Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «30»августа 2023 г. Руководитель ШМО_________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР «31»_августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые руки»
для обучающихся 1 классов.
г. Ульяновск
2023г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286. Рабочая программа по курсу декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки» разработана на основе программы кружка по декоративно-прикладному творчеству для 1-2 классов Шишлина Н.И. , и рабочей программы кружка внеурочной деятельности Луценко А.А.2020г.
Внеурочная деятельность в настоящее время является составной частью учебно-воспитательного процесса. В ходе этой работы проявляется активность детей обусловленная их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники
Программа разработана для занятий с учащимися 1 классов . Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология» за счет введения разнообразных видов мастерства.
Направление программы художественно-эстетическое. Данная программа представит учащимся широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работа ребят над созданием изделия, неразрывно связанна с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала, эту работу можно смело назвать творческой.
Актуальность: Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника.
Новизна: Программа кружка «Умелые руки» помогает стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создавать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Новизна программы состоит в том , что в отличие от уже существующих программ по внеурочной деятельности в данной программе будут рассматриваться несколько основных блоков по декоративно-прикладному творчеству. ( Работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с пластичными материалами, работа с текстильными, работа с бросовыми материалами).
Цель программы:
воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
развитие художественно-творческой активности;
овладения знаниями в области декоративно-прикладного искусства.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Задачи:
Образовательные
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства
вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки
приобщать школьников к народному искусству
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, композиции, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
учить работать над индивидуальным изделием.
Воспитательные
осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Развивающие
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление, аккуратность, усидчивость, мелкую моторику пальцев.
Описание места в учебном плане.
Возраст учащихся: 7- 8 лет, (1 класс)
Срок реализации программы: 1 год.
Занятия проходят во внеурочное время два раз в неделю. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 66 часов в 1 классе. (по 2 часа в неделю).
II.Содержание курса внеурочной деятельности.
1 Раздел. | Вводное занятие (2 ч.) |
| 1.Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса. Техника безопасности.-1ч. 2.Аппликация из бумаги - зонтик. -1ч. |
2 Раздел. | Работа с природными материалами (8 ч.) |
| 3-4. Аппликация из природных материалов на картоне. -2ч. |
| 5-6 Аппликация из природных материалов на картоне. -2ч. |
| 7-8. Объемная поделка из природных материалов- животные. -2ч. |
| 9-10 Объемная поделка из природных материалов- животные. -2ч. |
3 Раздел. | Работа с бумагой (12 ч.) |
| 11-12. Плоскостная аппликация из бумаги на картоне. -2ч. |
| 13-14. Плоскостная аппликация из бумаги на картоне. -2ч. |
| 15-16. Аппликация из геометрических фигур на картоне. -2ч. |
| 17-18. Аппликация из геометрических фигур на картоне. -2ч. |
| 19-20. Объемная аппликация из бумаги на картоне. -2ч. |
| 21-22. Объемная аппликация из бумаги на картоне. -2ч. |
4 Раздел. | Работа с пластическими материалами (12ч.) |
| 23-24. Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе-2ч. |
| 25-26.Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе -2ч. |
| 27-28.Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе-2ч. |
| 29-30. Объемное рисование пластилином на картоне-2ч. |
| 31-32. Объемное рисование пластилином на картоне-2ч. |
| 33-34. Объемное рисование пластилином на картоне-2ч. |
5 Раздел. | Работа с текстильными материалами (10 ч.) |
| 35-36. Аппликация из цельных шерстяных ниток. -2ч. |
| 37-38. Аппликация из цельных шерстяных ниток. -2ч. |
| 39-40. Аппликация из цельных шерстяных ниток. -2ч. |
| 41-42. Аппликация из резанных шерстяных ниток. -2ч. |
| 43-44. Аппликация из резанных шерстяных ниток. -2ч. |
6 Раздел. | Работа с бросовыми материалами (10 ч.) |
| 45-46. Золотая рыбка из диска и бумаги-2ч. |
| 47-48. Золотая рыбка из диска и бумаги-2ч. |
| 49-50. Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. -2ч. |
| 51-52. Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. -2ч. |
| 53-54.Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. -2ч. |
7 Раздел. | Общая коллективная работа (10 ч.) |
| 55-56. Композиция с применением изученных техник-2ч. |
| 57-58. Композиция с применением изученных техник-2ч. |
| 59-60. Композиция с применением изученных техник-2ч. |
| 61-62. Композиция с применением изученных техник-2ч. |
| 63-64.Композиция с применением изученных техник-2ч. |
8 Раздел. | Выставка работ по итогам пройденного курса.(2 ч.) |
| 65-66. Выставка работ-2ч. |
II. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Прогнозируемый результат
скоординированы движения кистей рук воспитанников;
развито творческое воображение у воспитанников;
сформирован интерес к творческой деятельности;
развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
У учащегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
У учащегося будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
У учащегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Ожидаемые результаты 1 класс
Результаты обучения:
- дети будут знать виды материалов для творчества (природные, бумага, картон, нитки, пластилин.), их свойства и названия.
Результаты развития:
-формирование художественного вкуса,
- развитие фантазии и творческого потенциала.
Результаты воспитания:
-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий,
-бережное отношение к результату своего труда и труда других людей.
Формы проведения занятий.
-Коллективные проекты.
-Игры и праздники.
-Рассказ, беседа.
