Программа внеурочной деятельности
«За страницами учебника математики»
5-6 класс.
Автор составитель:
Родионова Н.В.-
учитель математики
МБОУ «СШ № 61»
Ульяновск, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая образовательная программа внеурочной деятельности по математике разработана на основании следующих нормативных документов:
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т.А. Бурмистрова]. М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. №07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31. 01. 2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
При разработке программы учитывались также следующие научно-методические рекомендации:
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Рыжова Т. В. Математика. 5-6 кл. Школьный курс. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий: Электронный образовательный комплекс (ЭОК. – Ульяновск: ИнфоФонд, 2011.
Хисматуллина Р.Р. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Математика. 5-6 кл.: Пособие для учителей ОУ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашин. – М.: Бизнес-меридиан, 2012. – 128с.
Мухаметзянова Ф.С. Математика. / Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В3-х частях. Часть 2/ под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю. Прохоровой – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 52с.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на обучающихся 5-6 классов и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Также учтены основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой арифметических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость данного курса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5 классе, а в дальнейшем и в 6 классе, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике. способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Содержание разделов Программы внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» направлено на расширение и углубление знаний по предмету «математика». Темы программы непосредственно связаны с основным курсом математики в 5 и 6 классах. Однако в результате занятий обучающиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи.
В стандартах второго поколения определен портрет выпускника основной школы, это – член общества, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, готовый сотрудничать для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. На занятиях школьники учатся работать с дополнительной литературой и др. образовательными ресурсами, работать в команде, работать над проектами.
Образовательная программа «За страницами учебника математики» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность.
Цели программы:
развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, повышение уровня их математической культуры;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, формирование универсальных учебных действий;
формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности.
Задачи программы:
Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.
Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний.
Учить работе с дополнительной и справочной литературой
Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, заменить одну фигуру на другую, дополнять практические занятия новыми приёмами, варьировать тематику проектной деятельности и т.д.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«За страницами учебника математики»
В курсе «За страницами учебника математики» для 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии:
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у школьников функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления младших подростков о современной картине мира и методах его исследования, у них формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
МЕСТО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» рассчитана на детей 11-12 лет, реализуется за 2 года. Учебный (образовательный) план на изучение курса в 5 классе основной школы отводит 1 час в неделю (35 занятий); в 6 классе – 1 час в неделю (35 занятий). Всего – 70 часов.
Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
учащиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Организация учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность возраста младших школьников, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.
Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать сваю правоту.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Реализация образовательной программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
создание условия для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
На занятиях учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической peчью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам внеурочной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.
Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Место проведения занятий
В зависимости от планируемого вида деятельности, занятия проводятся в учебном кабинете, в игровой комнате, в библиотеке и на игровой площадке.
Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, математические игры, решение кроссвордов и ребусов и т.п.), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Формы подведения итогов (в т.ч. промежуточных) реализации данной программы:
Выставки рисунков, моделей с кратким сообщением;
Краткие сообщения;
Инсценировки, театрализованные представления;
Игры, конкурсы;
Открытые занятия, концерт для родителей и младших школьников;
Интерактивные викторины;
Турниры знатоков;
Защита проектов.
Учитываются, в большей мере, не учебные достижения обучающихся, а их творческие успехи, уровень их социальной активности. В конце каждого года обучения педагогу рекомендуется проводить показательные мероприятия, используя творчество и фантазию детей.
учебно-методическоЕ и материально-техническое
обеспечение программы
Программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
наглядные пособия, модели геометрических тел, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты;
для информационно-компьютерной поддержки используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации;
программно-педагогические средства, а также данная программа, справочная литература, ресурсы Интернета, задания для проектной деятельности.
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Из них |
Теоретических | Практических |
1 | Наука о числах | 22 | 6 | 18 |
2 | Геометрические фигуры | 16 | 5 | 11 |
3 | Логические задачи | 25 | 6 | 19 |
4 | Введение в вероятность | 7 | 2 | 5 |
Содержание программы
Глава 1. Наука о числах (22 часа)
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Сложение, вычитание натуральных чисел. (3ч). Занимательные ребусы, головоломки, загадки (3ч.). Развитие вычислительной культуры. Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления (3ч.). Арифметические действия над десятичными обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами (4ч.). Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности (4ч). Математические игры с числами (3ч). Делимость чисел (2 ч).
