МБОУ Лесоперевалочная СОШ - №2
МБОУ Лесоперевалочная СОШ - №2
Рекомендовано: | | Утверждено: |
ШМО гуманитарных циклов | | Приказом МБОУ |
Протокол № 6 | | Лесоперевалочная СОШ - №2 |
от «25» 08.2020 г. | | № 63 от 25.08.2020 г |
Программа
внеурочной деятельности
по направлении общекультурное
«Традиционная пища хакасов»
5 класс
на 2020-2021 учебный год
Чебодаева Лариса Александровна,
учитель хакасского языка
с. Бельтирское
5 класс
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Традиционная пища хакасов»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека
2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми.
2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность.
4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.
5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.
2. Содержание курса «Традиционная пища хакасов»
Формы проведения занятий – беседа, семинар, зачет, практическое выполнение
Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности. Занятия строятся по обычной общепринятой схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть.
1.Введение
Раскрыть понятие “здоровье”, культура здорового образа жизни, влияние наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм.
Здоровый образ жизни
Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.
Экология питания.
Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня.
Экология человека.
Познакомить с наиболее часто встречающимися организмами, которые могут быть опасными для человека из-за своей ядовитости, а также растениями, которые могут быть полезными для человека, поскольку обладают лечебным действием.
Тема 1. Здоровье - это здорово- 1ч.
Здоровье-это здорово. Мой образ жизни.
Тема 2. Режим питания-3ч.
Понятие режима питания.
Мой режим питания. Игра «Составляем режим питания».
Тема 3. Гигиена питания и приготовление пищи. Мясная кухня хакасов.
Знание о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания, об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.
Тема 4. Где и как мы едим- 4ч.Молочная кухня хакасов.
Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Мини- проект
Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе.
Тема 6. Традиция чаепития у хакасов-
История чая. Где и когда нужно собирать травы для чая. Этикет чаепития.
Тема 7. «Традиционная пища.Талган».
Инструменты для заготовки талгана. Рецепты талгана. Польза талгана.
Мини-проект «Бабушкин талган».
Главная цель: формирование экологической культуры школьников.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового питания.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания подростков.
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей среднего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений.
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей. Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,творческиезадания,практические работы,
- самостоятельный поиск,экскурсии и походы.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании.
Курс внеурочной деятельности «Богатство моего языка» предполагает использование следующих видов деятельности: познавательная, игровая, художественное творчество, социальное. Занятия проводятся с применением различных форм деятельности:
рассказ, конкурсы, культурно-массовые мероприятия,экскурсии в музеи, на природу, походы по окраинам села, календарные тематические праздники. Используются слушание музыки, просмотр видеофильмов, беседы, проведение праздников, участие в общешкольных праздниках, мероприятиях.
Содержание курса включает в себя занятия разных типов, на которых решаются творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Тематическое планирования
| № | тема | Кол-во часов | дата |
план | факт |
| | 1 четверть-8 | | | |
1 | 1 2 | Введение в курс | | | |
| 3 3 | Здоровье - это здорово | | |
| 4 4 | Режим питания | | |
| 5 | Гигиена питания и приготовление пищи. | | | |
| 6 | Мясная кухня хакасов. | | |
| | 2 четверть-7 | | | |
| 7 | Где и как мы едим | | | |
| 8 | Правила поведения за столом.. | | | |
| 9 | Молочная кухня хакасов. | | | |
| 10 | Мини-проект | | | |
| | 3 четверть-11 | | | |
| 11 | Традиция чаепития у хакасов- | | | |
| 12 | История чая. | | | |
| 13 | Где и когда нужно собирать травы для чая. | | | |
| 14 | Этикет чаепития. | | | |
| | 4 четверть-8 | | | |
| 15 | «Традиционная пища.Талган». | | | |
| 16 | Инструменты для заготовки талгана. | | | |
| 17 | Рецепты талгана. Польза талгана. | | | |
| 18 | Мини-проект «Бабушкин талган». | | | |
Литература:
Описание учебно-методического и материально–технического обеспечения программы внеурочной деятельности «Здоровье и Экология»
В общеобразовательном учреждении для реализации программы используется класс, библиотека, спортзал, школьная столовая, актовый зал, спортплощадка, рекреации, медицинский кабинет.
Используется интерактивная доска, ведется просмотр фильмов, видеофильмов, аудиозаписей.
Литература:
Безруких М. М., Филиппова Т. А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009.
Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 ,июля/ 2005. с. 16-28
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 2009
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 2013
Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. Волгоград, 2010.
Я познаю мир. Экология; Энциклопедия. М.: ACT, Астрель, 2012.
электронные программные продукты:
Красная книга Республики Хакасия (растения и грибы)
Красная книга Республики Хакасия (животные)
Красная книга Республики Хакасия (редкие исчезающие виды растений и грибов)
7