РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА,
9 класс»
Уровень образования (класс)_основное общее образование9 класс
Количество часов 34 часа,1 час в неделю
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 9 классе.
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:
патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2);
эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4) ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5);
экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений,
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы
Обучающийся научится:
решать задачи на нахождение величин по образцам или алгоритмам;
оперировать на базовом уровне понятиями: составление чисел, движение, скорость, время, расстояние, совместная работа, производительность, проценты, смеси, сплавы, концентрация вещества;
применять формулы скорости, времени, расстояния при решении задач , когда все данные имеются в условии;
применять формулу зависимости объема выполненной работы от производительности и времени её выполнения;
применять формулы арифметической и геометрической прогрессии при решении задач;
выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать полученные знания для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
использовать проценты для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;
вычислять концентрацию различных веществ;
вычислять простой и сложный процент.
Обучающийся получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении задач различных видов;
вычислять проценты, концентрацию веществ;
вычислять и уметь находить физические величины: скорость, время, расстояние.
2. Содержание курса
Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика» следующие:
лекция,
беседа,
практикум по решению задач,
тренировочные упражнения,
зачёт,
самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
решение занимательных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика.» включает следующие критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
Содержание курса:
1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.
2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.
3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч) Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.
4. Задачи на движение (7 ч.)
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
6. Задачи на проценты (5 ч.)
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
Формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|
9. Нестандартные способы решения текстовых задач (5 ч.)
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики. | 1 |
2. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 2 |
3. | Решение текстовых задач на составление числа | 2 |
4. | Задачи на движение | 7 |
5. | Задачи на совместную работу. | 5 |
6. | Задачи на проценты | 5 |
7. | Задачи на смеси и сплавы. | 5 |
8. | Задачи на прогрессии. | 3 |
9. | Нестандартные способы решения текстовых задач. | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс |
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающегося |
план | факт |
| | | Основные типы текстовых задач | 1 | Познакомится с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. |
| | | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. |
| | | Решение задач арифметическим способом. | 1 | Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. |
| | | Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. |
| | | Решение задач на составление чисел. | 1 | Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа. |
| | | Задачи на равномерное движение. | 1 | Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. |
| | | Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. |
| | | Задачи на движение по реке. | 1 | Решать задачи на движение по воде. |
| | | Движение по кольцевым дорогам. | 1 | Решать задачи на движение по окружности. |
| | | Движение протяжённых тел. | 1 | Решать задачи на движение протяженных тел. |
| | | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 1 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. |
| | | Движение с косвенно выраженной скоростью. | 1 | Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью. |
| | | Задачи на работу. | 1 | Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу. |
| | | Задачи на работу. | 1 | Решение задач на работу. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на планирование. | 1 | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. |
| | | Задачи на проценты. | 1 | Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа. |
| | | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. |
| | | Простой и сложный процентный рост. | 1 | Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. |
| | | Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. |
| | | Формула сложных процентов. | 1 | Применение формулы сложных процентов. |
| | | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на смеси и сплавы. | 1 | Решение задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на разбавление. | 1 | Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы. |
| | | Задачи на прогрессии. | 1 | Применение формулы n-го члена и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. |
| | | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. |
| | | Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные) |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
| | | Нестандартные методы решения задач. | 1 | Решение нестандартных задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. |
Итого | 35 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ № 10 от августа 2022 года №1 __________________________ | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________А.В.Григорян «__» августа 2022 г. |