СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для сильных учащихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  для  сильных  учащихся  по  математике  1-4

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для сильных учащихся.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Локомотивный городской округ

















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(сильные уч-ся)

1 - 4 класс

(приложение к ООП НОО)













В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС

Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты 1 года обучения

- начальные представления о математических способах познания мира;

- начальные представления о целостности окружающего мира;

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД 1 года обучения


- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.


Познавательные УУД 1 года обучения


- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

- проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

- определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.



Коммуникативные УУД 1 года обучения


- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

- уважительно вести диалог с товарищами;

- принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;

- понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.



Общая характеристика учебного курса

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?», «Кто первым скажет «сто»?», «Арифметическая эстафета», «Поспевай – не зевай», «Угадай задуманное число круглых десятков», «Мгновенный подсчёт», «Числовые ребусы», игры со счётными палочками и другие.

- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи – шутки, задачи в стихах, комбинаторные задачи, задачи на промежутки, задачи, которые решаются с помощью графов, задачи на планирование действий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах, задачи, решаемые с конца.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).

- ЛЕГО - конструкторы. Набор «Геометрические тела».

- Конструкторы «Танграм», «Счётные палочки», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Формы организации обучения: работа в парах, групповая, коллективная.

Содержание программы

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной математике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения школьники могут увидеть пространственные отношения в геометрических фигурах; понять, что обычные цифры достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной математике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по этой науке, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения предмета, содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках математики, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир цифр, учит их любить и чувствовать то, что без этой науки в современном мире не обойтись.


Темы программы «Занимательная математика»:

1 год обучения: «Путешествия в Мир математики».

2 год обучения: «Математические секреты».

3год обучения: «Занимательная математика».

4 год обучения: «Математический калейдоскоп».


Основные методы и технологии

  • технология разноуровнего обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.



Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • научиться сравнивать и исследовать;

  • формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться выполнять учебно – творческие задачи с помощью учителя;

  • учиться слушать товарищей;

  • учиться работать в группах;

  • учиться задавать вопросы и отвечать на них.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • проявлять познавательную инициативу;

  • преобразовывать творческую задачу в познавательную при помощи учителя;

  • учитывать разные мнения;

  • задавать вопросы по существу;

  • учиться работать с дополнительной литературой;

  • сравнивать, исследовать, анализировать;

  • использовать знания для решения заданий.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретать опыт исследовательской деятельности;

  • публичное выступление по проблемным вопросам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • устно выполнять вычислительные приемы;

  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений.



Реализация программы: участие в школьных, всероссийских и международных олимпиадах, выставки, викторины, КВНы, конкурсы, игры.

Тематическое планирование по программе 1 года обучения


п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практика

Основные виды деятельности учащихся

1.

Математика – это интересно

9

3

6

Уметь: решать нестандартные задачи. Работать в паре. Моделировать задачи.

Знать: как люди научились считать.

« Великие математики». «Откуда пошли римские и арабские цифры?».

2.

Логические задачки

6

-

6

Уметь: решать задачи разными способами. Решать нестандартные задачи.

3.

Математические горки

5

-

5

Принимать участие в играх: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Уметь: восстанавливать примеры:

поиск цифры, которая скрыта.

4.

Волшебная линейка

4

-

4

Знать: шкала линейки. Строить

фигуры по линейке.

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

5.

Весёлая геометрия

6

-

6

Уметь: Строить рисунки (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов. Проверять работы.

Уметь: Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.

6.

Итоговое занятие.

Математический КВН.


-

1

Участие: итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Работа в группах.

Итого:

33

3

27




1 год обучения «Путешествия в мир математики»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол – во

часов

Теория

Практика

Дата проведения

Форма проведения

План

Факт

1.

МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!

9






1.1

Как люди научились считать.

1

1




Презентация. Беседа.

1.2

Старинные системы записи чисел. Возникновение письменной нумерации.

1

1




Презентация, беседа. Занимательные задания.

1.3

Пифагор и его школа. Упражнения, игры. Задачи.

2

1

1



Презентация, занимательные задания.

1.4

Задачи: «Число и цифру знаю я!». Занимательный счёт.

1


1



Умение решать нестандартные задачи. Работа в паре.

