Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
волонтерского отряда
«АГЕНТЫ 57»
Автор работы: Лубсанова Цыбик-Дулма Жимбеевна,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ
2021г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности волонтерского отряда «АГЕНТЫ 57» ориентирована на учащихся 5-6-х классов. Программа подготовки добровольцев (волонтеров) безопасности является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Волонтеры безопасности - это одно из направлений обеспечивающее безопасность граждан и оказанию помощи пострадавшим помощь.
Актуальность программы внеурочной деятельности волонтерского отряда обусловлен потребностью защитить детей от негативных ситуаций и проведение профилактических работ, предупреждающих несчастные случаи.
Новизна программы
Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы.
Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что впоследствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активность каждого участника. Каждый член волонтерского отряда получает свою роль: журналист, актер, фотограф, блогер, режиссер. Это помогает распределить обязанности внутри коллектива. Важной отличительной особенностью программы является профориентационное направление.
Цели и задачи программы
Цель: создание эффективных инновационных форм работы по пропаганде повышения культуры безопасности среди детей и подростков, также среди населения от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Основными задачами наших мероприятий по проекту являются:
- овладение знаниями и навыками безопасной жизнедеятельности нашей целевой аудиторией;
-повышение уровня мотивации среди обучающихся к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности;
-развитие творческих, лидерских инициатив подрастающего поколения;
-повышение интереса к профессиям из служб чрезвычайного реагирования;
- формирование и развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Возраст учащихся, которым адресована данная программа – 10-12 лет. Возможно формирование разновозрастных групп.
Зачисление в волонтерский школьный отряд «АГЕНТЫ 57» осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течение всего учебного года по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности
Программа «АГЕНТЫ 57» разработана на 1 год обучения. Всего годовой объем программы составляет 68 часов по 2 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Формы проведения занятий
Программа предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающихся, профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т.д.
Практические занятия – изготовление плакатов, оформление листовок, сбор информации, работа над школьной газетой и ведение блога в социальных сетях.
Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке.
Форма обучения – очно- заочная.
Форма организации деятельности – групповая.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.
Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать образовательную организацию.
Ожидаемые результаты
Основной результат работы:
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
овладеть знаниями о здоровьесбережении и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к негативному поведению;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение различных мероприятий;
-привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутри школьном учете и учете в ОПДН;
- создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей (Пожарная часть, МЧС, Росгвардия, медики, инспектор ГИБДД) при обучении волонтеров и подготовке мероприятий;
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления);
3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, социальные сети, классные часы);
В дальнейшем находит место: участие в конкурсах, выпуск методических пособий.
Основные мероприятия по реализации проекта
Организация экскурсий по музеям города Улан-Удэ;
Подготовка встреч со специалистами из служб чрезвычайного реагирования;
Проведение классных часов: «Как действовать в ЧС»;
Выпуск школьной газеты: «Планета безопасности»;
Организация квест-игры «Планета безопасности»;
Изготовление обучающих роликов по профилактике безопасности жизнедеятельности детей от ЧС и пожаров.
План мероприятий волонтерского отряда «АГЕНТЫ 57»
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Содержание | Ответственные |
1. | Экскурсия по музеям | сентябрь | Экскурсия волонтеров по объектам социальных партнеров: МЧС, Пожарная часть | Руководитель проекта |
2. | Работа над школьной газетой «Планета Безопасности» | 1 раз в 2 месяца | Выпуск ежемесячной электронной газеты на сайте в социальных сетях «ВКонтакте» | Редактор газеты, фотографы и помощники |
3. | Ведение блога в социальных сетях «ВКонтакте» | По необходимости, но не реже одного раза в месяц | Интересные сообщения по деятельности волонтеров | Блогеры |
4. | Встречи со специалистами служб чрезвычайного реагирования | ежемесячно | Пожарный, спасатель, врач, кинолог, полицейский, инспектор ГИБДД. | Журналисты-волонтеры, руководитель |
5 | Проведение классных часов «Смелая профессия» в 1-7 классах | В конце четверти | Проведение классных часов по технике безопасности и соблюдение ПДД и др.во время каникул | Ведущие и помощники, руководитель проекта |
6 | Изготовление обучающих авторских роликов | 1 раз в 2 месяца | Ролики по популяризации здоровьесбережения; профилактика несчастных случаев с детьми; правила первичной помощи пострадавшим; фильмы о героях смелых профессий. | Сценаристы и режиссеры |
7 | Организация онлайн-игры «Планета Безопасности» | 1 раз в год | Подбор познавательных игр, логических и ситуационных задач для проверки уровня знаний и навыков ПДД,ППБ; правил поведения на водоемах, железной дороге, во время землетрясения и т.д. | Все волонтеры и руководитель. |
8 | Выпуск методических рекомендаций «Из опыта работы…» | 1 раз в год | Обобщение опыта работы: методика и информация о самых интересных и удачных акциях и мероприятиях. | Руководитель проекта |