Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра естественно-научных и математических дисциплин
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики»
Итоговая работа
Срок обучения с «04» 02.2020 г. по «20» 02.2020 г.
| Исполнитель: Данилова Наталья Игоревна, учитель математики МБОУ «ООШ №18» (г. Калтана) 8-951-187-06-70, [email protected] |
| Консультант: Трушкина Т.П., ст. преподаватель кафедры естественнонаучных и математических дисциплин КРИПКиПРО |
Кемерово 2020
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики дает возможность познавать, изучать и применять знания в жизненных ситуациях.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности - умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи.
Общая характеристика учебного курса
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование и моделирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 70 часов (35 часов в год). Программа рассчитана на подростков 7 — 8 классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я-концепции, включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов достижения результата; самоконтроль и самооценка; критичность;
сравнение характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие навыков устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного курса
(70 часов)
Задачи кодирования и декодирования. Матричный способ кодирования и декодирования. Тайнопись и самосовмещение квадрата. Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. Дидактическая игра «расшифруй-ка». Составление проектов шифровки. Защита проектов.
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, конструирование таблиц, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут.
Математика вокруг нас. Узнай свои способности. Математический бой. Поступки делового человека.
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, исследовательская деятельность, работа с текстом, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций.
Учет расходов в семье на питание. Проектная работа. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Игра «Воздушный змей».
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, исследовательская деятельность, работа с текстом, анализ таблиц, анализ проблемных ситуаций, сбор и классификация информации.
Проверка владениями базовыми умениями. Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований. Графики кусочно-заданных функций (практикум). Построение линейного сплайма. Презентация проекта «Графики улыбаются». Игра «Счастливый случай».
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, исследовательская деятельность, работа с текстом и таблицами, сбор и классификация информации, моделирование.
Рисование фигур одним росчерком. Графы. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками. Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в пространстве. Спортивный матч «Математический хоккей». Геометрия в пространстве. Решение олимпиадных задач. Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, практикум по решению задач.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010- 31с.
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.
Таблицы по математике.
Комплект демонстрационных стереометрических тел
Электронные учебники 5-6 классы
Компьютер
Экран навесной
Мультимедиа проектор
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ | Название модуля, темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата проведения | Коррекция |
Шифры и математика (16 часов) |
1. | Задачи кодирования и декодирования | - решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; - строить речевые конструкции; - изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты; - выполнять вычисления с реальными данными. | | |
2. | Задачи кодирования и декодирования | | |
3. | Матричный способ кодирования и декодирования | | |
4. | Матричный способ кодирования и декодирования | | |
5. | Матричный способ кодирования и декодирования | | |
6. | Тайнопись и самосовмещение квадрата | | |
7. | Тайнопись и самосовмещение квадрата | | |
8. | Тайнопись и самосовмещение квадрата | | |
9. | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | | |
10. | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | | |
11. | Знакомство с другими методами кодирования и декодирования | | |
12. | Дидактическая игра «расшифруй-ка» | | |
13. | Дидактическая игра «расшифруй | | |
14. | Дидактическая игра «расшифруй | | |
15. | Составление проектов шифровки. Защита проектов | | |
16. | Составление проектов шифровки. Защита проектов | | |
Математика вокруг нас (8 часов) |
17. | Математика вокруг нас | - анализировать и осмысливать текст задачи; - моделировать условие с помощью схем, рисунков; - строить логическую цепочку рассуждений; - критически оценивать полученный ответ; - решать задачи из реальной практики; - извлекать необходимую информацию из текста; - осуществлять самоконтроль; | | |
18. | Узнай свои способности | | |
19. | Узнай свои способности | | |
20. | Математический бой | | |
21. | Математический бой | | |
22. | Поступки делового человека | | |
23. | Поступки делового человека | | |
24. | Поступки делового человека | | |
3. Математика в реальной жизни (9 часов) |
25. | Учет расходов в семье на питание. Проектная работа | - проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; - моделировать условие с помощью схем, рисунков; - строить логическую цепочку рассуждений; - критически оценивать полученный ответ; - извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;- выполнять вычисления с реальными данными. | | |
26. | Учет расходов в семье на питание. | | |
27. | Проектная работа | | |
28. | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | |
29. | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | |
30. | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | |
31. | Кулинарные рецепты. Задачи на смеси | | |
32. | Игра «Воздушный змей» | | |
33. | Игра «Воздушный змей» | | |
34. | Математический бой | | | |
35. | Математический бой | | | |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ | Название модуля, темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Дата проведения | Коррекция |
Графики улыбаются (17 часов) |
1. | Проверка владениями базовыми умениями | - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; - овладение основными способами представления и анализа статистических данных; - умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений. | | |
2. | Проверка владениями базовыми умениями | | |
3. | Геометрические преобразования графиков функций | | |
4. | Геометрические преобразования графиков функций | | |
5. | Геометрические преобразования графиков функций | | |
6. | Геометрические преобразования графиков функций | | |
7. | Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований | | |
8. | Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований | | |
9. | Построение графиков, содержащих модуль, на основе географических преобразований | | |
10. | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | | |
11. | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | | |
12. | Графики кусочно-заданных функций (практикум) | | |
13. | Построение линейного сплайма | | |
14. | Построение линейного сплайма | | |
15. | Презентация проекта «Графики улыбаются» | | |
16. | Презентация проекта «Графики улыбаются» | | |
17. | Игра «Счастливый случай» | | |
2. Наглядная геометрия (18 часов) |
18. | Рисование фигур одним росчерком. Графы | - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; - умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; - креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач; - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); - умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки. | | |
19. | Рисование фигур одним росчерком. Графы | | |
20. | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | | |
21. | Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками | | |
22. | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | |
23. | Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок | | |
24. | Разрезания на плоскости и в пространстве | | |
25. | Разрезания на плоскости и в пространстве | | |
26. | Спортивный матч «Математический хоккей» | | |
27. | Геометрия в пространстве | | |
28. | Геометрия в пространстве | | |
29. | Решение олимпиадных задач | | |
30. | Решение олимпиадных задач | | |
31. | Математический бой | | |
32. | Математический бой | | |
33. | Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» | | |
34. | Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» | | |
35. | Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» | | |