Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Павловск»
Воронежской области.
Рассмотрено на МО. Принято на методическом «Утверждено»:
Руководитель МО : совете. Зам директора по ВР Директор МКОУ
___/Дронова С.А,/ _______ /Капленко Д.М./ Павловская СОШ №2
Прот. № от 18г. Прот. № __ от ___2018г. ______/Шибаева Л. Д./
Приказ №___от_____
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Творческого объединения «Мастерица»
декоративно-прикладного направления образовательной области «Технология»
7 класс
Составила:
учитель технологии
первой квалификационной
категории
МБОУ Павловская СОШ №2 Дронова С. А.
г. Павловск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта - основной образовательной программы и основного общего ООО утвержденного 17. 12. 2010г. № 1897. Приказа № 1577 «О внесении изменений ФГОС ООО» от 31. 12. 2015 г
Локальных актов образовательной организации:
-Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции, манеру поведения и общения. Декоративно - прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие, человека через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком именно в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Декоративно-прикладное искусство обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться, наблюдать и видеть новизну в реальных предметах. При знакомстве с произведениями декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей, связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. В процессе создания изделий у детей закрепляются четкие и достаточно полные представления о предметах, знания эталонов формы и цвета. Все это способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает и коллективный характер выполнения работ: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляют общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, воспитывается умение объединяться для общего дела,
учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно. Формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Тематика программы дает возможность каждому ребенку овладеть различными видами художественной деятельности, основанных на материалах народного декоративно-прикладного искусства - одного из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Содержание программы способствует расширению кругозора обучающихся, развитию мышления, интереса к предмету. Формирует творческие способности, стремление к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности.
Практическая работа организована по индивидуальным заданиям таким образом, что характер работ вызывает у детей познавательный интерес, способствует развитию их пространственному воображению, умению анализировать, сравнивать, применять знания на практике, подбирать необходимые материалы и инструменты. Задания подобраны с учетом индивидуальной подготовленности, опыта, возрастных особенностей и способностей обучающихся. По форме они занимательны и требуют для их решения определенных творческих умений.
Цель и задачи программы
Цель программы:
«Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций».
Задачи:
-развивать стремление к углублению знаний;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;
-развивать творческие способности, воображение; кругозор в области рукоделия;
-развивать индивидуальные способности обучающихся;
-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Связь содержания программы с учебными предметами
Содержание программы «Мастерица» разработано с учётом программы образовательной области «Технология» и направленна на продолжение изучения тем по разделам: «Художественные ремесла» и «Создание изделий из текстильных материалов».
В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами.
Учебные предметы | Межпредметные знания |
Химия | Производство и свойства натуральных и химических волокон |
ИЗО | Зарисовка эскизов, составление вариантов композиций, подбор материалов по цвету и фактуре |
История | Знакомство с национальными традициями, особенностями культуры и быта народов России. |
Математика | Геометрические фигуры, геометрические построения орнаментов. Число, приблизительные величины |
Физика | Принцип действия регуляторов и механизмов швейной машины, соблюдение правил техники безопасности |
Экономика | Расчет себестоимости изделий |
Черчение | Построение выкроек, понятие «масштаб», моделирование деталей изделий |
Литература | Коммуникативные компетенции при защите проектов |
МХК | История костюма, особенности национальной одежды народов России. |
Особенности реализации программы
Принципы содержания программы
1.Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2.Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка атмосфера. В процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно- творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3.Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выбору; открытие новых знаний.
Программа составлена с учетом желания учащихся и их повышенного интереса к данным видам рукоделия. Количество наполняемости групп: 10-12 человек. Возрастной состав: 13-15 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Программа состоит из 3 модулей: «вышивка бисером», «мягкая игрушка», «пэчворк».
Программа конкретизирует содержание предметных тем, имеет примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний.
Методологической основой курса является индивидуальный подход, предоставление возможностей творческого поиска.
Основными видами деятельности обучающихся во время занятий являются:
-познавательная,
-исследовательская,
-практическая;
-работа с технологическими картами, дополнительной и учебной литературой, иллюстрациями, схемами.
