Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
Принято на заседании ШМО логопедов Протокол № 1 от « »____________20____ | Согласовано зам. директора по ВР ______О А. Косицына « »__________20____ | Утверждено директор школы _______ Е.В. Киреева « »___________20____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название курса внеурочной деятельности: «Мастерская общения»
Класс: 4б
Период функционирования рабочей программы: 5 лет
Ф.И.О. разработчика программы: Плотникова Анна Александровна
Николаевск-на-Амуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 г.
В рамках реализации ФГОС с ОВЗ программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Рабочая программа внеурочной деятельности по логопедическому направлению для обучающихся 1 – 4 классов «Мастерская общения» разработана с целью развития культуры речевого поведения, любви к родному слову; формирования познавательной и эмоциональной сферы как неотъемлемой части языкового образования.
Задачи программы:
- познакомить с нормами литературного языка;
- формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия;
- развивать навыки вербального и невербального общения;
- совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль;
- воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.
Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Адресат программы: обучающиеся с ОНР III уровня, с нарушением письма и чтения, связанным с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Программа «Мастерская общения» разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Сроки реализации образовательной программы – 5 лет. Количество часов в год: 1 (1) класс – 33 часа, 1 (2) класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа. На изучение курса «Мастерская общения» отводится 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данные занятия – это общение учителя-логопеда с учащимися, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Логопед - собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.
Программа «Мастерская общения» в 1-3 КЛАССАХ реализуется по следующим направлениям:
«Мир взрослых людей», «Давайте играть вместе», «Секреты твоего успеха», «Речевой этикет», «Искусство спора и диалога».
Мир взрослых людей.
Мир общения. Роль общения для людей.
Правила речевого этикета.
Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.
Члены семьи, родословная, значение имени, фамилии. Соблюдение норм общения в семье.
Взаимоотношения с дальними родственниками.
Правила поведения с соседями.
2. Давайте играть вместе.
Культура общения в школе, классе; навыки социального поведения.
Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу.
Культура общения между друзьями.
Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора.
Развитие речевой памяти и произносительных навыков.
Невербальные средства общения, интонационная выразительность
3. Секреты твоего успеха.
Виды, правила и цели общения.
Оценка успехов сверстников, принятие мнения другого человека. Гуманное отношение и толерантность.
Личностные качества, позволяющие общаться с людьми. Развитие творческой инициативы.
Современные виды переписки (сайты общения, смс).
Знакомство с современными видами передачи информации (видеоролики, скайп).
4. Речевой этикет.
Умение слышать и слушать.
Значение вежливых слов, правильное их употребление.
Выход из конфликтных ситуаций с использованием речевых формул извинения.
5. Искусство спора и диалога.
Краткая и развёрнутая форма высказывания, речевые и неречевые формы общения. Умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.
6. Развитие связной речи.
Виды и типы текстов.
Пересказ с опорой на слова, вопросы.
Выборочные пересказы.
Устные сочинения по картине, серии картинок.
4 КЛАСС
Программа «Мастерская общения» в 4 классах реализуется по разделам: «Речь – важнейшее средство общения», «Сказкотерапия», «Доброе дело два века живет», «Тексты бывают разные», «Как почувствовать вкус слова», «Школа «вежливых» наук».
Речь – важнейшее средство общения.
Толкование понятий «язык» и «речь».
Высказывания великих русских писателей о родном языке.
Понятия «товарищ», «друг».
Товарищество и дружба в традициях русского народа.
«Сказкотерапия»
Дружба, добро, взаимовыручка в сказках народов мира.
Слушание сказок и их обсуждение.
Доброе дело два века живет.
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми.
Что доброго и полезного вы сделали за последние три дня.
Тексты бывают разные.
Тема и заголовок. Ключевые (опорные) слова. Смысловые части текста.
Разговорная речь. Диалог.
Этикетный диалог, его особенности.
Разговорная речь с элементами художественной. Сказочные истории.
Как почувствовать вкус слова.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.
Школа «вежливых» наук.
Как правильно разговаривать по телефону.
Правила поведения в общественном транспорте.
Как вести себя в общественных местах.
Правила поведения в театре и кино.
Поведение в библиотеке и музее.
Праздник вежливых ребят.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности;
- решать коммуникативные ситуации и задачи;
- выполнять правила общения;
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение.
Личностные:
- считаться с мнениями и интересами других;
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты;
- уважать взрослых;
- проявлять внимание и терпимость к детям.
Метапредметные:
- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения);
- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом);
- сформировать коммуникативные навыки.
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Для педагога:
Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.
Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
.Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.