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, вычислять значения степеней, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, применять их рационализации вычислений;
уметь решать задачи на понимание отношений «больше на...», «меньше на...», «больше в...», «меньше в...», а также понимание нестандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», осталось и т.п.; типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислений;
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с римской нумерацией;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи.
Глава 2. Геометрические фигуры ( 16 часов)
Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Измерение геометрических величин. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. Геометрические головоломки (7ч.). Параллельность и перпендикулярность прямых. Топологические опыты (3ч). Построение с помощью циркуля и линейки (4ч). Оригами – геометрия клетчатой бумаги (2ч)
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов.
строить углы заданной величины с помощью транспортира.
выражать одни единицы измерения углов через другие;
вычислять площадь треугольника;
применять понятие масштаб;
изображать геометрические фигуры и их конфигурации с использованием чертёжных инструментов;
применять циркуль и линейку для геометрических построений;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о геометрических фигурах, их свойствах
изучить исторические сведения по теме;
решать занимательные задачи;
познакомится с основами оригами.
Глава 3. Логические задачи ( 25 часов)
Задачи на «переливание». Задачи на взвешивание. Задачи на "движение"(6ч). Решение логических задач с помощью таблиц. Решение логических задач с помощью графов. Решение задач с помощью кругов Эйлера (6ч). Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» (4ч). Олимпиадные задачи различного уровня (5ч). Решение задач на проценты (4ч).
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
решать задачи на дроби, на все действия с дробями, на совместную работу; движение;
применять различные методы для решения логических задач;
находить рациональный способ решения задач;
переводить информацию на математический язык;
Обучающийся получит возможность:
применять различные методы для решения логических задач на переливание, взвешивание; логические задачи с помощью таблиц, графов, кругов Эйлера;
углубить и развить представления о способах решения задач;
изучить исторические сведения по теме;
решать исторические, занимательные задачи.
Глава 4. Введение в вероятность ( 7 часов)
Простейшие комбинаторные задачи. Логика перебора. ( 3ч). Правило умножения. Сравнение шансов. (2ч). Эксперименты со случайными исходами ( 2ч).
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;
оценивать логическую правильность рассуждений;
использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
понимать, что вероятность наступления некоторых событий изменяется в зависимости от условий, в которых они рассматриваются;
находить в простейших случаях вероятности случайных событий.
Обучающийся получит возможность:
Календарно-тематическое планирование
5 класс | № п/п | Дата | Разделы программы и темы занятий | Кол-во час |
теорет | практ |
Глава 1. Наука о числах (16 ч). |
| 1 | | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Викторина « Мир чисел». | 1 | |
| 2-3 | | Сложение, вычитание натуральных чисел. Игра « Кто быстрее» | | 2 |
| 4-5 | | Занимательные ребусы, головоломки, загадки | | 2 |
| 6-7 | | Приемы устного счета. | 1 | 1 |
| 8-9 | | Арифметические действия над десятичными дробями. Игра « Десятичные дроби» | 1 | 1 |
| 10 | | Арифметические действия над обыкновенными дробями. | | 1 |
| 11-12 | | Метрическая система мер. Старые русские меры. | 1 | 1 |
| 13 | | Как измеряли в древности. Конкурс ребусов. | | 1 |
| 14 | | Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. | 1 | 1 |
| 15-16 | | Математические игры с числами. « Математический бой» | | 1 |
Глава 2. Геометрические фигуры ( 9 часов) |
| 17 | | Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Кроссворд « Геометрия в нашей жизни» | 1 | |
| 18 | | Геометрические фигуры – прямоугольник, квадрат | | 1 |
| 19-20 | | Геометрические фигуры – треугольник | 1 | 1 |
| 21 | | Параллельность и перпендикулярность прямых. | | 1 |
| 22-23 | | Что может циркуль и линейка? | | 2 |
| 24-25 | | Геометрические головоломки. Конкурс сказок « Из жизни геометрических фигур». | | 2 |
Глава 3. Логические задачи ( 10 часов) |
| 26-27 | | Переливаем жидкости. Моя тема проекта. | 1 | 1 |
