СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа художественно эстетической направленности, предпологает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа  составлена на основе авторских программ Б.М.Неменского , и расчитана на 3 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чесменская средняя общеобразовательная школа имени Гаврилова М.В.



«РАССМОТРЕНО» «Согласовано»: «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании МО учителей Зам.директора поУВР Директор МОБУ ЧСШ


Общественно-художественных

дисциплин

__________ Поливода И.А

_________ Зайцева М.Н. ___________ ПотеминаЕ.Г

«____»____________20____г.









Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

« Волшебная кисточка»

для 5-7 классов













Разработана Толстая Н.В.,

учителем изобразительного искусства .


С.Чесма

2017



Пояснительная записка

Направленность программы

«Волшебная кисточка» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации -3 годичной. Программа составлена на основе авторских программ Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. «Изобразительное искусство. Интегрированная программа». Является модифицированной.

Новизна программы

Состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм. В частности, в программе уделяется большое внимание цвету, простое погружение в мир цвета оказывает благотворное воздействие на детей, создающих прекрасное своими руками.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Возникает необходимость в развитии эстетических чувств и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством при общении детей к изучению народных традиций родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы.

Цель программы:

Формирование художественного мастерства, воспитания творческой и созидающей личности, профессионально востребованной современным обществом

Задачи программы:

  1. Сформировать у воспитанников знания, направленные на освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

  2. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления.

  3. Содействовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

Данная программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства, постижение роли художника в синтетических искусствах.

Программа предусматривает разные формы организации занятий:

  • интеграция в базовые образовательные дисциплины;

  • занятия в кружках;

  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;

  • проведение экскурсий;

  • организация тематических выставок;

  • участие в социальных акциях.

На внеурочную деятельность художественно- эстетического направления выделено 1 час в неделю.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:

  1. формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;

  2. формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов ;

  3. развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

  4. развитие этических чувств и эстетических потребностей,

эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и

произведений искусства;

  1. пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

  2. воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  3. Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера;

развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

  1. развитие визуально-образного мышления, способности

откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.

  1. развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в

действительности и искусстве, а также к собственной творческой

деятельности;

  1. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать

и переносить информацию с одного вида художественной деятельности

на другой (с одного искусства на другое); формировать умение

накапливать знания и развивать представления об искусстве и его

истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.

  1. развитие интереса к искусству разных стран и народов;

  2. понимание связи народного искусства с окружающей природой,

климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.

  1. освоение выразительных особенностей языка разных искусств;

развитие интереса к различным видам искусства;

  1. воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной

природе, своему народу, к многонациональной культуре;

Предметные результаты освоения программы должны отражать:


  1. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить

произведения изобразительного и других видов искусства;

  1. индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном

искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих

работах;

  1. развитость коммуникативного и художественно-образного

мышления детей ;

  1. проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и

воображения детей;

  1. использование в собственных творческих работах цветовых

фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

  1. умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое

отношение к художественному произведению;

  1. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях

изобразительного искусства.

Кроме этого, результатами изучения курса является формирование перечислен­ных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на занятие.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо­циональную оценку деятельности на занятие.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.  Делать предварительный отбор источников информации.

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.

4.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.



Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в)  понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)  уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните­ля, критика).

Результатом практической деятельности по программе «Волшебная кисточка» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.

Промежуточными результатами являются традиционные мероприятия школы.

Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.












Учебно - тематический план.



Разделы

Количество часов

1 год

обучения

5класс

2 год

обучения

6класс

3 год

обучения

7класс


  1. Введение

1

1

1


  1. Виды и жанры изобразительного искусства

8

9

10


  1. Цветоведение

7

6

1


  1. Декоративно-прикладное искусство

10

4

6


  1. Конкурсы, акции, экскурсии

8

14

16


Итого:

34

34

34




Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение (1часа)

Организация внеурочных занятий. Режим и условия работы. Правила поведения. Подготовка материалов и инструментов. План работы внеурочных занятий. Собеседование. Выявление интересов.

Раздел 2. Виды и жанры изобразительного искусства(8часов).

Понятие жанров и видов изобразительного искусства.

Графика- характер линий и пятен, ритм, композиция.

Практическое задание:

Рыбка линейным рисунком.

Цветы – линии и пятна.

.Пейзаж- линейная и воздушная перспектива.

Практическое задание:

Пейзаж с передачей переднего, среднего и дальнего планов.

.Натюрморт- многообразие изображаемых предметов, натюрморт в искусстве разных стран.

Практическое задание:

Натюрморт с комнатным цветком.

.Портрет-изображение человека в искусстве разных народов, передача пропорций головы человека, цвета кожи.

Практическое задание:

Портрет мамы.

.Анималистический жанр- пропорции, характер животных и птиц. Знакомство с искусством художников-анималистов.

Практическое задание:

Набросок кошки в движении, изображение любого животного на выбор.

.Бытовой жанр- изображением человека в картине, понятие жанровой композиции, в том числе и многофигурной.

Практическое задание:

Многофигурная композиция на тему сказки, праздника.