-Практические занятия
-Мастер-классы
IV.Тематическое планирование.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | ОЭР |
| Вводное занятие (2 ч.) | | | |
1. | Знакомство с программой курса «Умелые ручки» и блоками изучаемые в течение всего курса. Техника безопасности. Аппликация из бумаги - зонтик. | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
| Работа с природными материалами (8 ч.) | | | |
2. | Аппликация из природных материалов на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/zanyatie-po-dop-obrazovaniyu-priroda-i-fantaziya-applikaciya-iz-prirodnogo-materiala-6310448.html |
3. | Аппликация из природных материалов на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/zanyatie-po-dop-obrazovaniyu-priroda-i-fantaziya-applikaciya-iz-prirodnogo-materiala-6310448.html |
4. | Объемная поделка из природных материалов- животные. | 2 | | https://infourok.ru/zanyatie-po-dop-obrazovaniyu-priroda-i-fantaziya-applikaciya-iz-prirodnogo-materiala-6310448.html |
5. | Объемная поделка из природных материалов- животные. | 2 | | https://infourok.ru/zanyatie-po-dop-obrazovaniyu-priroda-i-fantaziya-applikaciya-iz-prirodnogo-materiala-6310448.html |
| Работа с бумагой (12 ч.) | | | |
6. | Плоскостная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/plan-konspekt-otkritogo-uroka-ploskaya-applikaciya-700235.html |
7. | Плоскостная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/plan-konspekt-otkritogo-uroka-ploskaya-applikaciya-700235.html |
8. | Аппликация из геометрических фигур на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-applikaciya-iz-bumagigeometricheskie-figuri-2517465.html |
9. | Аппликация из геометрических фигур на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-applikaciya-iz-bumagigeometricheskie-figuri-2517465.html |
10. | Объемная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/plankonspekt-zanyatiya-kruzhka-umelie-ruki-na-temu-obyomnaya-applikaciya-iz-bumagi-3574036.html |
11. | Объемная аппликация из бумаги на картоне. | 2 | | https://infourok.ru/plankonspekt-zanyatiya-kruzhka-umelie-ruki-na-temu-obyomnaya-applikaciya-iz-bumagi-3574036.html |
| Работа с пластическими материалами (12ч.) | | | |
12. | Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе | 2 | | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-v-gruppe-prodlennogo-dnya-klass-obratnaya-mozaika-na-prozrachnoy-osnove-osenniy-urozhay-iz-sharikov-plastil-3740287.html |
13. | Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе | 2 | | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-v-gruppe-prodlennogo-dnya-klass-obratnaya-mozaika-na-prozrachnoy-osnove-osenniy-urozhay-iz-sharikov-plastil-3740287.html |
14. | Обратная мозаика из пластилина на прозрачной основе | 2 | | https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-v-gruppe-prodlennogo-dnya-klass-obratnaya-mozaika-na-prozrachnoy-osnove-osenniy-urozhay-iz-sharikov-plastil-3740287.html |
15. | Объемное рисование пластилином на картоне | 2 | | https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-dlya-klassa-plastilinovaya-zhivopis-3253844.html |
16. | Объемное рисование пластилином на картоне | 2 | | https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-dlya-klassa-plastilinovaya-zhivopis-3253844.html |
17. | Объемное рисование пластилином на картоне | 2 | | https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-dlya-klassa-plastilinovaya-zhivopis-3253844.html |
| Работа с текстильными материалами (10 ч.) | | | |
18. | Аппликация из цельных шерстяных ниток. | 2 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-ili-k-uroku-izo-applikaciya-iz-sherstyanyh-nitok-5188796.html |
19. | Аппликация из цельных шерстяных ниток. | 2 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-ili-k-uroku-izo-applikaciya-iz-sherstyanyh-nitok-5188796.html |
20. | Аппликация из цельных шерстяных ниток. | 2 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-ili-k-uroku-izo-applikaciya-iz-sherstyanyh-nitok-5188796.html |
21. | Аппликация из резанных шерстяных ниток. | 2 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-ili-k-uroku-izo-applikaciya-iz-sherstyanyh-nitok-5188796.html |
22. | Аппликация из резанных шерстяных ниток. | 2 | | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoj-tvorcheskoj-deyatelnosti-ili-k-uroku-izo-applikaciya-iz-sherstyanyh-nitok-5188796.html |
| Работа с бросовыми материалами (10 ч.) | | | |
23. | Золотая рыбка из диска и бумаги | 2 | | https://multiurok.ru/files/zolotaia-rybka-iz-sd-diska-i-bumagi.html |
24. | Золотая рыбка из диска и бумаги | 2 | | https://multiurok.ru/files/zolotaia-rybka-iz-sd-diska-i-bumagi.html |
25. | Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. | 2 | | https://infourok.ru/programma-vneurochnyh-zanyatij-umelye-ruchki-1-klass-6468667.html |
26. | Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. | 2 | | https://infourok.ru/programma-vneurochnyh-zanyatij-umelye-ruchki-1-klass-6468667.html |
27. | Аппликация «Бабочки на лугу» из конфетных фантиков. | 2 | | https://infourok.ru/programma-vneurochnyh-zanyatij-umelye-ruchki-1-klass-6468667.html |
| Общая коллективная работа (10 ч.) | | | |
28. | Композиция с применением изученных техник | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
29. | Композиция с применением изученных техник | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
30. | Композиция с применением изученных техник | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
31. | Композиция с применением изученных техник | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
32. | Композиция с применением изученных техник | 2 | | https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
| Выставка работ по итогам пройденного курса.(2 ч.) | | | |
33. | Выставка работ | 2 | | |