СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»»

Программа внеурочной деятельности

«Умелые руки»


  1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.


  1. Цели и задачи программы.

Цель программы:

-Воспитать личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщить школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.


  1. Особенности программы.

Программа основана на следующих принципах.


Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика

( взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.


Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 1 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы - 10 -15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(33 часа в год)

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.


IY. Планируемые результаты.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Умелые руки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Итоги занятий будут подведены в форме отчётных выставок,конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки :

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Работа с родителями: посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.

Личностные результаты.

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.


Метапредметные рузультаты.

Регулятивные.

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;


Познавательные.

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.


Коммуникативные.

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Предметные результаты.

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Учащиеся должны знать:

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

-виды природных материалов, технику создания работ с использованием природного материала, способы декоративного оформления готовых работ;

– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- виды ткани, технику создания работ из ткани, способы декоративного оформления готовых работ;


- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;


-добывать необходимую информацию (устную и графическую).


Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.


Литература:

1. И. Хананова 2008г. «Солёное тесто»

2. Автор - составитель Л. И. Трепетунова.20 « Природный материал и фантазия»

4. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).


Терминологический словарь к программе

-Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном

-Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

-Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

-Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

-Интерьер – художественно оформленное убранство помещения

-Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

-Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

-Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма .


Y. Содержание программы 33часа (1 час в неделю)

Работа с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, природный материал, ткань, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.


Введение: правила техники безопасности -1ч.

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

Работа с пластилином-13ч.

1.Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

3-4.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшочке».

Теория. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

5. Плоскостное изображение. «Рыбка».

Теория. Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

6.«Натюрморт из чайной посуды»

Теория. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

7.Рельефное изображение. «Ферма».

Теория. Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

8. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки».

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.

9. Божьи коровки на ромашке.

Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.

10. Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».

Теория. Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.

11. «Ромашки»

Теория. Трафаретные технологии пластилиновой живописи.

Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии

12.«Совушка – сова»

Теория. Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.

13.«Снегурочка в зимнем лесу»

Теория. Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.


Обработка природных материалов-3ч.

1-2. Аппликация из листьев и семян».

Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

3.Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Ёжик».

Теория. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа с листьями. Закрепление технического приема работы с природным материалом. Создание аппликации.

Работа с тканью -2ч.

Работа с бумагой -14ч.

1.Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты.

Теория. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

2.«Фрукты», «Чудо – дерево»

Теория. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

3. «Птенчики».

Теория. Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

4.«Снегирь»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

5.Новогодняя игрушка. Символ года

История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

6.Открытка к Новому году.

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

7. «Праздничный салют».

Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.



Тематический план занятий. (1 час в неделю)

Название разделов и тем

Планируемые

результаты

Количество часов

теория

прак-тика

I

1

Введение: правила техники безопасности-1ч


1


II

Работа с пластилином-6ч




2

Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».

1.Уделять повышенное внимание формированию ценностного отношения к социальной реальности.

2. Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью

1


3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

Способствовать получению опыта самостоятельного социального действия.

Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью, к развитию коммуникативных способностей.

Формировать опыт коллективной деятельности.


1

4

Знакомство со средствами выразительности «Червячок

в яблочке».

Воспитывать сплоченность, умение адекватно воспринимать распределение ролей в совместной деятельности.


1

5

«Кактус в горшочке»

Развивать  ценностное  отношение школьника к своему здоровью, к развитию речи .

Способствовать приобретению школьником опыта самовыражения в творческой деятельности.


1

6

Плоскостное изображение. «Рыбка»

Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.


1

7

«Натюрморт из чайной посуды»

Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний.


1

III

Обработка природных материалов-3ч




8-9

Аппликация из листьев и семян.


Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Создание аппликации.



2

10

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». «Ёжик».


Теория Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа с листьями. Закрепление технического приема работы с природным материалом. Создание аппликации.



1

IV

Работа с пластилином-7ч




11

Рельефное изображение. «Ферма»

Поддерживать дух соревнования, создавая позитивную обстановку во время игр, викторин и соревнований.


1

12

Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.


1

13

Божьи коровки на ромашке

Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.


1

14

Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»

Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний.

1


15

«Ромашки»

Учить сличению способа действия и его результатов.


1

16

«Совушка – сова»

Учить сличению способа действия и его результатов.


1

17

«Снегурочка в зимнем лесу»

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.

Учить сличению способа действия и его результатов.


1

V

Работа с тканью-2ч




18-19

Техника безопасности при работе с тканью. Изделие «Божья коровка»

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.

Учить сличению способа действия и его результатов.


2

VI

Работа с бумагой-14ч




20-21

Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».

Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.

1

2

22

Фрукты

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.


1

23-24

«Чудо – дерево»

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.


2

25-26

«Птенчики»

Учить сличению способа действия и его результатов.


2

27-28


«Снегирь»

Учить сличению способа действия и его результатов.


2

29-30

Новогодняя игрушка. Символ года

Учить формулированию и удерживанию поставленной задачи на всем этапе выполнения действий.


2

31-32

Открытка к Новому году

Учить применению установленных правил, планированию действия и принятию самостоятельных решений.


2

33

Праздничный салют

Создать выставочное пространство, как практическое подтверждение приобретенных, творческих, трудовых и  социальных знаний.


1


Итого: 33 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!