1.5

Игры «Помогите зайчику найти убежавшие цифры»,

«Догонялки»

1


1



Презентация. Работа по презентации. Принимать участие в математических играх.

1.6

Задачи в стихах. Задачи – смекалки

1


1



Решение задач, устный счёт.

1.7

Игра «Лучший счетчик»

1


1



Математические игры, презентации.

1.8

Считаем и сравниваем.

1


1



Занимательные задания.

2

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

6




2.1

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия.

«Поспевай – не зевай» - Игра. Игра «Подбираем ключик»

1


1



Решение нестандартных задач.

Творческие задания. Работа в группе.

2.2

«Определи своё число» - Игра. Головоломка «Кто быстрее сосчитает?»

1


1



Презентация. Работа по презентации.

2.3

Игры «Не собьюсь»;

«Угадай задуманное число»

1


1



Принимать участие в математических играх.

2.4

Практикум «Подумай и реши»

1


1



Практические задания. Умение восстанавливать примеры:

поиск цифры, которая скрыта.

2.5

Задачи – шутки. Задачи в стихотворной форме.

1


1



Развитие логического мышления – задачи в стихах.

2.6

Игра «Верни сбежавшее число»

1


1



Математические игры, презентации.

3.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОРКИ

5




3.1

Путешествие точки.

1


1



Презентация. Практические задания. Учимся работать по клеточкам.

3.2

Рисуем по клеткам ракету.

1


1



Занимательные задания – работа по клеточкам.

3.3

Рисуем по клеткам рыбку.

1


1



Занимательные задания – работа по клеточкам.

3.4

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1


1



Творческая работа.

Презентация в помощь.

3.5

Конструирование предметов по точкам, с использованием числовой последовательности.

1


1



Творческая работа.

4.

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЙКА.

4




4.1

Шкала линейки. История возникновения линейки.

1


1



Практическая работа - знать шкалу линейки. Презентация. Строим

фигуры по линейке.

4.2

Построение математических цепочек.

1


1



Практическая работа - умение восстанавливать примеры:

поиск цифры, которая скрыта.

4.3

Праздник числа 10.

Игра «Задумай число»;

Игра «Отгадай задуманное число».

1


1



Решение нестандартных задач.

Творческие задания. Работа в группе.

4.4

Игра «Весёлый счёт»

1


1




5.

ВЕСЁЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

6




5.1

Из истории геометрии.

Сложение геометрических фигур из счётных палочек. Составление различных предметов из счётных палочек.

1


1



Презентация «История геометрии. Что это за наука. Известные геометры».

Практическая работа со счётными палочками.

5.2

Знакомство с геометрическими фигурами.

1


1



Презентация о геометрических фигурах. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

5.4

Задачи с геометрическим содержанием. Задачи на подсчёт геометрических фигур.

1


1



Умение строить рисунки (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов.

5.6

Игра «У кого лучший глазомер?»

1


1



Практическая работа –собственный рисунок и описание его шагов (алгоритм построения рисунка).


5.7

Решение нестандартных задач.

1


1



Практическая работа. Работа в группах.

5.8

Конструирование узоров из геометрических фигур.

1


1



Творческая работа из геометрических фигур – презентация.

6.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

К В Н

1




1





Подведение итогов.

Командная игра.


ИТОГО:

33

6

27





Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты 2 года обучения

- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

- элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.



Метапредметные результаты


Регулятивные УУД 2 года обучения


- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.



Познавательные УУД 2 года обучения


- строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

- описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

- понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

- применять полученные знания в изменённых условиях;

- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

- выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио - и видео-носители, а также Интернет с помощью взрослых);

- находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

- находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).



Коммуникативные УУД 2 года обучения


- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;

- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;

- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.



Тематическое планирование по программе 2 года обучения


п/п

Тема

Кол – во часов

Теория

Практи

ка

Основные виды деятельности учащихся

1.

Математика – это наука, приводящая ум в порядок.

6

1

5

Уметь: Решать нестандартные задачи. Работать в паре. Моделировать задачи.

Знать: Как появилась геометрия. Великие математики.

2.

Логические игры

5

-

5

Принимать участие в играх: «Крестики-нолики» и конструктор, «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20)

3.