С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф
Воспитание школьников.Теоретический инаучно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.
Для обучающихся:
Вахрушев А.А.,Бурский О.В.и др.Я и мир вокруг.Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.
(с.36 – Мир вокруг нас.)
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»
Согласовано
Зам. директора по УР
____________________
«__» ___________г.
Календарно-тематическое планирование занятий по программе: «Мастерская общения»
(предмет)
Учебный год: 2018-2019
Класс: 4б
Ф.И.О. учителя - логопеда: Плотникова Анна Александровна
№ темы, раздела | № занятия в году | № занятия в теме | Содержание учебного материала | Количество часов на тему (общее количество часов по разделу) | Дата план | Дата факт | УУД | Виды деятельности | Реализация навыков жизненных компетенций |
I ЧЕТВЕРТЬ |
1 | Мир взрослых людей | 5 | Предметные: - использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности - решать коммуникативные ситуации и задачи - выполнять правила общения - грамотно обосновывать и высказывать своё мнение Личностные: - считаться с мнениями и интересами других - справедливо разрешать возникающие споры и конфликты - уважать взрослых - проявлять внимание и терпимость к детям. Метапредметные: - отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения) - подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом) - сформировать коммуникативные навыки | | |
| 1 | 1 | Я человек и умею говорить. | 1 | 02.09 | | Артикуляционная гимнастика, речевая разминка, творческий практикум «Я веду диалог». | - Овладение основными речевыми формами и правилами их применения; - развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; - овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; - развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту, развитию ребенка, преодоление коммуникативно-речевой инактивности. |
2 | 2 | Я человек и умею чувствовать. | 1 | 09.09 | |
3 | 3 | Я человек и умею думать | 1 | 16.09 | |
4 | 4 | О правах и правилах | 1 | 23.09 | |
5 | 5 | Кто прав? | 1 | 30.09 | |
2 | Давайте играть вместе! | 5 | |
| 6 | 1 | Мы работаем | 1 | 07.10 | | Участие в совместных играх и занятиях со сверстниками, в разговоре, беседах. |
7 | 2 | Труд в сказках | 1 | 14.10 | |
8 | 3 | Мы играем | 1 | 21.10 | |
9 | 4 | Мы играем | 1 | 28.10 | |
II ЧЕТВЕРТЬ | | |
| 10 | 5 | Мы взрослые | 1 | 11.11 | |
3 | Секреты твоего успеха | 6 | |
| 11 | 1 | Другое мнение (теория). | 1 | 18.11 | | Упражнение-тренинг «Твоё мнение»; игра-пантомима «Как животные» |
12 | 2 | Другое мнение (практика) | 1 | 25.11 | |
13 | 3 | Чтобы стать человеком… (теория) | 1 | 02.12 | |
14 | 4 | Чтобы стать человеком… (практика) | 1 | 09.12 | |
15 | 5 | Дал слово…(теория) | 1 | 16.12 | |
16 | 6 | Дал слово… (практика) | 1 | 23.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ | | |
4 | Речевой этикет | 7 | |
| 17 | 1 | Культура речи | 1 | 13.01 | | Артикуляционная гимнастика; Составление памятки «Разные люди – разное обращение» |
18 | 2 | Речь и поведение | 1 | 20.01 | |
19 | 3 | Сила слова | 1 | 27.01 | |
20 | 4 | Когда я ем…. | 1 | 03.02 | |
21 | 5 | Молчать некрасиво. | 1 | 10.02 | |
22 | 6 | Говорим обо всём | 1 | 17.02 | |
23 | 7 | Говорим обо всём | 1 | 24.02 | |
5 | Искусство спора и диалога | 4 | |
| 24 | 1 | Быль и небылицы | 1 | 03.03 | | Творческий час «Докажи» |
25 | 2 | Так да не так | 1 | 10.03 | |
26 | 3 | Небылица-небывальщина | 1 | 17.03 | |
27 | 4 | Попробуй, угадай! | 1 | 24.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | | |
6 | Развитие связной речи | 7 | |
| 28 | 1 | Диалог и монолог | 1 | 07.04 | | Словесная дидактическая игра «Потому что…»; мини-сценки |
29 | 2 | Диалог и монолог | 1 | 14.04 | |
30 | 3 | Монолог- описание | 1 | 21.04 | |
31 | 4 | Монолог-рассуждение | 1 | 28.04 | |
32 | 5 | Монолог-повествование | 1 | 05.05 | |
33 | 6 | Рассказ из личного опыта (с использованием диалога) | 1 | 12.05 | |
34 | 7 | Коллективное рассказывание | 1 | 19.05 | |