Используются разнообразные формы организации:
-рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с учащимися.
Методы обучения, используемые во время занятий:
-практические,
-наглядные,
-словесные,
-решение прикладных задач,
-работа с книгой, компьютером,
-экскурсии.
Специфика данного учебного курса такова, что кульминацией работы обучающихся являются:
-конкурсы,
-выставки,
-мастер-классы,
-подготовка подарков,
-защита творческих проектов.
Основной формой обучения является практическая деятельность обучающихся (75-80% от учебного времени).
Занятия проводятся во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня в кабинете обслуживающего труда.
Количество часов, место в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов. Режим проведения занятий 2 ч. в неделю в соответствии с расписанием.
Распределение часов по темам:
№ п\п | Название темы | Всего часов |
1. | Декоративная подушка. Подушка – игрушка. | 18 часов |
2. | Вышивка бисером. | 28 часов |
3. | Пэчворк | 22 часа |
| Резерв учебного времени | 2 часа |
| Итого | 70 часов |
Характеристика условий ОУ при реализации программы
Данная внеурочная деятельность представлена в виде рабочей программы и реализуется согласно календарному графику составленному ОУ. Работа построена по принципу добровольности, ее содержание отвечает личным интересам обучающихся. Структура программы отличается большим разнообразием форм и методов ее организации.
Средства реализации системы работы учителя: нормативно - правовые документы различных уровней, информационно - методические материалы по организации внеурочной и проектно – исследовательской деятельности обучающихся, соответствующие материально – технические условия позволяющие проводить все технологические операции свойственные художественной обработке материалов в условиях общеобразовательной школы.
Формы реализации: проведение занятий, организация внеклассных мероприятий, показ практических действий, индивидуальные занятия по организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся, работа с родителями, выставки, экскурсии.
Методы реализации: проведение мероприятий планируемых и организованных совместно с родителями.
Дидактический материал: технологические карты, пособия, справочная литература, энциклопедии, интернет-ресурсы, книги, конструкционные схемы, плакаты, готовые изделия, образцы поузловой обработки, раздаточный материал, готовые презентации по теме.
Материально-техническое обеспечение: универсальные и специализированные швейные машины, оборудование для ВТО, соответствующие для выполнения различных видов работ инструменты и приспособления, компьютерные программные средства, возможно использование интерактивного оборудования.
Освещение, влажность и санитарно-гигиенические условия соответствуют необходимым требованиям.
Результаты реализации программы
Цель: «Формирование адекватной оценки собственных достижений обучающихся, базирующихся на стремлении к дальнейшему совершенствованию».
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Мастерица» направлены на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Овладение технологиями данных видов рукоделия позволит учащимся уверенно выражать свою точку зрения в сфере интересной и значимой деятельности; повысит собственную самооценку. Процесс обучения детей с применением средств ИКТ становится более динамичным, полным, насыщенным и наглядным. Позволяет повысить интерес к данной теме курса, углубить знания и умения в области народных ремесел, помогает ориентировать учащихся в выборе профессии.
В результате освоения курса обучаемые получают возможность:
познакомиться:
с назначением и технологическими свойствами материалов применяемых в различных видах рукоделия;
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
-с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов;
-с направлениями моды;
выполнять трудовые операции и работы:
-рационально организовывать рабочее место;
-читать и составлять технологическую документацию;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
-проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-распределять работу при коллективной деятельности;
-соблюдать безопасные приемы труда и правилами пользования ручными инструментами;
-выбирать сырье, материалы для выполнения работ;
-в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
-выполнять расчет расхода материалов на изделие;
-создавать собственный вариант модели.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Мастерица»
♦ Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по определенным видам декоративно-прикладного творчества:
обучающиеся должны знать:
• роль техники и технологии художественной обработки материалов; • принципы работы, назначение и устройство основного оборудования, инструментов, приспособлений;
• свойства наиболее распространенных конструкционных материалов; • традиционные и новейшие технологии художественной обработки материалов;
• возможность и область применения компьютерной техники в современном производстве;
• роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
• правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков;
обучающиеся должны уметь:
• рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
• выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
• читать чертежи, эскизы, схемы, технологическую документацию;
• составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
• выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
• изготавливать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
• находить и использовать информацию для преобразовательной
деятельности, в том числе с помощью компьютера;
• выполнять не менее трех видов художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
• осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять
предпринимательскую инициативу.
