |
28. | Как отличать грамматические омонимы | 0,5 | 0,5 | 14.04. | |
29. | Какими бывают предложения | 0,5 | 0,5 | 21.04. | |
30-31. | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг качества знаний | 1 | 1 | 28.04. 05.05. | |
Речевой этикет (2 часа) |
32. | Правила речевого этикета | 0,5 | 0,5 | 12.05. | |
33. | Формулы речевого этикета | 1 | | 19.05. | |
Обобщающее занятие (1 час) |
34. | Аукцион знаний | 1 | | 26.05. | |
Итого часов: 34 (19 + 15) часов |
Список литературы для педагога:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках.
3. Волина В.В. Веселая грамматика.
4. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.
5. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова.
6. Чачина Т.М., Денисова А.А., Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии.
7. Шанский Н.М. Лингвистические детективы.
Список литературы для учащихся:
1. Львова С.И. Русский язык. 5-7 классы.
2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет.
3. Панов М.В. Занимательная орфография.
4. Тумина Л.Е. Сочини сказку.