Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Ваш выбор»
(социальное направление)
10 КЛАСС
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработала:
Канахина Раиса Яковлевна
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Ильичёвская СОШ»
с.Ильичевка 2019г.
Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Цель программы.
Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей и возможностей.
Задачи программы.
1.Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
2. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права;
Программа «Ваш выбор» рассчитан на 35 часов (по 1 часу в неделю в течение учебного года).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты :
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты:
развить самостоятельность;
оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности.
Формы работы:
-Лекция
-Анкетирование.
-Деловые игры;
-Дискуссии;
-Презентации ;
-Встречи с представителями разных профессий;
-Экскурсии на предприятия;
Оценка достигнутых результатов по итогам года проводится посредством подготовки и защиты учащимися презентаций по профориентации.
Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Игра: «Угадай профессию».
Тема 2. Я и выбор профессии (2час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Диагностические методики: «Кто я?».
Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).
Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий.
Дискуссия « Какие профессии востребованы в регионе».
Тема 4. Разделение труда (1 час)
Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.
Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опрсник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)
Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).
Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.
Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.
Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).
Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)
Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.
Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).
Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Экскурсия на предприятия сельского хозяйства.
Тема 13. Основы экономических знаний. (3часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».
Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Встреча со студентами, выпускниками школы.
Тема 15. Основы технологической культуры.(3часа).
Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.
Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.
Тема 16. Личный профессиональный план (2 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.
Тема 17. Готовность к выбору профессии (2 часа).
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (3 часа).
Подготовка и защита профориентационных проектов .
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий | 1 | | |
2 | Я и выбор профессии | 2 | | |
3 | Социальные проблемы труда | 2 | | |
4 | Разделение труда | 1 | | |
5 | Классификации профессий | 3 | | |
6 | Мотивы выбора профессии | 1 | | |
7 | Здоровье и выбор профессии | 1 | | |
8 | Типы темперамента и выбор профессии | 2 | | |
9 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 2 | | |
10 | Профессиональная перспектива. Составление резюме | 2 | | |
11 | Собеседование. Правила и нормы поведения | 2 | | |
12 | Социально – экономические условия современной России | 3 | | |
13 | Основы экономических знаний. | 3 | | |
14 | Рынок образовательных услуг. | 2 | | |
15 | Основы технологической культуры | 3 | | |
16 | Личный профессиональный план | 2 | | |
17 | Готовность к выбору профессии | 2 | | |
19 | Подготовка и защита профориентационных проектов | 3 | | |
2