СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Весёлый художник" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью и ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Весёлый художник" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью.»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Весёлый художник»

для 1 1класса

с умственной отсталостью

на 2021-2022 учебный год.


Воспитатель первой квалифиционной категории:

Пелевина Инна Александровна











Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Весёлый художник» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599)

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1»

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый художник» рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Данная программа направлена на:

-Создание условий для полноценного и комплексного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-организацию эстетического воспитания обучающихся;

-творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся.

Общая характеристика внеурочного курса.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды очень часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве. Эти трудности, с одной стороны, обусловлены индивидуальными особенностями детей, характером имеющихся нарушений в развитии, а с другой стороны, низким уровнем толерантности и трудностями интеграции таких детей в среде сверстников.

В то же время рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение представлений о ценности подрастающий личности усиливают значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является социально-образовательная подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения. Все это определяет значительную актуальность проблем социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их качественной интеграции в общественно значимые отношения. Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций.

Программа построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методов, способствующих формированию и поддержанию у обучающихся мотивации к творчеству. Использование ИКТ, сказочные ситуации, театрализованные действия, стимулируют фантазийные поиски обучающихся, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя творцом, художником.

Содержание программы «Весёлый художник» связано с такими учебными предметами, как литературное чтение, живой мир, музыка и включает в себя знакомство с народными промыслами Твери и Тверской области.

Место внеурочного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 5 лет, 168 часов. В 1 классе– 33 часа, в 1 дополнительном классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в первых классах), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 5 лет. 


Дидактические принципы построения программы:


    • Наглядности;

    • доступности;

    • последовательности и постепенности;

    • систематичности;

    • научности и достоверности;

    • сознательности.

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель программы.

Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.


Задачи программы.

Образовательные.

  • Формировать умение передавать глубину пространства на плоскости листа (ближе, дальше, край листа, центр), форму предметов, настроение в работе, отражать в композиции сюжет.

  • Формировать теоретическое и практическое понимание основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, мазок, тон, основные и дополнительные, холодные и теплые цвета.

  • Расширять и углублять представления о свойствах красок и графических

материалов, о контрастах форм, о правилах смешивания красок на палитре

для получения нужных оттенков.

  • Формировать навыки правильного подбора и использования художественных материалов в соответствии со своими замыслами, выполнения работы на заданные темы.

Коррекционно-развивающие.

  • Коррекцию моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия).

  • Развитие и коррекция познавательной деятельности путем развития у обучающихся правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

  • Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Воспитательные

  • Способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других

детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость).

  • Способствовать формированию видения и восприятия художественной

культуры в жизни, эмоционально-ценностного отношения к окружающему

миру, нравственных и эстетических чувств, познавательного интереса к окружающему миру.

  • Формировать положительное отношение к занятиям изобразительной

деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в

практической деятельности и в повседневной жизни.

  • Формирование общей культуры обучающихся.

Методы и приемы работы:

Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе.



  • Экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого и акварельного рисования;

  • создание ситуаций успеха;

  • игровые приемы;

  • рассматривание и обсуждение;

  • показ технических приемов;

  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;

  • использование сюрпризных моментов;

  • использование синтеза искусств.

Формы работы с обучающимися:


  • самостоятельная деятельность;

  • совместная деятельность педагога и обучающихся.


Структура занятия:

    1. Постановка темы занятия и задач предстоящей работы.

    2. Знакомство с данной темой, различными методами и формами, демонстрационный показ педагогом работы (рисунок).

    3. Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются

для выполнения предложенных заданий.

    1. Выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе

направленных на решение коррекционно-развивающих задач.

5. Проверка выполненных работ.

6. Уборка рабочего места.

7. Подведение итогов занятия, рефлексия.



Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • Осознавать роль художественного искусства в жизни людей.

  • Эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Формирование базовых учебных действий.

Личностные базовые учебные действия:


  • Осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.

  • Формирование положительного отношения к мнению педагога, сверстников.

  • Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

  • Умение обращаться за помощью, принимать помощь.

  • Умение организовать своё рабочее место и содержать его в порядке.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.

  • Формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно).

  • Формирование мотивации к творческому труду.

  • Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса;

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством воспитателя;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью педагога;

  • определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности под руководством педагога;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством педагога;

  • проверка работы по образцу;

  • участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью воспитателя.

Познавательные базовые учебные действия:

  • Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством воспитателя;

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы педагога;

  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью воспитателя;

  • овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством педагога.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • Участвовать в диалоге на занятии в жизненных ситуациях;

  • выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  • умение отвечать на вопросы различного характера;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, взаимодействовать на занятиях внеурочной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

  • Названия основных и составных цветов.

  • Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия; аппликация, композиция, силуэт, пятно, роспись.

  • Изобразительные основы декоративных элементов.

  • Материалы и технические приёмы оформления.

  • Названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, красками и другими нетрадиционными материалами.

  • Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.

  • Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.

  • Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением.

  • Моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм.


Предметные результаты.


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

-названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- характерных признаков изображаемых предметов;

- значений новых слов.


Обучающиеся овладеют умениями:

- рисовать простым карандашом, кисточкой волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью педагога, опорных точек;

- рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона;

- рисовать растения сразу кистью с помощью педагога;

- изображать предметы с опорой на образец, используя помощь педагога;

- рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью педагога.

