Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Весёлый художник»
для 1 1класса
с умственной отсталостью
на 2021-2022 учебный год.
Воспитатель первой квалифиционной категории:
Пелевина Инна Александровна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Весёлый художник» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый художник» рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Данная программа направлена на:
-Создание условий для полноценного и комплексного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-организацию эстетического воспитания обучающихся;
-творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся.
Общая характеристика внеурочного курса.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды очень часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном пространстве. Эти трудности, с одной стороны, обусловлены индивидуальными особенностями детей, характером имеющихся нарушений в развитии, а с другой стороны, низким уровнем толерантности и трудностями интеграции таких детей в среде сверстников.
В то же время рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение представлений о ценности подрастающий личности усиливают значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является социально-образовательная подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения. Все это определяет значительную актуальность проблем социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их качественной интеграции в общественно значимые отношения. Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций.
Программа построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методов, способствующих формированию и поддержанию у обучающихся мотивации к творчеству. Использование ИКТ, сказочные ситуации, театрализованные действия, стимулируют фантазийные поиски обучающихся, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя творцом, художником.
Содержание программы «Весёлый художник» связано с такими учебными предметами, как литературное чтение, живой мир, музыка и включает в себя знакомство с народными промыслами Твери и Тверской области.
Место внеурочного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 5 лет, 168 часов. В 1 классе– 33 часа, в 1 дополнительном классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в первых классах), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 5 лет.
Дидактические принципы построения программы:
Наглядности;
доступности;
последовательности и постепенности;
систематичности;
научности и достоверности;
сознательности.
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель программы.
Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.
Задачи программы.
Образовательные.
Формировать умение передавать глубину пространства на плоскости листа (ближе, дальше, край листа, центр), форму предметов, настроение в работе, отражать в композиции сюжет.
Формировать теоретическое и практическое понимание основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, мазок, тон, основные и дополнительные, холодные и теплые цвета.
материалов, о контрастах форм, о правилах смешивания красок на палитре
для получения нужных оттенков.
Формировать навыки правильного подбора и использования художественных материалов в соответствии со своими замыслами, выполнения работы на заданные темы.
Коррекционно-развивающие.
Коррекцию моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия).
Развитие и коррекция познавательной деятельности путем развития у обучающихся правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Воспитательные
Способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других
детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость).
культуры в жизни, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру, нравственных и эстетических чувств, познавательного интереса к окружающему миру.
деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни.
Методы и приемы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе.
Экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого и акварельного рисования;
создание ситуаций успеха;
игровые приемы;
рассматривание и обсуждение;
показ технических приемов;
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
использование сюрпризных моментов;
использование синтеза искусств.
Формы работы с обучающимися:
самостоятельная деятельность;
совместная деятельность педагога и обучающихся.
Структура занятия:
Постановка темы занятия и задач предстоящей работы.
Знакомство с данной темой, различными методами и формами, демонстрационный показ педагогом работы (рисунок).
Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются
для выполнения предложенных заданий.
направленных на решение коррекционно-развивающих задач.
5. Проверка выполненных работ.
6. Уборка рабочего места.
7. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
Осознавать роль художественного искусства в жизни людей.
Эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Формирование базовых учебных действий.
Личностные базовые учебные действия:
Осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.
Формирование положительного отношения к мнению педагога, сверстников.
Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
Умение обращаться за помощью, принимать помощь.
Умение организовать своё рабочее место и содержать его в порядке.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.
Формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно).
Формирование мотивации к творческому труду.
Формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Регулятивные базовые учебные действия:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством воспитателя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью педагога;
определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности под руководством педагога;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством педагога;
проверка работы по образцу;
участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью воспитателя.
Познавательные базовые учебные действия:
Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством воспитателя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы педагога;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью воспитателя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством педагога.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Участвовать в диалоге на занятии в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать на занятиях внеурочной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
Названия основных и составных цветов.
Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия; аппликация, композиция, силуэт, пятно, роспись.
Изобразительные основы декоративных элементов.
Материалы и технические приёмы оформления.
Названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, красками и другими нетрадиционными материалами.
Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.
Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением.
Моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм.
Предметные результаты.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся овладеют знаниями: -названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - характерных признаков изображаемых предметов; - значений новых слов. Обучающиеся овладеют умениями: - рисовать простым карандашом, кисточкой волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях с помощью педагога, опорных точек; - рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек, шаблона; - рисовать растения сразу кистью с помощью педагога; - изображать предметы с опорой на образец, используя помощь педагога; - рисовать в соответствии с предложенным порядком действий с помощью педагога. - изображать с натуры, изображать предметы несложной формы; -ориентироваться в пространстве листа; | Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями: -названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - характерных признаков изображаемых предметов; - значений новых слов. Обучающиеся получат возможность овладеть умениями: - рисовать простым карандашом, кисточкой волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях самостоятельно; - рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки; - рисовать растения сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая строение; - изображать предметы с опорой на образец самостоятельно; - рисовать в соответствии с предложенным порядком действий. - ориентироваться в пространстве листа; - создавать простые композиции на заданную тему. |
Оценка достижений планируемых результатов.