Раздел 3. Цветоведение (7 часов).

Понятие цветоведения, знакомство с основными и составными цветами, навыки смешивания цветов для получения новых оттенков.

Практическое задание:

Выполнить задания на смешивание цветов: «Лето» - три основных цвета, «Маковое поле» - красный+зеленый, «Бабочка» - фиолетовый, белый, синий.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (10 часов).

Понятие декоративно-прикладного искусства как части изобразительного искусства. Знакомство с народным искусством. Понятие стилизации, ее роль в декоративном рисовании, в частности, в орнаменте.

Практическое задание:

Декоративные росписи на основе народных промыслов. Выполнить разные орнаменты на основе орнаментов разных народов, например, греческий, украинский и др.


Раздел 5. Конкурсы, акции, экскурсии (8 часов).

В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают очные и заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.



2 год обучения.

Раздел 1. Введение (1час)

Правила поведения на занятиях. Организация своего рабочего места. Общие понятия о художественных материалах.

Раздел 2. Виды и жанры изобразительного искусства(9часов).

.Развитие интереса к разнообразию форм, цвета в природе, создание композиции с передачей переднего, среднего и дальнего плана с помощью линий и цвета (линейная и воздушная перспектива).

Практическое задание:

.Развитие навыков рисования человека, передача пропорций фигуры и лица человека в графике и живописи.

Практическое задание:

.Передача пропорций животных, создание композиции с изображением животных и людей в движении в природной среде. Развитие интереса к многообразию живой природы, в том числе и к животному миру Кузбасса.

Практическое задание:

. Передача красоты весенних цветов, развитие чувства ответственности за сохранение природных богатств (беседа о редких и исчезающих растениях). Акварель, мелки.

Практическое задание:

.Знакомство с фантастическим жанром, создание композиции на тему освоения Космоса.

Раздел 3. Цветоведение(6часов).

Практическое задание:

Выполнять задания на смешивание цветов для получения новых оттенков в холодной или теплой гамме.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство(4 часа).

Понятие декоративно-прикладного искусства как части изобразительного искусства. Понятие стилизации, ее роль в декоративном рисовании.

Практическое задание:

Создание декоративного натюрморта путем стилизации реальных предметов.

Практическое задание:

Декоративная композиция на фантастическую тему.

Раздел 5. Конкурсы, акции, экскурсии(14 часов).

В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают очные и заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.


3 год обучения.

Раздел 1. Введение (1часа)

Правила поведения на занятиях. Организация своего рабочего места. Общие понятия о художественных материалах.

Раздел 2. Виды и жанры изобразительного искусства(16часов).

.Развитие интереса к разнообразию форм, цвета в природе, создание композиции с передачей переднего, среднего и дальнего плана с помощью линий и цвета (линейная и воздушная перспектива). Передача настроения в картине материалами живописи и графики.

Практическое задание:

.Динамичная композиции с падающими листьями.

Практическое задание:

.Передача цветом настроения в картине.

Практическое задание:

.Дать понятие группового портрета.

Практическое задание:

.Портрет в полный рост сказочного героя, можно групповой.

Практическое задание:

.Многофигурные композиции в бытовом, историческом и фантастическом жанрах.

.Особенности этих жанров.

Раздел 3. Цветоведение(1час).

Практическое задание:

Выполнять задания на смешивание цветов для получения новых оттенков.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство(6часов).

Практическое задание:

Создание декоративных рисунков на основе изучения реальных природных форм:

Птицы, рыбы, насекомые.

Раздел 5. Конкурсы, акции, экскурсии(10часов).

В течение всего года дети принимают участие в различных конкурсах, социальных акциях, совершают очные и заочные экскурсии в музеи, знакомятся с творчеством художников.




Тематическое планирование

Первый год обучения (34 часа)


месяц

тема

Кол-во часов

сентябрь

Вводная часть

1


Воспоминания о лете (три основных цвета).

Линейный рисунок.

Живопись.



1


Маковое поле (красный, зелёный цвет)

Рисунок. Выполнение фона зелеными оттенками.

Маки разными оттенками красного.


1



октябрь

Бабочка (фиолетовый, синий, белый)

Рисунок бабочки с узорами.



1



Народные промыслы Городец. Графика.

Выполнение в цвете.

1




Народные промыслы Хохлома. Графика.

Выполнение в цвете.

1




Народные промыслы Гжель. Графика.

Выполнение в цвете.

1



ноябрь

Пейзаж. Графика.

Подмалевок пейзажа.

Пейзаж в цвете.

2




Натюрморт. Графика.

Подмалевок натюрморта.

Натюрморт в цвете.

2




декабрь

Портрет. Графика.

Портрет в цвете.

2


Сказка.

Сбор материала.

Композиция. Графика.

Композиция в цвете.


2

январь

Праздник.

Сбор материала.

Композиция. Графика.

Композиция в цвете.


2

февраль

Конкурсы, акции, экскурсии

4


Знакомство с творчеством Васнецова

1

март

Рисунок в подарок. Акция «Весенняя неделя добра»

Создание композиции на тему освоения Космоса.

