СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда "Мастерская общения" на 2018-2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности учителя-логопеда "Мастерская общения" на 2018-2019 учебный год»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»





Принято

на заседании ШМО

логопедов

Протокол № 1

от « »____________20____


Согласовано

зам. директора по ВР

______О А. Косицына

« »__________20____

Утверждено

директор школы

_______ Е.В. Киреева

« »___________20____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Название курса внеурочной деятельности: «Мастерская общения»

Класс: 4б

Период функционирования рабочей программы: 5 лет



Ф.И.О. разработчика программы: Плотникова Анна Александровна







Николаевск-на-Амуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 г.

В рамках реализации ФГОС с ОВЗ программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Рабочая программа внеурочной деятельности по логопедическому направлению для обучающихся 1 – 4 классов «Мастерская общения» разработана с целью развития культуры речевого поведения, любви к родному слову; формирования познавательной и эмоциональной сферы как неотъемлемой части языкового образования.

Задачи программы:

- познакомить с нормами литературного языка;

- формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия;

- развивать навыки вербального и невербального общения;

- совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль;

- воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.

Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.

Адресат программы: обучающиеся с ОНР III уровня, с нарушением письма и чтения, связанным с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Программа «Мастерская общения» разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Сроки реализации образовательной программы – 5 лет. Количество часов в год: 1 (1) класс – 33 часа, 1 (2) класс – 33 часа, 2-4 классы – 34 часа. На изучение курса «Мастерская общения» отводится 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данные занятия – это общение учителя-логопеда с учащимися, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Логопед - собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации.

Программа «Мастерская общения» в 1-3 КЛАССАХ реализуется по следующим направлениям:

«Мир взрослых людей», «Давайте играть вместе», «Секреты твоего успеха», «Речевой этикет», «Искусство спора и диалога».

  1. Мир взрослых людей.

Мир общения. Роль общения для людей.

Правила речевого этикета.

Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.

Члены семьи, родословная, значение имени, фамилии. Соблюдение норм общения в семье.

Взаимоотношения с дальними родственниками.

Правила поведения с соседями.

2. Давайте играть вместе.

Культура общения в школе, классе; навыки социального поведения.

Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу.

Культура общения между друзьями.

Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора.

Развитие речевой памяти и произносительных навыков.

Невербальные средства общения, интонационная выразительность

3. Секреты твоего успеха.

Виды, правила и цели общения.

Оценка успехов сверстников, принятие мнения другого человека. Гуманное отношение и толерантность.

Личностные качества, позволяющие общаться с людьми. Развитие творческой инициативы.

Современные виды переписки (сайты общения, смс).

Знакомство с современными видами передачи информации (видеоролики, скайп).

4. Речевой этикет.

Умение слышать и слушать.

Значение вежливых слов, правильное их употребление.

Выход из конфликтных ситуаций с использованием речевых формул извинения.

5. Искусство спора и диалога.

Краткая и развёрнутая форма высказывания, речевые и неречевые формы общения. Умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.

6. Развитие связной речи.

Виды и типы текстов.

Пересказ с опорой на слова, вопросы.

Выборочные пересказы.

Устные сочинения по картине, серии картинок.

4 КЛАСС

Программа «Мастерская общения» в 4 классах реализуется по разделам: «Речь – важнейшее средство общения», «Сказкотерапия», «Доброе дело два века живет», «Тексты бывают разные», «Как почувствовать вкус слова», «Школа «вежливых» наук».

  1. Речь – важнейшее средство общения.

Толкование понятий «язык» и «речь».

Высказывания великих русских писателей о родном языке.

Понятия «товарищ», «друг».

Товарищество и дружба в традициях русского народа.

  1. «Сказкотерапия»

Дружба, добро, взаимовыручка в сказках народов мира.

Слушание сказок и их обсуждение.

  1. Доброе дело два века живет.

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми.

Что доброго и полезного вы сделали за последние три дня.

  1. Тексты бывают разные.

Тема и заголовок. Ключевые (опорные) слова. Смысловые части текста.

Разговорная речь. Диалог.

Этикетный диалог, его особенности.

Разговорная речь с элементами художественной. Сказочные истории.

  1. Как почувствовать вкус слова.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи.

Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.

  1. Школа «вежливых» наук.

Как правильно разговаривать по телефону.

Правила поведения в общественном транспорте.

Как вести себя в общественных местах.

