Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю Директор ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Согласовано на МС Протокол №4 От 27 августа 2021 г. | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 26 августа 2021 г. |
Г.В.Алпатова Приказ №132-ОД от 30 августа 2021 г. | Руководитель МС Г.А.Малахова | Руководитель МО У.В.Серебрякова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Мир сказок»
для обучающихся с умственной отсталостью
2 «В», 3 «В» классов
на 2021 -2022 уч. год.
Составила: Е. А. Курбатова,
учитель начальных классов.
г. Котовск, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью. Программа ориентирована на обучающихся 2-3 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей психофизического развития и имеет коррекционную направленность.
Цель программы: формирование познавательного интереса и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы
Задачи программы:
-воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
-воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
-формирование активной жизненной позиции, личностных качеств;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления)
-развитие мелкой моторики;
-развитие устной речи, навыков общения;
-воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Основные направления коррекционной работы
Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.
Коррекция и развитие эмоционального восприятия детей с ОВЗ.
Развитие речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации.
Развитие фантазии и воображения.
Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-деятельностный подход;
-личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
1.Беседа, рассказ учителя.
2.Слушание.
3.Различные виды чтения.
4.Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5.Устный журнал, театрализация.
6.Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
7.Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
8.Конкурсы, викторины.
9.Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков;
с уроками ручного труда: изготовление поделок к сказкам.
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
-популярные русские народные и авторские зарубежные сказки
-признаки сказки как жанра;
-виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
-правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
-слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
-иллюстрировать услышанное или прочитанное;
-пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
-передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
-определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
-работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других
Содержание программы
Программа содержит игры и упражнения, что формирует активную речевую коммуникацию.
В программу входит изучение русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Как коза избушку построила», «Коза дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок и меленка», знакомство с зарубежными сказками «Бэмби», «Пиноккио», «Мышь полевая и мышь городская», «Золото царя Мидаса» (слушание, пересказ, драматизация, инсценировка, использование вспомогательных средств коррекции, выполнение игровых действий и игровых заданий).
Основной формой организации учебной работы по программе является групповое занятие.
Планируемые результаты: развитие речи, обогащение словаря, эмоциональная окраска речи, развитие общей и мелкой моторики, координация движений и слов (логоритмика), освоение социального опыта через игру и театрализованные представления, позитивное отношение к окружающим. Результатом освоения программы является творческое развитие ребенка, способного социально адаптироваться в среде сверстников. Способы проверки результатов освоения программы – мониторинг успешности пополнения словарного запаса, коммуникативных навыков, выразительности экспрессивной речи, участие в инсценировке.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные БУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные БУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать по слогам и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, сказку, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 часа в год во 2-3 классах.
Содержание программы с видами деятельности (2,3 класс)
Вводное занятие. Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
Русская народная сказка «Поспешили-насмешили». Слушание сказки. Беседа по содержанию. Драматизация сказки с игрушками. Выполнение игровых заданий.
Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Слушание сказки. Рассматривание иллюстраций. Выполнение игровых заданий. Пересказ сказки.
Русская народная сказка «Коза-дереза». Беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие - хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке. Выполнение заданий.
Сказка «Как коза избушку построила». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, инсценирование, пересказ.
Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и пересказ сказки. Беседа-диалог о сказочных животных.
Сказка «Лиса и журавль», «Журавль и цапля». Сравнение сказок. Чтение сказок по ролям, просмотр мультфильма. Беседа о дружбе.
Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки. Беседа о поучительной значимости сказки.
Сказка «Бобовое зёрнышко». Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки.
Сказка «Петушок и меленка». Слушание сказки, беседа по содержанию, выполнение игровых действий и игровых заданий.
Инсценировка, драматизация любимых сказок.
Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки.
Звуковые книги. Волшебная сказка-мультфильм («Бэмби»). Выполнение интерактивных заданий. Просмотр мультфильма.
Зарубежные сказки. Мышь полевая и мышь городская (уважение к чужим традициям). Пиноккио (как важно говорить правду). Золото царя Мидаса (как плохо быть жадным). Играем в сказку. Чему учат сказки? Выполнение игровых заданий по сказкам.
Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Вводное занятие. Путешествие в сказку. | 1 | 02.09 | |
2. 3. | Русская народная сказка «Поспешили-насмешили». Слушание сказки. Драматизация сказки с игрушками. Выполнение игровых заданий. | 2 | 09.09 16.09 | |
4. 5. | Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Слушание сказки. Рассматривание иллюстраций. Выполнение игровых заданий. Пересказ сказки. | 2 | 23.09 30.09 | |
6. 7. | Русская народная сказка «Коза-дереза». Слушание, беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие - хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке. Выполнение заданий. | 2 | 07.10 14.10 | |
8. 9. 10. | Сказка «Как коза избушку построила». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, выполнение игровых заданий, инсценирование. Пересказ сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя | 3 | 21.10 28.10 11.11 | |
11. 12. 13. | Сказка «Кот, петух и лиса». Слушание и пересказ сказки. Беседа-диалог о сказочных животных. Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». | 3 | 18.11 25.11 02.12 | |
14. 15. 16. | Сказки «Лиса и журавль», «Журавль и цапля». Сравнение сказок. Чтение сказок по ролям, просмотр мультфильма. Беседа о дружбе. | 3 | 09.12 16.12 23.12 | |
17. 18. | Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки. | 2 | 30.12 13.01 | |
19. 20. | Сказка «Бобовое зёрнышко». Слушание сказки. Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников. | 2 | 20.01 27.01 | |
21. 22. | Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки. | 2 | 03.02 10.02 | |
23. 24. | «Петушок и меленка». Слушание сказки, беседа по содержанию, выполнение игровых действий. | 2 | 17.02 24.02 | |
25. | Инсценировка любимых сказок. | 1 | 03.03 | |
26. 27. | Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки. | 2 | 10.03 17.03 | |
28. | Звуковые книги. Волшебная сказка-мультфильм («Бэмби»). | 1 | 31.03 | |
29. | Выполнение игровых заданий по сказке. | 1 | 07.04 | |
30. | Зарубежные сказки. Слушание сказки «Мышь полевая и мышь городская». Пересказ сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. | 1 | 14.05 | |
31. | Слушание сказки «Пиноккио». Выполнение игровых заданий. | 1 | 21.04 | |
32. | Слушание сказки «Золото царя Мидаса». Пересказ. | 1 | 28.04 | |
33. | Инсценировка зарубежных сказок. | 2 | 05.05, 12.05 | |
34. | Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам. | 1 | 19.05 | |
Список литературы
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб: Паритет, 2006.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010.
Гурьева Н.А. Как коза избушку построила. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. – СПб: Паритет, 2006.
Жукова О.С. и др. Игры со сказками. Для детей 4-6 лет. – СПб: Издательский дом «Нева», 2005.
Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
Маллер А.Р. Проблема воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом // Дефектология. - 1985. - № 5. - С.83-89.
Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3. - С.52-56.
Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В. П. Петровой. - Красноярск, 1995. - 106 с.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1999.
Семеренко И.Г. В гостях у сказки: Развивающие занятия для самых маленьких.- СПб: Издательский Дом «Литера», 2006.
Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38.