СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»»

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра естественно-научных и математических дисциплин









Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»

Итоговая работа


Срок обучения с «04» 02.2020 г. по «20» 02.2020 г.












Исполнитель:

Данилова Наталья Игоревна, учитель математики МБОУ «ООШ №18» (г. Калтана)

8-951-187-06-70, [email protected]




Консультант:

Трушкина Т.П., ст. преподаватель кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО














Кемерово 2020

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики дает возможность познавать, изучать и применять знания в жизненных ситуациях.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цель курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности - умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи.


Общая характеристика учебного курса

В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование и моделирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.



Место курса в учебном плане

Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 70 часов (35 часов в год). Программа рассчитана на подростков 7 — 8 классов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я-концепции, включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

  • построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов достижения результата; самоконтроль и самооценка; критичность;

  • сравнение характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • развитие навыков устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Содержание учебного курса

(70 часов)

    1. Шифры и математика (16 часов).

Задачи кодирования и декодирования. Матричный способ кодирования и декодирования. Тайнопись и самосовмещение квадрата. Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. Дидактическая игра «расшифруй-ка». Составление проектов шифровки. Защита проектов.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, конструирование таблиц, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут.

    1. Математика вокруг нас (8 часов).

Математика вокруг нас. Узнай свои способности. Математический бой. Поступки делового человека.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, исследовательская деятельность, работа с текстом, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций.

    1. Математика в реальной жизни (9).

Учет расходов в семье на питание. Проектная работа. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Игра «Воздушный змей».

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, исследовательская деятельность, работа с текстом, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций, сбор и классификация информации.

    1. Графики улыбаются (17 часов).

Проверка владениями базовыми умениями. Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований. Графики кусочно-заданных функций (практикум). Построение линейного сплайма. Презентация проекта «Графики улыбаются». Игра «Счастливый случай».

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, исследовательская деятельность, работа с текстом и таблицами, сбор и классификация информации, моделирование.

    1. Наглядная геометрия (17 часов).

Рисование фигур одним росчерком. Графы. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками. Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в пространстве. Спортивный матч «Математический хоккей». Геометрия в пространстве. Решение олимпиадных задач. Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, практикум по решению задач.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010- 31с.

  2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

  3. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.

  4. Таблицы по математике.

  5. Комплект демонстрационных стереометрических тел

  6. Электронные учебники 5-6 классы

  7. Компьютер

  8. Экран навесной

  9. Мультимедиа проектор



Календарно – тематическое планирование

7 класс



Название модуля, темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата проведения


Коррекция


        1. Шифры и математика (16 часов)

1.

Задачи кодирования и декодирования

- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

- строить речевые конструкции;

- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты;

- выполнять вычисления с реальными данными.




2.

Задачи кодирования и декодирования



3.

Матричный способ кодирования и декодирования



4.

Матричный способ кодирования и декодирования



5.

Матричный способ кодирования и декодирования



6.

Тайнопись и самосовмещение квадрата



7.

Тайнопись и самосовмещение квадрата



8.

Тайнопись и самосовмещение квадрата



9.

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования



10.

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования



11.

Знакомство с другими методами кодирования и декодирования



12.

Дидактическая игра «расшифруй-ка»



13.

Дидактическая игра «расшифруй



14.

Дидактическая игра «расшифруй



15.

Составление проектов шифровки. Защита проектов



16.

Составление проектов шифровки. Защита проектов



        1. Математика вокруг нас (8 часов)

17.

Математика вокруг нас

- анализировать и осмысливать текст задачи; - моделировать условие с помощью схем, рисунков; - строить логическую цепочку рассуждений;

- критически оценивать полученный ответ;

- решать задачи из реальной практики;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- осуществлять самоконтроль;




18.

Узнай свои способности



19.

Узнай свои способности



20.

Математический бой



21.

Математический бой



22.

Поступки делового человека



23.

Поступки делового человека



24.

Поступки делового человека



3. Математика в реальной жизни (9 часов)

25.

Учет расходов в семье на питание.

Проектная работа

- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

- моделировать условие с помощью схем, рисунков;

- строить логическую цепочку рассуждений; - критически оценивать полученный ответ;

- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;- выполнять вычисления с реальными данными.




26.

Учет расходов в семье на питание.



27.

Проектная работа



28.

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси



29.

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси



30.

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси



31.

Кулинарные рецепты. Задачи на смеси



32.

Игра «Воздушный змей»



33.

Игра «Воздушный змей»



34.

Математический бой




35.

Математический бой








Календарно – тематическое планирование

8 класс



Название модуля, темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Дата проведения


Коррекция


        1. Графики улыбаются (17 часов)

1.

Проверка владениями базовыми умениями

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- овладение основными способами представления и анализа статистических данных;

- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений.



2.

Проверка владениями базовыми умениями



3.

Геометрические преобразования графиков функций



4.

Геометрические преобразования графиков функций



5.

Геометрические преобразования графиков функций



6.

Геометрические преобразования графиков функций



7.

Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований



8.

Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований



9.

Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований



10.

Графики кусочно-заданных функций (практикум)



11.

Графики кусочно-заданных функций (практикум)



12.

Графики кусочно-заданных функций (практикум)



13.

Построение линейного сплайма



14.

Построение линейного сплайма



15.

Презентация проекта «Графики улыбаются»



16.

Презентация проекта «Графики улыбаются»



17.

Игра «Счастливый случай»



2. Наглядная геометрия (18 часов)

18.

Рисование фигур одним росчерком. Графы

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки.




19.

Рисование фигур одним росчерком. Графы



20.

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками



21.

Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками



22.

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок



23.

Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок



24.

Разрезания на плоскости и в пространстве



25.

Разрезания на плоскости и в пространстве



26.

Спортивный матч «Математический хоккей»



27.

Геометрия в пространстве



28.

Геометрия в пространстве



29.

Решение олимпиадных задач



30.

Решение олимпиадных задач



31.

Математический бой



32.

Математический бой



33.

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»



34.

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»



35.

Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»