«Волшебный карандаш»
Программа внеурочной деятельности 1-4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по предмету к концу 4-го года обучения
В результате изучения программы учащиеся:
— освоят основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности:
изображение на плоскости и в объеме;
постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;
украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
— приобретут первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
— получат возможность развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
— получат возможность развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
— освоят выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобретут первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
— научатся анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
— овладеют начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретут навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
— приобретут первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
— приобретут навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
— приобретут знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного
Содержание курса (1-й год – 33 часа).
Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)
Наблюдаем и изображаем (7 ч)
Живопись (10ч)
Рисование на темы (7ч)
Содержание программы (2-й год-34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)
Рисование на темы (8 ч)
Декоративная работа (8 ч)
Лепка (3 ч)
Аппликация (3 ч)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Содержание курса (3-й год – 34 часа).
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) - 10 ч.
Рисование на темы – 8 ч.
Декоративная работа – 7 ч.
Лепка – 3 ч.
Аппликация – 2 ч.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.
Содержание программы (4-й год - 34 часа)
В мире изобразительного искусства (12 часов)
Мы любим, смотреть картины и рисовать (22 часа)
Основные виды учебной деятельности учащихся
в процессе освоения курса
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
построения геометрического орнамента;
рисования цветными карандашами;
рисования простым карандашом;
выполнения декоративного панно в технике аппликации;
выполнения декоративного панно из природных материалов;
выполнения растительного орнамента;
выполнения плетёного орнамента;
овладения приёмами работы акварельными красками;
работой гуашевыми красками;
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
работать в группах и самостоятельно с источниками информации.
называть окружающие предметы и их признаки.
различать предметы и выделять их признаки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Работа по данному курсу обеспечивается дополнительной литературой:
Литература
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 20110;
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011;
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2010
· Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику
· Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2006
· Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2007.
· Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.
· Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009.
· 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. – Л., 2009.
· 50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008.
· Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 2007.
· Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 2008.
· Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор (общешкольный);
экспозиционный экран (общешкольный);
персональный компьютер для учителя (ноутбук)
3. Экранно-звуковые пособия:
Презентации по темам курса (использование в презентации материала для теоретических знаний и умений школьников).
4. Материалы и инструменты:
Бумага, картон, краски, цветная бумага, кисти, клей, ножницы, резак, линейка, угольник, карандаш, циркуль.
Схемы, отобранные образцы обоев, использование таблиц, образцов, фотографии художественно разработанных интерьеров, художественные эскизы, работы детей
№ п/п | Дата по плану | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые предметные результаты освоения материала |
| | | | предметные | метапредметные | личностные |
4 год обучения |
В мире изобразительного искусства (12 часов) |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ и О. Изобразительная викторина «Цвета радуги» щей. | | Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. | Личностные: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное творчество. |
2 | | | В сентябре именины у рябины | Предметные :использовать различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; | Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно- художественного конструирования. | |
3 | | | Натюрморт из фруктов и овощей. | Предметные: логические – знают особенности объемных фигур, общеучебные - выделять и формулировать при помощи учителя познавательную цель. | Коммуникативные(Инициативное сотрудничество - ставить вопросы; обращаться за помощью). Уметь: рисовать с «натуры» «Дары осени» Знакомство с натюрмортом. Изучение формы овощей и фруктов. Создавать элементарные композиции на заданную тему «Натюрморт» | Личностные: различать и передавать в художественно- деятельностный характер. |
4 | | | Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморт из яблок и кувшина. | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). | Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. | Личностные: различать и передавать в художественно- деятельностный характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественной выразительности. |
5 | | | Искусство натюрморта – предметы в группе. Натюрморт из чайника, яблок и слив. | Знать: тёплые - холодные цвета. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека в различных эмоциональных состояниях. | Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, общеучебные - выделять и формулировать при помощи учителя познавательную. Коммуникативные инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие. | Личностные (самоопределение и нравственно-этическая ориентация). |
6 | | | Узор в круге из растительных и природных форм. | | Познавательные: (логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков,общеучебные - выделять и формулировать при помощи учителя познавательную цель. | |
