СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 9 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 9 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА,

9 класс»

Уровень образования (класс)_основное общее образование9 класс

Количество часов 34 часа,1 час в неделю


Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.





























1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 9 классе.

Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.


Личностные результаты:

патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2);

эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4) ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5);

экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.


Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.



Предметные результаты:

умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений,

овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин

овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

понимание и использование информации, представленной в форме таблицы

Обучающийся научится:

  • решать задачи на нахождение величин по образцам или алгоритмам;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: составление чисел, движение, скорость, время, расстояние, совместная работа, производительность, проценты, смеси, сплавы, концентрация вещества;

  • применять формулы скорости, времени, расстояния при решении задач , когда все данные имеются в условии;

  • применять формулу зависимости объема выполненной работы от производительности и времени её выполнения;

  • применять формулы арифметической и геометрической прогрессии при решении задач;

  • выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать полученные знания для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

  • использовать проценты для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;

  • вычислять концентрацию различных веществ;

  • вычислять простой и сложный процент.



Обучающийся получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления: методом от противного, методом перебора вариантов;

  • приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач различных видов;

  • вычислять проценты, концентрацию веществ;

  • вычислять и уметь находить физические величины: скорость, время, расстояние.



2. Содержание курса

Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика» следующие:

  • лекция,

  • беседа,

  • практикум по решению задач,

  • тренировочные упражнения,

  • зачёт,

  • самостоятельная работа.

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

  • решение занимательных задач;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика.» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

  • Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.

Содержание курса:

1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.

2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.

4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|

9. Нестандартные способы решения текстовых задач (5 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.

3. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие текстовой задачи и их роль  в школьном курсе математики.

1

2.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

2

3.

Решение текстовых задач на составление числа

2

4.

Задачи на движение

7

5.

Задачи на совместную работу.

5

6.

Задачи на проценты

5

7.

Задачи на смеси и сплавы.

5

8.

Задачи на прогрессии.

3

9.

Нестандартные способы решения текстовых задач.

4


Итого

34






Календарно-тематическое планирование



9 класс

занятия

Дата



Тема занятия


Количество

часов


Характеристика деятельности

обучающегося


план

факт



Основные типы текстовых задач

1

Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.



Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.



Решение задач арифметическим способом.

1

Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.



Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.




Решение задач на составление чисел.

1

Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.




Задачи на равномерное движение.

1

Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.




Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.



Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.



Движение по кольцевым дорогам.

1

Решать задачи на движение по окружности.



Движение протяжённых тел.

1

Решать задачи на движение протяженных тел.



Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.



Движение с косвенно выраженной скоростью.

1

Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.



Задачи на работу.

1

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.



Задачи на работу.

1

Решение задач на работу.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.



Задачи на проценты.

1

Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.



Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.



Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.



Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.



Формула сложных процентов.

1

Применение формулы сложных процентов.



Задачи на смеси и сплавы.

1

Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на смеси и сплавы.

1

Решение задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы.



Задачи на прогрессии.

1

Применение формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.



Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.



Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде.



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде.



Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде.

Итого

35







СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения

МБОУ СОШ № 10

от августа 2022 года №1

__________________________




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________А.В.Григорян

«­­­­­­__» августа 2022 г.