СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умелые руки"»



Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа разработана для занятий с учащимися 6-10 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Внеурочная деятельность «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Особенности реализации программы:

Внеурочная деятельность «Умелые руки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть, кабинет начальных классов.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;

- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, готовая работа учителя.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» рассчитана для проведения занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут . Количество часов за год: В 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах 34 часа.







Личностные, метапредметные и предметные результаты курса

1-2 класс

Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность выполняемых действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией;

– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;

– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса в 1и 2 классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

– виды материалов (бумага, тонкий картон, ткань, клей, пластилин, бисер и бусины), их свойства и названия;

– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

– названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы ими;

– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

– способы разметки: сгибанием, по шаблону;

– способы соединения с помощью клея, правила работы с разными его видами.

– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.




3–4-й классы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализаии предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и практические задания, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); .

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;

уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 -2 класс

1.Вводное занятие. Знакомство.

Беседа «Умелые руки мастера». Виды искусства и его роль в жизни человека.

Труд и мастерство. Красота изделий мастеров народных промыслов. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. Зарядка и массаж для рук. Игры на сплочение коллектива

Работа с бумагой и картоном 9 часов

Игра-путешествие «В королевстве бумаги»

Из истории создания бумаги. Виды и разнообразие бумаги. Знакомство с работой мастеров труда. Демонстрация различных образцов работ из бумаги и картона. Опыты с бумагой. Бумаго-пластика, аппликации из бумаги. Волшебные комочки: «Колобок», «Снежки», «Смешарики».

Использование различной бумаги, салфеток, гофрированной и туалетной бумаги на основе полученных знаний и первоначальных умений. Техника и порядок складывания модулей для «Солнышка».

Работа с тканью, мехом и нитями 7 часов

Рассказ «Виды и свойства нитей». Из истории прядения и получения нитей. Правила техники безопасной работы с ножницами и нитями. Сказка «Про иголочку и ниточку»

Аппликации из распущенного трикотажа. Плетение косички из разноцветных нитей.

Моя любимая игрушка, работа с мехом, со жатой тканью,

Работа с пластилином 4 часа

Свойства и возможности пластилина. Пластилин – состав, свойства. Лепка из пластилина в декоративно-прикладном творчестве. О профессиях, связанных с данной работой. Лепка по сюжету любимой сказки, пластилиновые фантазии. Лепка из жгутиков и шариков. Мы рисуем пластилином на стекле. Декоративное смешивание пластилина.

Работа с природным материалом 8 часа

Работа с берестой. Что такое береста? Свойства коры, поделки из коры разных деревьев. Использование каштанов, желудей, семян сухоцветов, листьев. Изготовление цветов из клиновых листьев. Гибкие прутики, плетение хлебницы и т.д.

Работа с бросовым материалом 4 часа

Посмотри, что вокруг? Работа с фантиками аппликация «Солнышко». Плетение пакетов. Изготовление поделок из старых дисков. Изготовление куклы из пластмассовой бутылки. « Разноцветная радуга» - применение старых цветных карандашей.





Тематическое планирование 1-2 класс

Название раздела

часы

1

Вводное занятие.


1

2

Работа с бумагой и картоном.


9

3

Работа с тканью, мехом и нитками .


7

4

Работа с пластилином.


4

5

Работа с природным материалом.


8

6

Работа с бросовым материалом.


4


Итого:

33









Содержание программы « Умелые руки»

3-4 класс.

1. Работа с бумагой и картоном (13 часов)  Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из конусов. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Надрезание бахромой,

скручивание в жгут. Объемное конструирование из деталей оригами.

2. Текстильные изделия (12 часов) Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома. Моделирование из помпонов. Изонить. Аппликация из нитяных валиков. Приклеивание ниток  по спирали. Аппликация из распущенного трикотажа. Вышивание по ткани. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Аппликация из жатой ткани. Аппликация из ткани и ниток. Шитье по выкройкам.

3. Пластические материалы (5 часов) Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. Разрезание пластилина, аппликация. Лепка из теста на каркасе.