♦ Формирование универсальных учебных действий
В сфере личностных универсальных учебных действий
у обучающихся будут сформированы:
-учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических, творческих работ;
-ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерий успешности деятельности;
-заложены основы социально – ценных, личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
обучающиеся получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных, устойчивых, эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы в исполнение действий как по ходу реализации, так и в конце;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся научатся:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным объектам декоративно – прикладного искусства;
обучающиеся получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-более углубленному освоению понравившегося ремесла.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
обучающиеся получат возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве, отличные от собственной, позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
♦ Программа «Мастерица» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой изготовления изделий.
Упор в ней сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, познавательной активности, более полного и прочного усвоения новых знаний и умений, способности применять их в дальнейшем будущем в качестве досуга, хобби или частного бизнеса, на воспитание трудолюбия, самостоятельной практической деятельности, творческого отношения к действительности, стремление к созиданию, проявление индивидуальности у каждого обучающегося, создание собственного стиля с учетом экономики, экологии, современного дизайна, моды. Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими изделий. Успехи детей в обучении рождают у них чувство уверенности в своих силах. Учащиеся преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
♦ Планируемые результаты освоения программы
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и
создания продуктов труда;
- овладение безопасными приемами труда;
-развитие познавательного интереса, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе создания изделий декоративно-прикладного творчества;
-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, овладение необходимыми умениями;
- формирование положительных социально-значимых качеств личности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, и культуры созидательного труда, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-развитие самостоятельности и способности у обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение обучающихся возможности самопознания;
-воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
-использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства;
-развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Содержание курса «Мастерица» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: расширение специальных знаний и совершенствование необходимых умений и навыков. В зависимости от содержания изучаемого материала, применяются различные формы текущего, тематического и итогового контроля.
Текущий контроль:
• метод устного контроля: беседа, сообщение о выполненной работе, чтение чертежа, технологической схемы или карты;
• метод письменного контроля: заполнение таблицы, составление плана работы, технологическая последовательность обработки изделия.
• метод графического контроля: выполнение эскизов, чертежей, технологических схем;
• метод практического контроля: упражнение, выполнение образца шва, детали, швейного узла изделия декоративно – прикладного характера.
Тематический контроль:
• индивидуальная и фронтальная беседа;
• практическая работа;
• защита проекта.
Итоговый контроль:
• защита проекта с использованием ИКТ;
• проведение мастер-класса;
•представление готовых работ на выставке.
Критерии уровневого оценивания знаний и умений обучающихся:
«высокий» уровень знаний:
-полностью усвоил учебный материал,
-умеет изложить его своими словами,
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, может интегрировать знания для решения поставленной задачи;
-правильно выделяет основные этапы технологического процесса для решения поставленной задачи и их последовательность;
-свободно пользуется справочными материалами, правильно
выполняет расчеты,
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«средний» уровень знаний:
-в основном усвоил материал,
-допускает незначительные ошибки при изложении его своими словами,
-подтверждает ответ конкретными примерами,
-допускает незначительные ошибки в описании технологического процесса или в расчетах, а затем в процессе ответов на дополнительные вопросы, самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения, может самостоятельно исправить ошибки с привлечением справочных пособий.
«низкий» уровень знаний:
-не усвоил существенную часть учебного материала,
-допускает значительные ошибки при изложении его своими словами,
- не знает основных элементов технологического процесса;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами,
- не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
«высокий» уровень умений:
-творчески планирует выполнение работы;
-самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
-правильно и аккуратно выполняет задания;
-умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
«средний» уровень умений:
-допускает ошибки при планировании выполнения работы;
-не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала при выполнении практической работы;
-допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
-затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
«низкий» уровень умений:
-не может правильно спланировать выполнение работы;
-не может использовать знаний программного материала;
-допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
-не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Критерии уровневого оценивания знаний и умений обучающихся, при изготовлении готового изделия декоративно-прикладного характера:
«высокому» уровню соответствует изделие выполненное:
- по эскизу и чертежу,
- по технологии,
- качество выполнения на уровне требований.