7 | | | «Осень во дворе» | Знать: пейзаж, композиция. Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью. | | Личностные: Использовать человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы. |
8 | | | Дерево. Графика. Рисование с натуры, по памяти реальных объектов. | Передавать с помощью компьютерной графики ритма движения и эмоционального состояния. | Регулитативные: определят иформулировать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысел. | |
9 | | | Аппликация. Декоративное творчество «Праздничный город». | Изображать позиционный центр, отделять пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. | Познавательные: использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественного замысла. | |
10 | | | Рисование с натуры фигуры человека. | Создавать средствами живописи, графики, скульптуры на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; | | Личностные: составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла |
11 | | | Люди в изобразительном искусстве «Все работы хороши – вбирай на вкус» | Соблюдать пропорции, силуэт. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним. | -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
12 | | | Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры. | Работать с ограниченной палитрой, иллюстрацией. | -Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства, иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. -Конашевича к русским народным сказкам; -Обучение последовательности выполнения иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»; -Осмысленно выбрать сюжет сказки; прием и техники работы. | Развитие интереса и любви детей к творчеству ведущих художников книги. |
13 | | | Иллюстрация к сказке с фигурой человека. | Создавать узоры. Хохлома. | создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач. -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь. | |
14 | | | Декоративная роспись. Лепка. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских). | | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. | |
15 | | | Традиционный русский фигурный пряник. | Определять: фигурную роспись. Цветовую гамму. | | Личностные (смыслообразование, самоопределение и нравственно-этическая ориентация) |
16 | | | Декоративное рисование. Роспись «Гжель» | Понимать: композиция, геометрические фигуры. | -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
17 | | | Сказка «По щучьему велению» | Знать: художников – портретистов Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | |
18 | | | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Разбираться в жанровой живописи. | перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать игру группировать предметы и их образы; | |
19 | | | Рисование с натуры и по памяти. Современные машины в изобразительном искусстве. | Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства. Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных. | с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения основы. общечеловеческих нравственных ценностей. |
20 | | | Рисование с натуры и по памяти. Рисунок птицы. | Знать: Цвет, мазок, линия, пятно. Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | К.:(Инициативное сотрудничество - ставить вопросы; обращаться за помощью: Планирование учебного сотрудничества: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром). | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. |
21 | | | Рисование с натуры и по памяти. Рисунок животного | Портрет. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства. Рисование фигуры человека в одежде. | | Научиться различать основные и составные, холодные и тёплые тона; выполнять рисунок с натуры; работать кистью и акварели. |
22 | | | Твоя мастерская игрушки | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | |
23 | | | Рисование с натуры и по памяти. Натюрморт из атрибутов, предметов армии. | Понимать: батальный жанр. Форму одежды солдат разных времён и народов. | Р.:(целеполагание , планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция) П.:(общеучебные - выделять и формулировать при помощи учителя познавательную цель. | |
24 | | | Орнамент городецкой росписи. | Разбираться в видах декоративно-прикладного искусства гжель и т.д. | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | |
25 | | | Декоративное конструирование. Эскиз открытки к 8 Марта. | Знание понятия «аппликация», техники выполнения аппликации; видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу, составлять композицию, последовательно ее выполнять. | Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать. | |
26 | | | Орнамент городецкой росписи. | Знать. Основной цвет изображаемых объектов. Наблюдение видеть прекрасное, любить родную природу. | | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
27 | | | Тематическое рисование. Иллюстрирование басен И. А. Крылова. | Знать: традиции реализма. | - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - донести свою позицию до других - слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
28 | | | Рисование с натуры. Декоративное рисование. Эскиз росписи шкатулки. | Знать: теплые и холодные тона | Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | |
29 | | | Тематическое рисование «Закат солнца» (карандаш). | Выбирать: спектр в пределах наборов акварельных красок. | Умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
30 | | | Аппликация «Орнаменты народов мира». | Знать: пространственные отношения. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); |
31 | | | Весна красна цветами. | Знать: пространственные отношения. | -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
32 | | | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | Знать: спектр в пределах наборов акварельных красок. | Целеполагание, планирование ,осуществление учебных действий, прогнозирование, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. | |
33 | | | Рисование на свободную тему. | Выбирать: палитру худока. Смешивание красок. Фриз | Общеучебные - выделять и формулировать при помощи учителя познавательную цель. | |
34 | | | «Краски лета» Подведение итогов, выставка работ. | Инициативное сотрудничество. | | самоконтроль процесса и результатов деятельности |
8