4. Модульное оригами   (4часа) Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. Соединение в изделии модуля. «Супершар» и треугольного модуля. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. 



Тематическое планирование 3-4 класс

Название раздела


часы

1

Работа с бумагой и картоном.


13

2

Текстильные изделия.


12

3

Пластичные материалы.


5

4

Модульное оригами.


4


Итого:

34

Календарно-тематическое планирование


1-2 класс

Дата по плану

Тема урока

Дата по факту

Примечание

дата





плану

фактически

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги. Работа с цветной бумагой, (и другими видами бумаги).

   



2

Работа с цветной бумагой. Изготовление закладки с использованием самоклеящейся бумаги..





3


Аппликация из бумаги «Осеннее дерево».



4


Аппликация из бумаги «Осеннее дерево».




5


Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.



6


Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.





7


Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

« Бабочка».



8


Знакомство с папье-маше.





9


Изготовление декоративной тарелки. ( папье-маше)














10


Знакомство с тканью. Виды тканей. Аппликация « Букет цветов».











11


Панно из меха и ткани.


 



12


Панно из меха и ткани.





13


Панно из меха и ткани.


14




Изготовление сувениров. Цветы из ткани. Роза из шифона (цельнокроеная)




15





. Роза (собранная из

отдельных лепестков)







16


Роза (собранная из

отдельных лепестков)






17


Ромашки. Цветы из ткани.

















18


Лепка из пластилина людей, животных




19

Лепка из пластилина людей, животных

 


20

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.


21

Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). Лепка игра.


22

Работа с берестой. Аппликация « Паровозик»


23


Конусные игрушки.



24

Конусные игрушки.


25

Знакомство с ракушками. Виды ракушек. Украшение рамки для фотографии.

.


26




.

Украшение рамки для фотографии.




27



.

Работа с ракушками.

Декорирование бутылочки.


28




Работа с ракушками.

Декорирование бутылочки


.



29


Работа с ракушками.

Декорирование бутылочки.




30

Изготовление подвески «Солнышко» .


31

Изготовление сувениров из старых компьютерных дисков. « Божья коровка»



32

Игрушки из пластмассовых

бутылок, банок, пробок, пузырьков.


.



33


Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, пробок, пузырьков.




34


Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, пробок, пузырьков. Выставка поделок.
































Календарно-тематическое планирование

3-4 класса




Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Примечание

1


Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой, шилом. Работа с бумагой.


2



Панно «Солнышко»


3


Фантики и пуговицы. Картина « Бабочки».


4


Фантики и пуговицы. Букет из фантиков.


5


. Картина «Подсолнухи».


6


Работа с тканью. Панно « Ромашки».


7


Работа с тканью. Панно « Ромашки».


8


Работа с нитками. Панно « Домик в саду».


9


Работа с пластилином по стеклу. Сюжетный рисунок.


10


Работа с пластилином по стеклу. Сюжетный рисунок.

11


Работа с пластилином по стеклу. Сюжетный рисунок.

12


Работа с пластилином по стеклу. Сюжетный рисунок.

13



Работа с бумагой . Вырезание снежинок


14


Работа с бумагой . Изготовление фонариков.

15


Работа с бумагой. Квилинг. « Диоскорея»

16



Работа с бумагой. Квилинг. « Диоскорея»


17


Работа с нитками. Волшебная изонить.

18


Работа с тканью. Аппликация « Мухомор»


19


Модульное оригами. Цветы.


20


Модульное оригами.


21


Модуль косудама « Шар».


22


. Модуль косудама « Шар».


23


Работа с пластилином. Пластилиновое чудо


23



Аппликация из ткани « Петушок»


24



Поделка « Сюрприз для папы»


25



Поделка « Подарок милой мамочке».


26



Аппликация из ткани Пасхальные мотивы.


27



Декорирование пасхального яйца.


28



Декорирование пасхального яйца.


29



Работа с тканью «Игольница»


30



Работа с тканью «Игольница»


31



Работа с тканью «Игольница»


32



Шаблонная объемная аппликации из ткани «Котофей».


33



Шаблонная объемная аппликации из ткани «Котофей».


34



Итоговое занятие . Выставка работ.