Контроль полученных знаний, умений и навыков проводится методами итоговой рефлексии и самооценивания.
Обсуждение выполненных работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения.
Выполненные работы применяются в оформлении класса для проведения мероприятий, школьных выставок, конкурсов, для подарков родственникам.
Содержание программы.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
№ | Основные понятия теоретической части |
1 | Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Понятие «Живопись», виды живописи. |
2 | Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Тёплые цвета. |
3 | Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, отпечаток клякса. |
4 | Нетрадиционные техники рисования: рисование пальцами руки, ватными палочками, трубочками (Кляксография); рисование на мокрой бумаге, рисование восковыми мелками, оттиском. |
Нормативные документы.
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с УО (ИН) (вариант 1) (дополнительный первый класс - IX классы) ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Используемая литература.
Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс - М.: ВАКО, 2008. -212с.- (в помощь школьному учителю).
Методическое пособие 1-4 класс. Б.М. Неменский -М: Просвещение, 2005. -188с.
Флерина Е.А.-Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С. Кузин.-М.,2011
Н.В. Миклеева «Комментированное рисование»
Пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2000 г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2013г.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru.
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
«Proшколу.ru».
Календарно-тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Дата |
| Введение (3 ч). | |
1 | «Условия безопасной работы» (игра «Угадай-ка») | 06.09.2021 |
2 | Игра «Что могут краски?» (Смешение основных цветов). | 13.09.2021 |
3 | Дидактическая игра «Тёплые и холодные цвета» (рисование осенних листьев методом отпечатка) | 20.09.2021 |
| Рисование из геометрических фигур, линий (5 ч) | |
4 | «Моё солнышко» (рисование из круга и линий, тёплые цвета) | 27.09.2021 |
5 | «Волшебный домик» (рисование из геометрических фигур и линий, выбор нужного цвета) | 04.10.2021 |
6 | «Нам подарили воздушные шары» (рисование из круга, теплая цветовая гамма) | 11.10.2021 |
7 | «Тарелочка» (рисование из круга, знакомство с Тверскими народными узорами) | 18.10.2021 |
8 | «Медвежонок» (положение предмета на листе, выбор нужного цвета) | 25.10.2021 |
| Рисование ватными палочками (5 ч). | |
9 | «Осенний лес» (техника смешивания красок, техника рисования ватными палочками) | 08.11.2021 |
10 | «Золотая рыбка» (организация своего рабочего места) | 15.11.2021 |
11 | «Одуванчики» (техника использования нужного цвета) | 22.11.2021 |
12 | «Осенний урожай» (рисование овощей) | 29.11.2021 |
13 | «Ветка мимозы» ( рисование ветки в вазе, Калязинские кружева) | 06.12.2021 |
| Кляксография с трубочкой ( 3 ч) | |
14 | «Ёлочные шары» (передача формы предмета, техника рисования «Кляксография трубочкой») | 13.12.2021 |
15 | «Горы» (Техника смешивания красок, правила пользования палитрой) | 20.12.2021 |
16 | «Волшебный лес» (Техника смешивания красок) | 27.12.2021 |
| Рисование пальчиками ( 2 ч) | |
17 | «Весёлый дождик» (техника рисования пальчиками, правила безопасной работы на занятиях) | 10.01.2022 |
18 | «Звездопад» (техника рисования пальчиками) | 17.01.2022 |
| Акварель (7ч) | |
19 | «Весёлая тучка» (выбор нужного цвета) | 24.01.2022 |
20 | «Букет для мамы» (расположение композиции на листе) | 31.01.2022 |
21 | «Тверская матрёшка» (выполнение узоров по предложенному образцу) | 07.02.2022 |
22 | «Фрукты-мои друзья» (рисование фруктов, выбор нужного цвета) | 21.02.2022 |
23 | «Салют» (народные традиции) | 28.01.2022 |
24 | «Под грибом» В. Сутеев (просмотр м/ф «Под грибом», рисование гриба по образцу) | 07.03.2022 |
25 | «Кринка молока» (Знакомство с Лихославльскими народными промыслами) | 14.03.2022 |
| Восковые мелки (5 ч) | |
26 | «В подводном царстве» (техника работы восковыми мелками) | 28.03.2022 |
27 | «Танец зонтиков» (основные цвета, расположение композиции на листе) | 04.04.2022 |
28 | «Новые листочки на деревьях» (организация рабочего места) | 11.04.2022 |
29 | «Кораблик» (расположение композиции на листе, техника работы с восковыми мелками) | 18.04.2022 |
30 | «Первые цветы» (расположение композиции на листе, техника работы с восковыми мелками). | 25.04.2022 |
| Рисование по мокрому (3 ч) | |
31 | «Моя Родина-Россия» (изображение российского флага). | 16.05.2022 |
32 | «Солнышко» (основные цвета, правила работы с изобразительными материалами) | 19.05.2022 |
33 | «Облака-белогривые лошадки» (техника смешивания красок). | 23.05.2022 |
Всего за год 33 часа. |