СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Ты - югорчанин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение культурного наследия народов ХМАО-Югры, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, формирование патриотизма у обучающихся начальных классов. Цель программы - Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды для:

  • формирования гражданско-патриотической активности, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • формирования краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Ты - югорчанин"»







«Ты - югорчанин»

Программа внеурочной деятельности

(социально-педагогическое направление)




Автор: Котёлкина Е. В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 6»


Югорск

2012г.




Информационная карта программы


Тематика

Изучение культурного наследия народов ХМАО-Югры, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, формирование патриотизма у обучающихся начальных классов

Наименование организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Югорск


Адрес организации

г. Югорск улица Ермака, 7

Телефон

6-87-37

Ф.И.О. руководителя организации

Комисаренко Евгения Борисовна, директор МБОУ «СОШ № 6»

г. Югорска

Разработчик программы

Котёлкина Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска

Нормативно-правовое

обеспечение


  1. Конституция РФ;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1(ред. От 10.07.2012г.);

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; (в редакции от 03.12.2011 N 378-ФЗ);

  4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

  5. Конвенция ООН о правах ребенка

  6. Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.)

  7. Целевая программа «Молодежь Югры» на 2011-2013 годы;

  8. Целевая программа «Дети Югры» на 2011-2013 гг;

  9. Устав МБОУ «СОШ № 6»


Концепция программы

В основе концепции программы внеурочной деятельности «Я - югорчанин» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ краеведческой культуры и приобщения к общечеловеческим ценностям, формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.

Концепция основана на следующих идеях:

  • Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А. И. Щетинская). Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин);

  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский).

  • Идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).

Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);

Цель программы

Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды для:

  • формирования гражданско-патриотической активности, обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

  • формирования краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников, через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность

Задачи программы

  1. Развитие образовательного пространства как территории взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители» на основе соуправления.

  2. Формирование у младших школьников основ краеведческой культуры через внедрение программы внеурочной деятельности «Ты – югорчанин».

  3. Создание условий для самореализации детей в различных видах деятельности посредством приобщения к краеведческой культуре.


Принципы программы

  1. Принцип самореализации детей предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

  2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия

  4. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху)

  5. Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).

  6. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

  7. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

  8. Принцип уважения и доверия.

9. Принцип безопасности.

Механизм реализации программы

  1. Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы, разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, установление внешних связей, согласование плана с учреждениями культуры и дополнительного образования, приобретение необходимого инвентаря.)

  2. Основной период (работа над проектами, поисково-исследовательская деятельность, деятельность мастерских и творческих объединений, изучение природы, культуры и истории своего края, турниры, соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера).

3. Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ.

Методическое обеспечение программы

В основе реализации программы лежит деятельностный подход.

Основными методами организации деятельности являются:

  • Коллективная творческая деятельность (КТД)

  • Игра (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные)

  • Театрализация (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы)

  • Проектная деятельность

  • Творческие мастерские

  • Читательские конференции

Основные направления

Краеведческое: организация проектной деятельности краеведческой направленности, экскурсионная деятельность, организация деятельности краеведческих мастерских «Фольклор народов ХМАО», «Красная книга Югры», «Игрушки народов ХМАО», телегазета «Вестник экспедиции», познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Югре», поисковая деятельность «Летопись города».

Содержательно-досуговое; организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы), участие в работе школьного радио «Улей».

Практическое приобщение к культуре толерантности: Формирование позитивной самооценки, терпимости к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам доброжелательного общения в семье. Формирование дружеского отношения к представителям народов и народностей России  

Ожидаемые результаты. Критерии результативности

Воспитанник с заложенными основами ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):

  1. Умеющий строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания

  2. Использующий полученные нравственные знания на практике, переносящего полученный нравственный опыт из одних реальных ситуаций в другие, способного к взаимовыручке и сотрудничеству при выполнении совместной деятельности, умеющего самостоятельно работать с различными источниками информации (деятельностно-поведенческий компонент).

  3. Понимающий смысл фольклорных произведений народов ХМАО (нравственные ценности в сказках, пословицах); уважающий традиции обрядовых праздников народов ХМАО; знающий отличительные особенности национальных кукол ХМАО (куклы-обереги, куклы без лица).

  4. Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), пропагандирующий бережное отношение к природе края.

  5. Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:

  • разработать и провести экскурсию (в музее, по городу)

  • подготовить и провести викторину по краеведческим темам

  • изготовить новые экспонаты для экспозиций музея «Игрушки народов ХМАО»

  • подготовить репортаж для телегазеты, оформить страницы летописи

  • изготовить поделки, рисунки в различных техниках для красной книги Югры, для летописи экспедиции

  • разработать маршрут экологической тропы по пришкольному участку

  • организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших

  • стать участником детского национального театра (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем).

  1. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  2. Владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия;

/Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, 2009г./.



Сроки реализации

2012 -2015

Категория участников программы

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Возраст участников программы:7-11 лет.

Материально-технические условия реализации программы

  1. Кабинет с мультимедийным оборудованием

  2. Актовый зал школы

  3. Школьная библиотека

  4. Спортивный зал

  5. Открытая спортивная площадка

6. Школьное радио «Улей»

Социальное партнерство

1. Центральная городская детская библиотека.

2. Городской музей истории и этнографии.

3. Музей под открытым небом «Суеват Пауль».

4. Детская художественная школа г. Югорска.

5. Станция юных натуралистов «Амарант»



  1. Обоснование актуальности программы.



«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия

и переживания окружающего мира. Пусть в сердце

малыша на всю жизнь останутся воспоминания

о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим

уголком связывается образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский

У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни матери, того уголка, где дети живут.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Как сделать эти качества союзниками учителя в организации учебно-воспитательного процесса? Большая роль в данном процессе призвана выполнять краеведческая работа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!