Числовые множества

4

-

4

Знать: Числа от 1 до 100. Принимать участие в игре «Русское лото».

Уметь: Строить математические пирамиды: «Сложение в npeделах 100» Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Работа в парах.

4.

Логические задания

6

-

6

Выполнять: Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

5.

Забавная геометрия

6

-

6

Выполнять: задания на разрезание и составление фигур.

Знать: прямоугольник. Квадрат. Выполнять: задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Составлять мозаику из геометрических фигур.

Знать: прямой угол и другие виды углов, как получить прямой угол. Задачи по подсчёту геометрических фигур и углов.

Уметь: строить геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

«Путешествие точки» - уметь: строить рисунки (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов.

7.

Знакомство с величинами

4

2

2

Знать: как люди научились измерять длину. Сантиметр, дециметр, метр. Килограмм.

Рубль, копейка.

Час, минута. Освоить: Определение время по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Решать задачи с данными величинами.

9.

Математический финиш


4


-

4

Участие: итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон, командные игры, выпуск математической газеты.

Работа в группах (командах).


Итого:

35

3

32




2 год обучения «Математические секреты»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тео

рия

Практика

Дата проведения

Формы проведения



План

Факт


1.

МАТЕМАТИКА – это наука, приводящая ум в порядок.

6






1.1

Количество, цифра, число. Игра «Назови число».

Изображение и запись чисел. Игра «Заселите домики», «Почтовый конверт».

1


1



Презентация. Работа в парах. Работа по презентации. Принимать участие в математических играх.

1.2

Появление арабских и римских чисел. Игра «Запиши правильно и реши!».

В мире чисел. Числа – великаны. Занимательный счёт.

1

1




Презентация о цифрах. Устный счёт.

1.3

Коллективный счёт. Игра «У кого какая цифра?».

Задачи: «Число и цифру знаю я»

1


1



Математические игры. Решение задач.

1.4

Задание – практикум «Подумай и реши».

1


1



Практические задания.

1.5

«Весёлые вопросы. Весёлый счёт». Игра «Поспевай – не зевай!».

1


1



Занимательный счёт. Работа в группах.

1.6

Математический квадрат. Игра «Заполни квадрат».

1


1



Презентация «Математические квадраты» Практические задания.

2

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

5




2.1

Задачи на планирование действий. «Поспевай – не зевай» - игра. Игра «Мгновенный подсчёт».

1


1



Решение задач. Математические игры.

2.2

Игры «Не собьюсь»;

«Угадай задуманное число»

Решение задач на развитие воображения и фантазии.

1


1



Презентация на развитие памяти. Игры на развитие памяти.

2.3

Практикум «Подумай и реши»

1


1



Практические задания. Работа в парах.

2.4

Головоломка «Книги соседа». Игра «Весёлый мяч».

Игра «Помоги друзьям найти выход из лабиринта!». «Собираем пазлы».

1


1



Головоломки, ребусы, загадки, игры. Работа в группах.

2.5

Задачи в стихотворной форме. Задачи – шутки.

Решение задач на развитие памяти и внимания.

1


1



Решение задач в стихах. Решение логических задач.

3.

ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА

4




3.1

«Волшебная таблица». Найти неизвестное число. Игра «Угадай число».

1


1



Построение математических пирамид. Математические игры.

3.2

Числовые головоломки. Отгадать несколько задуманных чисел. Игра «День и ночь».

Магические квадраты.

1


1



Презентация. «Учим числа от 1 до 100» - командная игра. Работа в парах.

3.3

Игры с числами. «Математический лабиринт».

1


1



Математические игры.

3.4

Игры с предметами. «Цветик – семицветик».

1


1



Головоломки, ребусы, загадки.

4.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

6




4.1

Комбинаторные задания.

«Сложить и вычесть». Лабиринт «Определи своё число». Решение задач на быстроту реакции.

1


1



Решение задач с лишними данными.

4.2

Решение ребусов.

«Кто сделает раньше?» - командная игра.

1


1



Решение ребусов.

4.3

Обратные задачи. «Самый внимательный».

Задачи с изменением вопроса.

1


1



Решение задач с недостающими либо некорректными данными.

4.4

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач с конца. Игра «Весёлый мяч».

1


1



Решение задач с многовариантными решениями.