«среднему» уровню соответствует изделие выполненное:
- по эскизу и чертежу,
- по технологии непринципиальные отклонения,
- качество изготовления ниже требуемого.
«низкому» уровню соответствует изделие выполненное:
- с отклонениями от эскиза и чертежа,
- с грубыми нарушениями технологии,
- изделие испорчено и переделке не подлежит.
Критерии оценивания проекта:
№ п/п | Критерии оценивания творческого проекта | Баллы |
1 | Оценка пояснительной записки | 14 |
1.1 | Общее оформление | 1 |
1.2 | Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта | 1 |
1.3 | Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов | 1 |
1.4 | Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи | 1 |
1.5 | Выбор технологии изготовления изделия | 1 |
1.6 | Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления | 1 |
1.7 | Разработка конструкторской документации, качество графики | 2 |
1.8 | Описание изготовления изделия (технологическая карта) | 2 |
1.9 | Описание окончательного варианта изделия | 1 |
1.10 | Эстетическая оценка выбранного изделия | 1 |
1.11 | Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия | 1 |
1.12 | Реклама изделия | 1 |
2 | Оценка готового изделия | 20 |
2.1 | Оригинальность конструкции | 8 |
2.2 | Качество изделия | 5 |
2.3 | Соответствие изделия проекту | 2 |
2.4 | Практическая значимость | 5 |
3 | Оценка защиты проекта | 16 |
3.1 | Формулировка проблемы и темы урока | 2 |
3.2 | Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи | 2 |
3.3 | Описание технологии изготовления изделия | 3 |
3.4 | Четкость и ясность изложения | 1 |
3.5 | Глубина знаний и эрудиция | 2 |
3.6 | Время изложения (7-8 мин) | 1 |
3.7 | Самооценка | 2 |
3.8 | Ответа на вопросы | 3 |
| Итого | 50 |
Тематический план занятий
Номер занятия | Название раздела, темы | Количество часов |
| Декоративная подушка 7 класс. | |
1 | История подушек. Назначение подушек (для отдыха, декоративные, подушки-саше, игрушка и др.). Модели подушек. Декоративные качества подушек (расцветка, фактура тканей, составление композиции). Чехлы на подушки. Особенности изготовления подушек. Виды наполнителей для подушек. | 2 |
2 | Практическая работа: «Работа над проектом. Исследовательская направленность проекта, анализ прототипов, разработка идей». | 2 |
3 | Практическая работа: «Подготовка материала, оборудования, инструментов. Приемы и правила безопасной работы. Выбор технологии изготовления изделия. Составление технологической карты». | 2 |
4 | Практическая работа: «Эстетическая, экономическая, экологическая оценка изделия». | 2 |
5 | Практическая работа: «Изготовление выкройки подушки. Раскрой деталей». | 2 |
6-8 | Практическая работа: «Изготовление подушки согласно выбранной модели. Оформление изделия». | 6 |
9 | Практическая работа: «Реклама готового изделия. Самооценка. Презентация работ». | 2 |
| Итого | 18 |
| Вышивка бисером 7 класс. | |
1 | Из истории вышивания бисером. Выбор темы художественно-конструкторского проекта по вышивке бисером. | 2 |
2 | Выбор инструментов и материалов для рукоделия. Схемы для вышивки бисером. Требования к работе. Правила безопасной работы. Практическая работа: «Подбор и подготовка материалов к работе». | 2 |
3 | Основные приемы вышивания бисером. Практическая работа: «Вышивка бисеринами горизонта параллельными рядами. Вышивка параллельными вертикальными рядами. Выполнение шва «арочный». | 2 |
4 | Основные приёмы вышивания стеклярусом по канве. Практическая работа: «Вышивка полукрестом или гобеленовым швом. Вышивание «елочкой». | 2 |
5 | Художественная вышивка бисером. Практическая работа: «Выполнение образцов в технике - шитье «вприкреп». | 2 |