| 28 | | Взвешивание. | | 1 |
| 29 | | Движение | | 1 |
| 30-31 | | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» | | 2 |
| 32-33 | | Логические задачи и таблицы | 1 | 1 |
| 34-35 | | Графы и логика. Защита проектов. | 1 | 1 |
6 класс | № п/п | Дата | Разделы программы и темы занятий | Кол-во час |
теорет | практ |
Глава 1. Наука о числах (6часов) |
| 1 | | Занимательные ребусы, головоломки, загадки | | 1 |
| 2 | | Индивидуальные сообщения « Рациональное вычисление» | | 1 |
| 3 | | Положительные и отрицательные числа вокруг нас. | | 1 |
| 4-5 | | Делимость чисел | 1 | 1 |
| 6 | | Признаки делимости | | 1 |
Глава 2. Геометрические фигуры ( 7 часов) |
| 7 | | Геометрические фигуры – окружность, круг Конкурс презентаций | | 1 |
| 8-9 | | Возможности циркуля и линейки | 1 | 1 |
| 10-11 | | Топологические опыты | 1 | 1 |
| 12-13 | | Оригами – геометрия клетчатой бумаги | 1 | 1 |
Глава 3. Логические задачи ( 15 часов) |
| 14 | | И снова взвешиваем. Выбираем тему проекта | | 1 |
| 15 | | Движение по реке | | 1 |
| 16-17 | | Круги Эйлера и логика. Сообщение « Великий математик – Л. Эйлер» | 1 | 1 |
| 18-19 | | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» | | 2 |
| 20-21 | | Проценты. | 1 | 1 |
| 22-23 | | Проценты в нашей жизни. Конкурс творческих работ по теме « Проценты вокруг нас». | | 2 |
| 24-25 | | Совместная работа в олимпиадных заданиях | 1 | 1 |
| 26-27 | | Готовимся к олимпиаде по математике | | 2 |
| 28 | | Защита проектов | | 1 |
Глава 4. Введение в вероятность ( 7 часов) |
| 29 | | Простейшие комбинаторные задачи. | | 1 |
| 30 | | Логика перебора | | 1 |
| 31 | | Правило умножения | | 1 |
| 32-33 | | Сравнение шансов | 1 | 1 |
| 34-35 | | Эксперименты со случайными исходами | 1 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя:
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010
Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: “Аким”, 1996
Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007
Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012
Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2009
Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Депман И.Я. Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2011
Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии», ВАКО 2009
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 2012
Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки», М., 2011
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.- М.: МЦНМО, 2004
Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2013
Лихтарников Л.М. «Занимательные задачи по математике», М., 2013
Мухаметзянова Ф.С. Математика. / Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В3-х частях. Часть 2/ под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю. Прохоровой – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 52с.
Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2012
Рыжова Т. В. Математика. 5-6 кл. Школьный курс. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий: Электронный образовательный комплекс (ЭОК. – Ульяновск: ИнфоФонд, 2011.
.«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2010
Хисматуллина Р.Р. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Математика. 5-6 кл.: Пособие для учителей ОУ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашин. – М.: Бизнес-меридиан, 2012. – 128с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 классы.- М.: Просвещение, 2000
Ященко И.В. «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010 г.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
Литература для обучающихся и их родителей:
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010
Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007
Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012
Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 2009
Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010
Депман И.Я. Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2011
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы,
парадоксы. – М., Омега, 2012
Козлова Е.Г. «Сказки и подсказки», М., 2011
Кононов А.Я. «Математическая мозаика», М., 2013
Лихтарников Л.М. «Занимательные задачи по математике», М., 2013
Олехник С.Н, Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.
– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2012
«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 2010
Ященко И.В. «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010
Электронные ресурсы, сайты:
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/