4.5

Задачи на восстановление данных. Практикум «Подумай и реши».

1


1



Практические задания.

4.6

Командная игра «Стартуем в космос».

Решение задач на развитие воображения и фантазии.

1


1



Математическая игра.

5.

ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

6




5.1

Задачи на подсчёт геометрических фигур.

Игра «У кого лучший глазомер?»

1


1



Презентация «Геометрические фигуры». Выполнение заданий на разрезание и составление геометрических фигур.

5.2

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, многоугольники. Игра «Штриховка».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1


1



Выполнение заданий на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Составлять мозаику из геометрических фигур - творческое задание.

5.3

Конструирование предметов.

«Забавный город». Конструирование узоров из геометрических фигур.

1


1



Построение геометрических узоров – творческая работа. Симметрия. «Закономерности в узорах» – презентация.

5.4

Конструирование по точкам и клеточкам.

«Весёлые зверюшки».

1


1



Презентация -построение рисунков (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов – творческая работа.

5.5

Задание – практикум «Найди сходства и различия».

Решение геометрических задач.

1


1



Практическая работа.

5.6

Замечательные кривые. Игра «Строим дом».

1


1



Симметрия. «Закономерности в узорах» – творческая работа.

7

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНАМИ.

4




7.1

История длины.

Игра «Найди отрезки».

1

1




Презентация «Как люди научились измерять длину». Математическая игра.

7.2

Единицы времени. «Определяем время по часам». Игра «Волшебный циферблат».

1

1




Презентация «Время» - работа по презентации.

7.3

Единицы стоимости. Игра «Мы в магазине».

1


1



Практические игры.

7.4

Из истории массы. Игра «Что сколько весит?».

1


1



Презентация – работа по презентации.

8

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФИНИШ.

4




8.1

Блиц – турнир «Что узнали, чему научились?».

1


1



Повторение, подведение итогов.

8.2

Выпуск газеты «Математика для любознательных».

1


1



Выпуск газеты.

8.3

«Математический марафон».

1


1



Командная игра.

8.4

Итоговое занятие

«Математический КВН».

1


1



Командная игра.


ИТОГО:

35

3

32







Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты 3 года обучения


- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;

- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

- приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД 3 года обучения


- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

- нахождение способ решения учебной задачи и выполнение учебные действия в устной и письменной форме, использование математические термины, символы и знаки;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

- выполнение самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.


Познавательные УУД 3 года обучения


- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

- выполнение классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

- проводить несложные обобщения и использование математические знания в расширенной области применения;

- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

- стремление полнее использование свои творческие возможности;

- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.


Коммуникативные УУД 3 года обучения

- строить речевое высказывание в устной форме, использование математическую терминологию;

- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использование умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

- знать и применение правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.


Тематическое планирование по программе 3 года обучения


п/п

Тема занятия

Кол – во

часов

Тео

рия

Практика

Основные виды деятельности учащихся

1.

Математика – это интересно.

7

3

4

Знать: числа 1 до 1000. Уметь: составлять трёхзначные числа с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,…, 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,…, 90; 3) 100, 200, 300, 400,…, 900.

2.

Логические задачи.

6

-

6

Освоить: задачи на планирование действий; задачи на нахождение чисел по сумме и разности.


3.

Математические горки

5

-

5

Освоить: старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Уметь: работать с таблицей «Старинные русские меры длины».

4.

Арифметические задачи, требующие особых способов решения.

3

-

3

Выполнять: задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

5.

Весёлая геометрия

4

1

3

Выполнять: конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Выполнять: конструирование многоугольников из заданных элементов.

Освоить: круг, овал, окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента использованием циркуля (по образцу).

Работа в группах.

6.

Умножение и деление

6

-

6

Проверка деления умножением,

нахождение частного способом подбора.

Выполнять порядок действий в числовых выражениях (без скобок, скобками). Соединить числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,…, 15.

Выполнять: алгоритм умножения (деления).

7.

Что можно делать с величинами?

3

1

2

Освоить: Единицу длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Освоить: время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решать задачи с этими величинами.

8.

Интеллектуальная разминка.

Итоговое занятие. Математический КВН.

1

-

1

Участие: Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.

Работа в группах (командах).