6 | Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике. Практическая работа: «Выполнение образцов швов: «вперед иголку», «назад иголку», «стебельчатый», «арочный», «вприкреп». | 2 |
7 | Расположение бисера по форме рисунка. Практическая работа: «Выполнение образцов с применением различных видов отделки для данного вида вышивки» | 2 |
8 | Способы пришивания пайеток. Варианты расположения пайеток на канве. Практическая работа: «Пришивание пайеток различными способами». | 2 |
9 | Вышивание стеклярусом. Способы пришивания стекляруса. Практическая работа: «Пришивание пайеток различными способами». | 2 |
10-12 | Работа над практической частью проекта: «Изготовление ажурных салфеток из бисера». | 6 |
13 | Оформление пояснительной записки к проекту. | 2 |
14 | Защита проекта. | 2 |
| Итого | 28 |
| Пэчворк 7 класс | |
1 | История возникновения пэчворка. Инструменты и материалы. Правила безопасной работы. Правила подбора тканей, цветовой круг. | 2 |
2 | Знакомство с видами орнаментов. Орнамент «шахматка» её многообразие и своеобразие сбора этого вида фигур. Орнамент « полоса». Своеобразие орнамента при кажущейся простоте. Орнамент «колодец 1». Знакомство с первыми сложными фигурами на основе полосы. Разбор особенностей этого орнамента. Орнамент « колодец 2» . Схожесть и различие орнаментов колодец. Правила сбора этого орнамента. Орнамент «мельница». Назначение и применение шаблонов этого орнамента. Орнамент « звезда». Применение и значение образа в народном творчестве. | 2 |
3 | Геометрические фигуры в пэчворке. Орнамент «треугольник» применение многообразие исполнения. Геометрические фигуры. Орнамент «соты». Особенности шаблонов: равнобедренных, фантазийных. Народные промыслы. Орнамент « веер». Возникновение направления, применение в изделиях. | 2 |
4 | Применение печворка в Искусстве. Определение форм применения. Обсуждение индивидуальных проектов обучающихся. Практическая работа: «Проработка идей будущего изделия. Зарисовка эскизов» | 2 |
5 | Практическая работа: «Составление технологической карты будущего изделия с применением любой из техник». | 2 |
6 | Практическая работа: «Последовательность выполнения проекта. Экологическая и экономическая оценка изделия». | 2 |
7 | Практическая работа: «Разлиновка и изготовление шаблона из картона. Подбор тканей. Раскрой. Сбор плоскости для выбранного изделия». | 2 |
8-10 | Практическая работа: «Изготовление изделия» | 6 |
11 | Практическая работа: «Оценка готовых работ. Защита проекта». | 2 |
| Итого | 22 |
| Резерв учебного времени | 2 часа |
| Итого | 70 часов |
Основное содержание программы «Мастерица»
Аппликация:
Аппликация и её виды.
История появления аппликации. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. Подготовка к работе. Способы выполнения аппликации. Проработка эскиза. Составление схем. Композиция. Подбор цветовой гаммы.
Практическая работа: «Составление схем для различных видов аппликации. Проработка вариантов композиционного решения для панно. Демонстрации. Рисунки».
Способы перевода рисунка.
Ознакомление со способами перевода рисунка. Демонстрации. Рисунки. Литература. Образцы изделий из ткани. Карточки с разработанными схемами.
Клеевая аппликация.
Исторические сведения. Способы выполнения клеевой аппликации. Подбор материала для аппликации. Оформление изделий.
Практическая работа: «Выполнение эскиза. Аппликация из кусочков ткани клеевым способом на основе. Демонстрации. Образцы изделий. Карточки с рисунками и схемами».
Цельнокроеная аппликация. Подготовка к работе.
Практическая работа: «Создание эскиза. Выполнение из целого куска материала с применением ручных и машинных швов. Демонстрации. Образцы изделий. Карточки со схемами. Коллекция ниток».
Аппликация в технике пэчворк.
Материал для аппликации. Способы сшивания ткани.