Правила поведения в театре и кино.

Поведение в библиотеке и музее.

Праздник вежливых ребят.











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности;

- решать коммуникативные ситуации и задачи;

- выполнять правила общения;

- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение.

Личностные:

- считаться с мнениями и интересами других;

- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты;

- уважать взрослых;

- проявлять внимание и терпимость к детям.

Метапредметные:

- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения);

- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом);

- сформировать коммуникативные навыки.





Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Для педагога:

Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.

Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.

Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.

Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.

Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.

Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.

.Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.

Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.

Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.

КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.

Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.

Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.

Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.

Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.

Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.

Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.

С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф

Воспитание школьников.Теоретический инаучно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.

Для обучающихся:

Вахрушев А.А.,Бурский О.В.и др.Я и мир вокруг.Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.

(с.36 – Мир вокруг нас.)






Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №5»



Согласовано

Зам. директора по УР

____________________

«__» ___________г.






Календарно-тематическое планирование занятий по программе: «Мастерская общения»

(предмет)


Учебный год: 2018-2019


Класс: 4б




Ф.И.О. учителя - логопеда: Плотникова Анна Александровна







№ темы, раздела

№ занятия в году

№ занятия в теме





Содержание

учебного материала

Количество часов на тему (общее количество часов по разделу)

Дата план

Дата факт





УУД

Виды деятельности

Реализация навыков жизненных компетенций

I ЧЕТВЕРТЬ

1

Мир взрослых людей

5

Предметные:

- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности

- решать коммуникативные ситуации и задачи

- выполнять правила общения

- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение

Личностные:

- считаться с мнениями и интересами других

- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты

- уважать взрослых

- проявлять внимание и терпимость к детям.

Метапредметные:

- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)

- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)

- сформировать коммуникативные навыки





1

1

Я человек и умею говорить.

1

02.09


Артикуляционная гимнастика, речевая разминка, творческий практикум «Я веду диалог».

- Овладение основными речевыми формами и правилами их применения;

- развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению;

- овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

- развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту, развитию ребенка, преодоление коммуникативно-речевой инактивности.


2

2

Я человек и умею чувствовать.

1

09.09


3

3

Я человек и умею думать

1

16.09


4

4

О правах и правилах

1

23.09


5

5

Кто прав?

1

30.09


2

Давайте играть вместе!

5



6

1

Мы работаем

1

07.10


Участие в совместных играх и занятиях со сверстниками, в разговоре, беседах.

7

2

Труд в сказках

1

14.10


8

3

Мы играем

1

21.10


9

4

Мы играем

1

28.10


II ЧЕТВЕРТЬ




10

5

Мы взрослые

1

11.11


3

Секреты твоего успеха

6



11

1

Другое мнение (теория).

1

18.11


Упражнение-тренинг «Твоё мнение»;

игра-пантомима «Как животные»

12

2

Другое мнение (практика)

1

25.11


13

3

Чтобы стать человеком… (теория)

1

02.12


14

4

Чтобы стать человеком… (практика)

1

09.12


15

5

Дал слово…(теория)

1

16.12


16

6

Дал слово… (практика)

1

23.12


III ЧЕТВЕРТЬ



4

Речевой этикет

7



17

1

Культура речи

1

13.01


Артикуляционная гимнастика;

Составление памятки «Разные люди – разное обращение»

18

2

Речь и поведение

1

20.01


19

3

Сила слова

1

27.01


20

4

Когда я ем….

1

03.02


21

5

Молчать некрасиво.

1

10.02


22

6

Говорим обо всём

1

17.02


23

7

Говорим обо всём

1

24.02


5

Искусство спора и диалога

4



24

1

Быль и небылицы

1

03.03


Творческий час «Докажи»

25

2

Так да не так

1

10.03


26

3

Небылица-небывальщина

1

17.03


27

4

Попробуй, угадай!

1

24.03


IV ЧЕТВЕРТЬ



6

Развитие связной речи

7



28

1

Диалог и монолог

1

07.04


Словесная дидактическая игра «Потому что…»;

мини-сценки

29

2

Диалог и монолог

1

14.04


30

3

Монолог- описание

1

21.04


31

4

Монолог-рассуждение

1

28.04


32

5

Монолог-повествование

1

05.05


33

6

Рассказ из личного опыта (с использованием диалога)

1

12.05


34

7

Коллективное рассказывание

1

19.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!