ИТОГО:

35

5

30




3 год обучения «Занимательная математика»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол – во

часов

Теория

Практика

Дата проведения

Формы проведения

План

Факт

1

МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО

7




1.1

«Как люди научились считать?».

1

1




Презентация, беседа по презентации.

1.2

Старинные системы записи чисел. Знакомство с римскими цифрами. Чтение и запись римских чисел, выполнение с ними арифметических действий.

1

1




Презентация по теме, выполнение заданий по презентации.

1.3

Открытия Архимеда. Упражнения, игры. Задачи.

1

1




Презентация «Открытия Архимеда», просмотр мультфильма «Коля, Оля и Архимед» - беседа по материалу.

1.4

Занимательный счёт. Игра «Составим цепочку».

Задачи: «Число и цифру знаю я»

1


1



Решение заданий по карточкам, математическая игра.

1.5

Числа от 1 до 100. Игра «Молчанка», «Определи своё число».

1


1



Презентация, участие в математических играх, работа в парах по карточкам.

1.6

Задачи в стихах. Игра «Лучший счетчик»

1


1



Работа с занимательным материалом – «Задачи в стихах» - презентация, творческая работа – «Составь свою задачку в стихах».

1.7

Считаем и сравниваем.

Решение круговых примеров. Чётные и нечётные числа.

1


1



Работа в парах, работа в группах. Устный счёт.

2

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

6




2.1

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия.

«Поспевай – не зевай»- игра.

1


1



Решение задач.

2.2

Игра «Мгновенный подсчёт».

«Кто быстрее?» - игра. Решение и составление кроссвордов, содержащих числа.

1


1



Освоить: задачи на планирование действий; решение кроссвордов.

2.3

Головоломка «Книги соседа».

Задачи в стихотворной форме.

Задачи – шутки. Задачи – смекалки.

1


1



Решение задач в стихах, решение логических задач.

2.4

Игры «Не собьюсь»;

«Угадай задуманное число». Пословицы и поговорки в ребусах.

1


1



Ребусы о числах, математические игры.

2.5

Практикум «Подумай и реши».

Задачи в стихах.

1


1



Практическая работа.

2.6

Решение задач на развитие внимания и памяти.

Решение задач на развитие воображения и фантазии.

1


1



Решение задач с многовариантными решениями.


3

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОРКИ

5




3.1

Путешествие точки.

1


1



Презентация. Практические задания. Работаем по клеточкам.

3.2

Рисуем по клеткам животных.

1


1



Презентация -построение рисунков (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов – творческая работа.

3.3

Рисуем по клеткам птиц.

1


1



Построение рисунков (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов – творческая работа.

3.4

Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1


1



Алгоритм выполнения собственного рисунок и описание его шагов – творческая работа.

3.5

Конструирование предметов по точкам, с использованием числовой последовательности.

1


1



Презентация -построение рисунков (на листе в клетку

4

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ.

3




4.1

Построение математических цепочек. Игра «Лабиринт». Игра «Ступеньки».


1


1



Решение занимательных задач. Математические игры.

4.2

Числовые выражения, порядок действий. Скобки. Игра «Арифметическая эстафета»

1


1



Практическая работа. Работа в парах.

4.3

Буквенные выражения;

«Занимательные уравнения».

1


1



Практическая работа.

5

ВЕСЁЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

4




5.1

Как появилась геометрия?

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, многоугольники.

1

1




Презентация о геометрических фигурах. Беседа по презентации. Практические задания.

5.2

Конструирование узоров из геометрических фигур.

Оригами из геометрических фигур.

1


1



Творческая работа. Презентация по теме.

5.3

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Задачи с геометрическим содержанием.

1


1



Выполнение заданий на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Составлять мозаику из геометрических фигур - творческое задание.

5.4

Игра «Весёлая геометрия».

Задачи на подсчёт геометрических фигур. Игра «У кого лучший глазомер?»

1


1



Практические задания по геометрии. Работа в группах.

6

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ.

6




6.1

Умножение нуля и единицы.

1


1



Презентация по теме. Практические задания.

6.2

Приёмы умножения и деления на 10.

1


1



Презентация по теме. Практические задания.

6.3

Решение задач на восстановление примеров

1


1



Решение практических задач.

6.4

Переместительное свойство умножения. Игра «Лабиринт».

