Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНА Педагогическим советом Протокол № ____ от «___» ______2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ Заблоцкая Ю.В. от «___» ______2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ___________ Гракова Л.Г. Приказ №_____ от «___» ______2023 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Учение с увлечением»
для учащихся 2 классов
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Агеева София Андреевна
учитель начальных классов
д. Богородицкое, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы НОО
Курс «Учение с увлечением» составлен для обучающихся 2 классов.
На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает любознательность. Для обучающихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методы и формы организации занятий.
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Ожидаемые результаты обучающихся:
применение полученных знаний и умений на практике;
участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Содержание тем курса «Учение с увлечением»
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
- воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
- углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
- развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика (6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика (6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология (6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография (6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика (10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны иметь представление:
- о происхождении слов русского языка;
- о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
- о прямом и переносном значении слов;
- о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
- применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
- выполнять фонетический разбор слова;
- различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
- определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Элементы содержания | Основные понятия |
Раздел 1 Фонетика (6 часов) |
1 | По законам графики, или звуки и буквы | | | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | Фонетика. Звуки и буквы. Метаграммы. |
2 | По порядку становись! | | | Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание» Замени одним словом» | Алфавит Загадка |
3 | Буквы в слове переставим - много новых слов составим! | | | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. | Буквы Звуки Анаграммы |
4 | Какие они разные – гласные -согласные | | | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» | Гласные и согласные звуки Транскрипция Звукопись |
5 | Удар! Ещё удар! | | | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение» | Ударение Ударные и безударные звуки Шарада |
6 | Привет, страна Олимпия! | | | Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. | |
Раздел 2 Морфемика (6 часов) |
7 | Морфемы и их роль в словах | | | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | Морфема Кроссворд |
8 | Смотри в корень! | | | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова» | Корень слова |
9 | К кому и зачем пристают приставки? | | | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | Приставка Ребус |
10 | Суффикс - звучит загадочно… | | | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | Суффикс |
11 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | | | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» | Сложные слова Калейдоскоп |
12 | Покой морфемам только снится | | | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». | Словообразование Чередование звуков |
Раздел 3 Морфология (6 часов) |
13 | Где живут слова и как они находят место? | | | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», | Морфологи Части речи Грамматическое значение слов |
14 | Существительное – значит существует | | | Ребусы. Задания: «Составь слово», «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные» | Имя существительное Ребусы |
15 | Живое – неживое. С душою или без? | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», «Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кото? или что?» | Одушевлённый и неодушевлённый Чайнворды |
16 | Встреча с именами прилагательными | | | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Имя прилагательное Поговорки Эпитеты |
17 | Глагол – часть речи или речь? | | | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Глагол Рифма |
18 | Привет, страна Олимпия! | | | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. | |
Раздел 4 Орфография (6 часов) |
19 | Законы орфографии | | | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова» | Орфограмма |
20 | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные» | Непроизносимые согласные |
21 | Встреча с именами собственными | | | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логарифмы. | Имена собственные и нарицательные Логарифмы |
22 | Весёлая путаница частей слова и речи | | | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка» | Приставка Предлог Шарада |
23 | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | | | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Парные согласные |
24 | Привет, страна Олимпия! | | | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». | Буриме |
Раздел 5 Лексика (10 часов) |
25 | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | | | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. | Лексика Словарь |
26 | Поговорим о происхождении или этимология слова | | | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология | Этимологи Калейдоскоп |
27 | Однозначные и многозначные слова | | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». | Однозначные и многозначные слова |
28 | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | | | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. | Омонимы |
29 | Дружба слов. Встреча с синонимами | | | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» | Синонимы |
30 | Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | | | Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» | Антонимы Палиндром |
31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах | | | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Архаизмы Палиндром |
32 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | | | Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. | Фразеологизмы |
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | | | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Пословица Криптограмма |
34 | Привет, страна Олимпия! | | | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. | |
Библиографический список
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991. - 221с.
6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
8. Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
9. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.