Практическая работа: «Изготовление сшивных изделий из лоскутков ткани: (салфетки для чайного стола, скатерть). Демонстрации. Образцы изделий. Карточки со схемами. Коллекция ниток».
Вышивка бисером:
1.Основные приемы вышивания бисером.
История вышивания бисером. Художественная вышивка бисером. Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике. Вышивание стеклярусом. Способы пришивания стекляруса.
Практическая работ: «Вышивания образцов с использованием различных техник пришивания бисера, пайеток».
Образцы изделий. Схемы для вышивки бисером.
2.Выполнение творческого проекта.
Проработка идеи проекта. Подбор необходимых материалов и инструментов. Изготовление изделия. Оформление пояснительной записки. Защита проекта.
Мягкая игрушка:
1.Общие сведения о меховом лоскуте.
Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом. Инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки. Правила безопасности труда и гигиены. Профессия «скорняк», «дизайнер игрушек».
Практическая работа: «Технология выполнения петельного шва при стачивании мехового лоскута».
2. Цветовое решение. Размер изделия.
Цветовое решение, сочетаемость цветов. Составление цветовой композиции
игрушки. Способы изменения размера выкройки, использование графики.
Практическая работа: «Выбор изделия для выполнения творческой работы. Увеличение, уменьшение лекал (по выбору)».
3.Выполнение творческого проекта.
Технология выполнения игрушек из мехового лоскута. Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Набивка игрушки. Соединение головы с туловищем. Требование к качеству готового изделия.
Практическая работа: «Раскрой деталей игрушки (учитывая направление ворса). Оформление игрушки. Работа над внешним видом игрушки. Оформление мордочки. Защита творческого проекта. Презентация творческой работы».
Использованная литература:
Литература для учителя | Литература для обучающихся |
Основная литература: |
1.Синица Н.В., Самородский П.С. Технология: программа 5-8 (9) классы. – М.: Вентана-Граф, 2014 | 1. Павлова, Н. Мягкая игрушка. От простого к сложному / Н. Павлова. – Ростов н/Д. :Владис, 2004. – 65 с. |
2.Рабочая программа предметной области «Технология», технология ведения дома: учебное пособие / Ф.А.Зуева. – Челябинск: ООО «Пронто», 2014. | 2. Т.А.Мазурок, «Лоскутное шитье: от ремесла к искусству», С-П, Паритет, 2000г. |
3.Примерная программа по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). /А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков. | 3.Максимова М. Вышивка: первые шаги. М.: Эксмо-Пресс, 2000г. |
4. Божк Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства, как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. | |
5. Методическое пособие, авторы Л.Н Бобровская. Е.А.Сапрыкина и др., М.: Глобус. 2008 год (Образовательный стандарт). Составленного на базе материалов учебников «Технология» для учащихся 5-9 классов. | 5. К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г. |
6.Зуева Ф. А. Работа с одаренными детьмив рамках технологической подготовки (инструментарий оценивания предметных результатов обучающихся).-Челябинск: ЧИППКРО, 2013 | 6. Ткаченко Т. Б. «Энциклопедия бисера» Ростов- на- Дону, Феникс, 2010 |
7.Зуева Ф.А. Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. | |
Дополнительная литература: |
1.Технология. 5-9 классы (вариант для девочек). Поурочные планы «Технология 5-9 классы». В 2ч. / Сост. И.В. Червякова и др.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. | |
2. Научно-методический журнал «Школа и производство». | 2. Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М. Просвещение, 2006г. |
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история ремесел.- М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2000. | 3.Энн Кокс. Вышивка шелковыми ленточками. М.: Кристина и К, 2002г. |
4.О.И.Нагель, «Художественное лоскутное шитье», М., Школа Пресс, 2000г. | 4. А.И. Полянская. «Изделия из бисера». М., АСТ, 2010г. |
5. И.Ю.Муханова, «Лоскутное шитье в современном стиле», М., Олма-Пресс, 2003г. | 5. Донателла Чиотти «Цветы и букеты из бисера» М. «Контект» 2003г. |
6.lib.a-grande.ru › kostum.php Виды декоративной отделки одежды http://lib.a-grande.ru/kostum.php | |
26