1


1



Математическая игра.

6.5

Игра «Самый внимательный»; решение круговых примеров.

1


1



Математические игры в группах.

6.6

Решение задач на нахождение неизвестного третьего множителя.

1


1



Решение задач.

7

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ВЕЛИЧИНАМИ?

3




7.1

Меры длины в Древней Руси.

1

1




Презентация «Старинные меры длины». Беседа.

7.2

Единицы времени: час, секунда, сутки. «Определяем время по часам».

1


1



Практические задания с величинами.

7.3

Единицы стоимости: рубль, копейка.

«Весёлая экономика» - игра.

Изменение, сопоставление, сравнение.

1


1



Презентация по теме. Решение заданий по презентации.

8

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

1




8.1

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

К В Н

1


1



Командная игра.


ИТОГО:

35

5

30





Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты 4 года обучения


- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД 4 года обучения


- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.



Познавательные УУД 4 года обучения


- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и        формулировать названия полученных групп.

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно - следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.


Коммуникативные УУД 4 года обучения

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;            

- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнёров;

- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.


Тематическое планирование по программе 4 года обучения


п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Тео

рия

Практи

ка

Основные виды деятельности учащихся

1.

Математика – Царица наук

10

8

2

Выполнять: Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

«О бесконечности ряда натуральных чисел. Что такое квадриллион?».

2.

Логические игры

9

-

9

Математические игры: «Поспевай – не зевай!», «Определи своё число», «Ступеньки», «Размен монет», «Тренировка внимания», «Магазин», «Сложить и вычесть»

3.

Забавная геометрия

6

1

5

Выполнять: Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Задачи на разрезание и составление других фигур.

Выполнять: чертить фигуры одним росчерком.

Уметь: Строить рисунки (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), собственный рисунок и описание его шагов.

4.

Математические развлечения

4

-

4

Освоить: Занимательные задания с римскими цифрами

Выполнять: Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Работа в группах.

5.

Действия с величинами

5

4

1

Повторить: Единица длины километр. Уметь: Составлять карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определять расстояния между 15 городами и сёлами.

Задачи, связанные со временем.

6.

Математический финиш

4

-

4

Участие: Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.

Работа в группах (командах).


ИТОГО:

35

13

22





4 год обучения «Математический калейдоскоп»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Тео

рия

Прак

тика

Дата проведения

Форма проведения

План

Факт

1.

МАТЕМАТИКА – «Царица наук»!

10






1.1

Математические открытия и достижения.

1

1




Презентация. Беседа по презентации.

1.2

Учёные – математики.

1

1




Презентация об учёных – математиках. Беседа по презентации.

1.3

Развитие математики в древности.

1

1




Презентация. Древние математики и их открытия. Беседа.

1.4

Современный мир и математика. Новости в мире математики. Числа – великаны. Занимательный счёт.

1

1




Презентация по теме. Беседа по презентации.

1.5

«О бесконечности ряда натуральных чисел. Что такое «квадриллион»?

1

1




Беседа.

1.6

Возникновение арабских цифр.

1

1




Презентация по теме.

1.7

«Откуда взялись римские цифры?»

1

1




Презентация по теме. Запись чисел римскими цифрами – практическая работа.

1.8

Сказка о нуле и о знаке «Z» (сигма).

1

1




Беседа по математической сказке.

1.9

Арифметические действия с цифрами. Игра «Переправа через реку».

1


1



Практические задания. Работа в парах.

1.10

Построение «Математических» пирамид: «Сложение чисел от 1 до 1000». Игра «Математический футбол».

Построение «Математических» пирамид: «Вычитание чисел от 1 до 1000» .

1


1



Практическая работа – работа в группах.

Решение задач и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

2

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

9





2.1

Задачи на планирование действий.

Игра «Поспевай – не зевай».

Решение ребусов.

«Кто сделает раньше?» - игра – соревнование.

1


1



Решение задач. Ребусы, головоломки. Математические игры.

2.2

Буквенные выражения и уравнения.

Игра «Кто быстрее?»; игра «Река уравнений».

1


1



Решение задач на буквенные выражения. Решение уравнений – компоненты уравнений.

2.3

Задачи с многовариантными решениями.

Игра «Баскетбол».

