Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 86»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директор Директор ГКОУ
____________Горяшова Е.В. «Школа-интернат № 86»
31.08.2021г. ____________ Орлова Ю.А.
Приказ от 31.08.2021г. № 135-о
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Удивительный мир книги»
для обучающихся 2 «Б» класса (II вариант)
на 2021-2022 учебный год
Разработчик:
Зайцева В.Н.
Нижний Новгород
2021г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир книг» предназначена для работы с детьми 2 класса; способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы:
— создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание программы «Удивительный мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Методика обучения работе с книгой базируется на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н. Н. Светловской. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное участие детей в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Формы организации занятий:
литературные игры,
конкурсы,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг,
проекты,
спектакли.
Программа рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю. Срок реализации 1 год.
Результатом реализации данной учебной программы является формирование младшего школьника как сознательного читателя.
Формы представления результатов: участие в литературных конкурсах, школьных спектаклях, проектные и исследовательские работы, портфолио достижений.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Содержание тем учебного курса
Книга, здравствуй (5 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Роль книги в жизни человека. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о Родине и родной природе (4 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Книги о твоих ровесниках (10 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Писатели детям (5 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе-
рестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (7 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки зарубежных писателей (4 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги о животных (5 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Планируемые УУД:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Календарно тематическое планирование во 2 классе (68ч)
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. |
| Учебные книги второклассника. Правила работы с книгой. | 1 | 2.09 | |
| Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | 7.09 | |
| Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | 9.09 | |
| Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.Каталожная карточка. | 1 | 14.09 | |
| Роль книги в жизни человека. | 1 | 16.09 | |
| История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | 21.09 | |
| Структура книги (элементы книги). | 1 | 23.09 | |
| Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую). | 1 | 28.09 | |
| Книги о Родине и природе. | 1 | 30.09 | |
| Книги о Родине и природе. | 1 | 5.10 | |
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | 7.10 | |
| Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 2 | 12.10 14.10 | |
| Книги современных писателей о детях. | 2 | 19.10 21.10 | |
| Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | 26.10 | |
| Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | 1 | 28.10 | |
| Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | 9.11 | |
| Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | 11.11 | |
| Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | 16.11 | |
| Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). | 1 | 18.11 | |
| Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | 23.11 | |
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | 25.11 | |
| Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | 30.11 | |
| Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | 2.12 | |
| Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | 7.12 | |
| Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 1 | 9.12 | |
| Скороговорки и чистоговорки. | 1 | 14.12 | |
| Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | 16.12 | |
| Писатели-сказочники. | 1 | 21.12 | |
| Герои сказок. Викторина. | 1 | 23.12 | |
| Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 | 11.01 | |
| Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1 | 13.01 | |
| Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | 18.01 | |
| Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | 20.01 | |
| По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 | 25.01 | |
| По страницам сказок Х.К. Андерсена. | 1 | 27.01 | |
| Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | 2 | 1.02 3.02 | |
| Книги о детях. Выставка книг. | 1 | 8.02 | |
| Герои книг В. Осеевой. | 1 | 10.02 | |
| Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | 15.02 | |
| Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | 17.02 | |
| Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | 22.02 | |
| Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. | 1 | 24.02 | |
| Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | 1.03 | |
| Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | 3.03 | |
| Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | 7.03 | |
| В гостях у сказки. | 1 | 10.03 | |
| Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | 15.03 | |
| Книги о семье. | 2 | 17.03 29.03 | |
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | 31.03 | |
| Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 2 | 5.04 7.04 | |
| Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | 12.04 | |
| Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | 14.04 | |
| Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | 19.04 | |
| Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | 21.04 | |
| Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | 26.04 | |
| Книги В. Бианки, Г. Скребицкого | 1 | 28.04 | |
| Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 3.05 | |
| По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | 1 | 5.05 | |
| В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | 10.05 | |
| Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | 12.05 | |
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | 17.05 | |
| Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | 19.05 | |
32 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 2 | 24.05 26.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
Рекомендуемые пособия для учащихся:
Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3,4 класс. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011
26