- изображать с натуры,

изображать предметы несложной формы;

-ориентироваться в пространстве листа;



Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

-названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- характерных признаков изображаемых предметов;

- значений новых слов.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

- рисовать простым карандашом, кисточкой волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно;

- рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

- рисовать растения сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение;

- изображать предметы с опорой на образец самостоятельно;

- рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.

- ориентироваться в пространстве листа;

- создавать простые композиции на заданную тему.


Оценка достижений планируемых результатов.


  • Контроль полученных знаний, умений и навыков проводится методами итоговой рефлексии и самооценивания.

  • Обсуждение выполненных работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения.

  • Выполненные работы применяются в оформлении класса для проведения мероприятий, школьных выставок, конкурсов, для подарков родственникам.

Содержание программы.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

Основные понятия теоретической части

1

Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

Понятие «Живопись», виды живописи.

2

Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Тёплые цвета.

3

Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, отпечаток клякса.

4

Нетрадиционные техники рисования: рисование пальцами руки, ватными палочками, трубочками (Кляксография); рисование на мокрой бумаге, рисование восковыми мелками, оттиском.


Нормативные документы.

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599)

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1»

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

Используемая литература.

  1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс - М.: ВАКО, 2008. -212с.- (в помощь школьному учителю).

  2. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М. Неменский -М: Просвещение, 2005. -188с.

  3. Флерина Е.А.-Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста.

  4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте­ева.-М., 2009.

  5. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С. Кузин.-М.,2011

  6. Н.В. Миклеева «Комментированное рисование»

  7. Пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2000 г.

  9. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2013г.



Интернет-ресурсы:

        1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru.

  1. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

  2. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

  3. Газета «1 сентября»: www.1september.ru

  4. nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org

  5. «Proшколу.ru».





Календарно-тематическое планирование.

1 класс (33 часа)



п/п

Тема


Дата


Введение (3 ч).



1

«Условия безопасной работы» (игра «Угадай-ка»)

06.09.2021

2

Игра «Что могут краски?» (Смешение основных цветов).

13.09.2021

3

Дидактическая игра «Тёплые и холодные цвета» (рисование осенних листьев методом отпечатка)

20.09.2021


Рисование из геометрических фигур, линий (5 ч)



4

«Моё солнышко» (рисование из круга и линий, тёплые цвета)

27.09.2021

5

«Волшебный домик» (рисование из геометрических фигур и линий, выбор нужного цвета)

04.10.2021

6

«Нам подарили воздушные шары» (рисование из круга, теплая цветовая гамма)

11.10.2021

7

«Тарелочка» (рисование из круга, знакомство с Тверскими народными узорами)

18.10.2021

8

«Медвежонок» (положение предмета на листе, выбор нужного цвета)

25.10.2021


Рисование ватными палочками (5 ч).



9

«Осенний лес» (техника смешивания красок, техника рисования ватными палочками)

08.11.2021

10

«Золотая рыбка» (организация своего рабочего места)

15.11.2021

11

«Одуванчики» (техника использования нужного цвета)

22.11.2021

12

«Осенний урожай» (рисование овощей)

29.11.2021

13

«Ветка мимозы» ( рисование ветки в вазе, Калязинские кружева)

06.12.2021


Кляксография с трубочкой ( 3 ч)


14

«Ёлочные шары» (передача формы предмета, техника рисования «Кляксография трубочкой»)

13.12.2021

15

«Горы» (Техника смешивания красок, правила пользования палитрой)

20.12.2021

16

«Волшебный лес» (Техника смешивания красок)

27.12.2021


Рисование пальчиками ( 2 ч)


17

«Весёлый дождик» (техника рисования пальчиками, правила безопасной работы на занятиях)

10.01.2022

18

«Звездопад» (техника рисования пальчиками)

17.01.2022


Акварель (7ч)


19

«Весёлая тучка» (выбор нужного цвета)

24.01.2022

20

«Букет для мамы» (расположение композиции на листе)

31.01.2022

21

«Тверская матрёшка» (выполнение узоров по предложенному образцу)

07.02.2022

22

«Фрукты-мои друзья» (рисование фруктов, выбор нужного цвета)

21.02.2022

23

«Салют» (народные традиции)

28.01.2022

24

«Под грибом» В. Сутеев (просмотр м/ф «Под грибом», рисование гриба по образцу)

07.03.2022

25

«Кринка молока» (Знакомство с Лихославльскими народными промыслами)

14.03.2022


Восковые мелки (5 ч)



26

«В подводном царстве» (техника работы восковыми мелками)

28.03.2022

27

«Танец зонтиков» (основные цвета, расположение композиции на листе)

04.04.2022

28

«Новые листочки на деревьях» (организация рабочего места)

11.04.2022

29

«Кораблик» (расположение композиции на листе, техника работы с восковыми мелками)

18.04.2022

30

«Первые цветы» (расположение композиции на листе, техника работы с восковыми мелками).


25.04.2022


Рисование по мокрому (3 ч)


31

«Моя Родина-Россия» (изображение российского флага).

16.05.2022

32

«Солнышко» (основные цвета, правила работы с изобразительными материалами)

19.05.2022

33

«Облака-белогривые лошадки» (техника смешивания красок).

23.05.2022

Всего за год 33 часа.