1


1



Решение задач.

2.4

Игра «Найди остаток».

Командная игра «Математическая эстафета».



1



Командная игра.

2.5

Обратные задачи.

Задачи с изменением вопроса.

1


1



Решение задач.

2.6

Практикум «Подумай и реши».

Задачи на предположение.

Игра «Горы Логики».

1


1



Практические задания. Решение в парах.

2.7

Задачи – шутки. Задачи в стихах.

Игра «Весёлый мяч».

Решение задач с конца.

1


1



Практические задания. Решение в группах.

2.8

Игра «Найди нужное число».

1


1



Математическая игра.

2.9

Числовые головоломки.

Игра «Весёлый мяч».

Решение задач с конца.

1


1



Математические головоломки. Презентация по теме.

3.

ЗАБАВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

6




3.1

Задачи на подсчёт геометрических фигур. Игра «Лишние фигуры», игра «Составь геометрический рисунок».

1


1



Презентация о геометрических фигурах. Творческая работа с геом.фигурами. Задачи на разрезание и составление других фигур.

3.2

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, многоугольники на поле Геометрии.

Конструирование из геометрических фигур. Игра «Летим к новым планетам!».

1

1

1



Презентация о геометрических фигурах. Творческая работа.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

3.3

Задачи с геометрическим содержанием.

Конструирование по точкам и клеточкам.

«Построим новый город».

1


1



Построение рисунков (на листе в клетку) в соответствии с последовательностью шагов (по алгоритму), описание его шагов.

3.4

Задание – практикум «Найди сходства и различия».

1


1



Практические задания.

3.5

Решение геометрических задач на наблюдательность. Вычерчивание фигур одним росчерком.

1


1



Вычерчивание фигуры одним росчерком. Практические задания по геометрии. Работа в группах.

3.6

«Замечательные кривые». Игра «Строим дом».

1


1



Практические задания по геометрии. Творческая работа.

4.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

4





4.1

Построение «Математических» пирамид: «Сложение чисел от 1 до 1000». Игра «Математический футбол».

1


1



Решение логических, нестандартных задач. Работа в парах.

4.2

Построение «Математических» пирамид: «Вычитание чисел от 1 до 1000» .

Игра «Торопись, но не ошибись!».

1


1



Решение логических, нестандартных задач. Работа в группах.

4.3

Задачи на предположение.

Игра «Горы Логики».

1


1



Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Работа в группах.

4.4

Математическая викторина.

1


1



Командная игра.

5

ДЕЙСТВИЯ С ВЕЛИЧИНАМИ.

5





5.1

«Как появились меры длины. Как измеряли на Руси?»

1

1




Презентация «Старинные меры длины». Беседа.

5.2

«Как люди учились измерять время?». Определение начала, конца и продолжения событий». Таблица единиц времени. Игра «Волшебный циферблат».

2

1

1



Презентация «Старинные часы…»

Практические задачи с величинами времени.

5.3

«Когда появились деньги?» Единицы стоимости. Игры: «Назовите суммы», «Магазин», «Разменяй монеты».

1

1




Презентация «Когда появились деньги?» Практические задания по единицам стоимости.

5.4

Из истории массы.

Игра «Что сколько весит?».

1

1




Презентация по теме. Математическая игра.

6

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФИНИШ.

1





6.1

Итоговое занятие – «Математический КВН».

1


1



Командная игра.


ИТОГО:

35

13

22























Техническое обеспечение программы

  • Проектор, экран.

  • Детские презентации по темам.

  • «Устный счёт» Л.Ю.Самсонова – сборник упражнений для 1 класса Издательство «Экзамен», Москва, 2013г.

  • «Устный счёт» Л.Ю.Самсонова – сборник упражнений для 2 класса, Издательство «Экзамен», Москва, 2014г.

  • «Устный счёт» Л.Ю.Самсонова – сборник упражнений для 3 класса, Издательство «Экзамен», Москва, 2015г.

  • «Устный счёт» Л.Ю.Самсонова – сборник упражнений для 4 класса, Издательство «Экзамен», Москва, 2015г.

  • «Нестандартные задачи по математике» С.В.Перовская, Москва 2008г.