2


2

апрель

Заочное путешествие

«Третьяковская галерея»

1


Участие в социальных акциях.

Акция «Салют Победа»

3

май

Участие в конкурсах

Оформление выставок

4


Итого 34 часа
































Тематическое планирование

Второй год обучения (34 часов)


месяц

тема

Кол-во часов

сентябрь

Вводная часть

1



сентябрь

Осенний пейзаж. Графика.

Осенний пейзаж. Живопись.

1

1


Осенний натюрморт. Графика.

Осенний натюрморт. Живопись.

1

1

октябрь

Портрет друга. Графика.

Портрет друга. Живопись.

1

1


Рисование фигуры человека

1

ноябрь

Многофигурная композиция. Графика.

Многофигурная композиция. Живопись.

2

2

декабрь

Зимний пейзаж. Графика.

Зимний пейзаж. Живопись.

1

1



Ледяной дворец. Подмалевок.

Ледяной дворец. Завершение работы.

1

1

январь

Зимние забавы. Графика.

Зимние забавы. Живопись.

2

2

февраль

Тропический лес с людьми и животными. Графика.

Тропический лес с людьми и животными. Живопись.

1


1

Пришла весна. Графика.

Пришла весна. Живопись.

1

1

март

Образ Весны. Рисунок портрета Весны-женщины.

Образ Весны. Живопись.

1


1


В далёком космосе. Графика.

В далёком космосе. Живопись.

1

1

апрель

Инопланетяне, фантастические звери, цветы. Графика.

Инопланетяне, фантастические звери, цветы. Живопись.

1


1

май

Яблони цветут. Подмалевок.

Яблони цветут. Завершение работы.

1

1


Лето. Подмалевок.

Лето. Завершение работы.

1

1

Участие в конкурсах

Оформление выставок


Итого:

34



















































Тематическое планирование

Четвертый год обучения (34 часа)


месяц

тема

Кол-во часов

сентябрь

Вводная часть

Листопад (графика)


1


Листопад. Рисунок.

Листопад (основные цвета+черн. и белый)

1




Настроение в картине. Дождь. (графика). Начало работы.

Настроение в картине. Дождь. (графика). Окончание работы.


1




Настроение в картине. Дождь.

(живопись) Начало работы.

Настроение в картине. Дождь. (живопись). Окончание работы.


1



октябрь

Портрет сказочного героя. Графика.

Портрет сказочного героя. Живопись

2



Групповой портрет. Рисунок. Начало работы.

Групповой портрет. Живопись. Окончание работы.

2



Ноябрь

Бытовой жанр. Сбор материала.

Рисунок

Бытовой жанр. Живопись.

завершение работы.

2


2


Декабрь

Историческая картина. Рисунок

Историческая картина. Живопись Историческая картина. Завершение работы

2



2


Январь

Фантастика или сказка.




2




Сказки Бажова



2



Февраль

Сказочная птица. Гуашь. Линейный рисунок

Сказочная птица. Гуашь. Выполнение работы в цвете.

Сказочная птица. Гуашь. Завершение работы.



2





Декоративное панно

«Подводный мир». Сбор материала.

Декоративное панно

«Подводный мир». Линейный рисунок.

Декоративное панно

«Подводный мир». Завершение работы в цвете.






2



Март,

Декоративное панно «Весна идет».

3

апрель



Праздник.

Сбор материала.

Композиция. Графика.

Композиция в цвете




4



май

Знакомство с творчеством художников Урала


2



Заочное путешествие по музеям.

1



Участие в конкурсах. Оформление выставок.



Итого:

34









Литература для учащихся:



  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8 класс в 4 томах. Обнинск: Титул, 1996.

  2. Комарова Т.С. Рисование. М.:АСТ., 1998.

  3. Рисуем 50… . Серия книг. Минск: Попурри, 2000.

  4. Учимся рисовать. Серия книг. Минск: Харвест, 2003.

  5. Энциклопедия для детей. Искусство. Аванта+, 1998 .

  6. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.

  7. Юному художнику. Книга для чтения. Изд. Академии художеств, 1962 .

Литература:

1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития. М.: Внешкольник, 1997 /9.

2. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5- 8 класс.Обнинск: Титул, 1996.

3. Сокольникова Н.М. Основы живописи: 5-8 класс. Обнинск: Титул, 1996.

4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка: 5-8 класс.Обнинск: Титул, 1996.

5. Сокольникова Н.М. Основы композиции: 5-8 класс. Обнинск: Титул, 1996.

6. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

Русское искусство.1(5)2005.

7. Художественная галерея. 1-62 выпуск.

8. Книги: Мир Леонардо.

Кустодиев.

Третьяковская галерея.

  1. Энциклопедический словарь юного художника. М.:Педагогика, 1983.

10. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.

11. Сост.Петрова Е.Н. Внеурочная работа: в соответствии со стандартом и по Л.В. Занкову. М.: Практика образования, 2012/1.

12. Портнова И. Мир добра и чуткости. Художник- анималист Лия Хинштейн. М.: Искусство в школе, 2010/3.