  • «Полный курс математики» (все типы заданий, задач, примеров, неравенств, уравнений) для 2 класса, Москва 2013 г. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

  • «Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня» Н.А.Касаткина, Издательство «Учитель», Волгоград, 2005 г.

  • «Полный курс математики» (все типы заданий, задач, примеров, неравенств, уравнений) для 3 класса, Москва 2013 г. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

  • «Полный курс математики» (все типы заданий, задач, примеров, неравенств, уравнений) для 4 класса, Москва 2014г. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

  • «Логические задачи по математике» для 1класса, С.И.Волкова, Москва, 2013 г

  • «Логические задачи по математике» для 2 класса, С.И.Волкова, Москва, 2013 г.

  • «Логические задачи по математике» для 3 класса, С.И.Волкова, Москва, 2013 г.

  • «Нестандартные задачи по математике» для 1 класса, ФГОС Т.П.Быкова. Издательство «Экзамен», Москва 2012г.

  • «Нестандартные задачи по математике» для 2 класса, ФГОС Т.П.Быкова. Издательство «Экзамен», Москва 2013г.

  • «Нестандартные задачи по математике» для 2 класса, ФГОС Т.П.Быкова. Издательство «Экзамен», Москва 2013г.

  • «Олимпиадные и развивающие задания по математике для начальной школы», Г.Н.Сычёва, Ростов-на-Дону «Феникс», 2013г.

  • «2000 задач и примеров по математике» 1 – 4 классы, О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова, Москва, 2014г.

  • «Нестандартные задачи по математике» 1 – 4 классы, Г.В.Керова, Москва «Вако», 2006г. (Мастерская учителя).

  • «Олимпиадные задания» 1 – 2 классы, ФГОС, Т.Н.Максимова, Москва «Вако», 2014г. (Мастерская учителя).

  • «Занимательные литературные кроссворд – тесты для детей», И.Г.Сухин, Москва «Издат - Школа», 1999г.

  • «Учимся решать уравнения», С.М.Чугунова, Москва, 2011г.

  • «Увлекательно и весело: сборник задач по математике для младших классов» 1 – 4 классы, Л.Н.Веревкина, Е.В.Страусова, Харвест – Минск, 2006г.

  • «Развивающие задания » для 1 класса, ФГОС, Издательство «Экзамен», Москва, 2016г.

  • «Развивающие задания » для 2 класса, ФГОС, Издательство «Экзамен», Москва, 2014г.

  • «Развивающие задания » для 3 класса, ФГОС, Издательство «Экзамен», Москва, 2015г.

  • «Сборник текстовых задач по математике для 2 класса, ФГОС, Т.Н.Максимова, Москва «Вако», 2016 г.

  • «Сборник текстовых задач по математике для 3 класса, ФГОС, Т.Н.Максимова, Москва «Вако», 2017 г.

  • «Сборник текстовых задач по математике для 4 класса, ФГОС, Т.Н.Максимова, Москва «Вако», 2018 г.

  • «Комплексный тренажёр по математике для 3 класса», А.М.Горохова, Москва «Эксмо», 2016 г.

  • «Учимся решать задачи», Е.В.Берестова, И.С.Марченко, Москва, «Эксмо», 2012 г.

  • «Учимся решать уравнения», Е.В.Берестова, И.С.Марченко, Москва, «Эксмо», 2012 г.

  • «Тематический контроль знаний учащихся» для 4 класса, «Математика», В.Т.Голубь, ФГОС, Воронеж «М – Книга», 2017 г.

  • «Тренажёр по математике для 2 класса» И.Ф.Яценко, ФГОС, Москва «Вако», 2019 г.

  • «Математический тренажёр. Текстовые задачи» 2 класс, Л.М.Давыдкина, О.А.Мокрушина, ФГОС, Москва «Вако», 2019 г.

  • «Математика в начальной школе. Тестовые проверочные задания» Э.И.Матекина, Ростов-на-Дону «Феникс», 2014 г.

  • «Русский язык. Математика. Схемы, таблицы, правила, определения». Практическое пособие, В.Т.Голубь, ФГОС, Воронеж «Метода», 2015 г.

  • «Графические диктанты» В.Т.Голубь, ФГОС, Воронеж «М-Книга», 2017 г.

  • Счётные палочки.

  • Разрезные схемы

  • Учебные плакаты и игры.











56



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!