Программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1 класс
Пояснительная записка.
Курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Содержание кружка представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».
Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…».
Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
учить решению нестандартных творческих задач;
учить моделировать различные математические объекты;
учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и простран-ственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
• осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
• установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
• умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
• умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Формы и режим занятий
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса, имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Занятия проводятся в течении учебного года по 1разу в неделю. Всего занятий – 33.
Методы работы:
упражнения, задачи;
беседа;
игры.
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия.
Перечень учебно-методической литературы.
Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2007.
Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.
Содержание курса «Занимательная математика»
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (7 часов), "Элементы истории математики" (5 часов), "Числа и операции над ними"(7 часов), "Занимательность" (10 часа), "Волшебные фигуры"(2 часа), «Математика и конструирование» (2 часа).
Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.
Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.
Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.
Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Календарно-тематическое планирование программы кружка «Занимательная математика».
№ п/п. | Название разделов и темы занятий. | Дата проведения |
| Раздел 1 "Общие понятия" 7ч. | |
1. | Вводное занятие. Математика-это интересно. | |
2. | Танграм-древняя китайская головоломка. | |
3. | Путешествие точки. | |
4. | Игры с кубиками. | |
5. | Танграм-древняя китайская головоломка. | |
6. | Классификация предметов по различным признакам. Задачи - шутки, задачи - загадки. | |
7. | Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер. | |
| Раздел 2 "Элементы истории математики" 5ч. | |
8. | Что дала математика людям? | |
9. | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады. | |
10. | Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками. | |
11. | Из истории цифр. Игра "Математика почти без вычислений". | |
12. | История вычислительной техники. Первый компьютер. | |
| Раздел 3 " Числа и операции над ними" 7ч. | |
13-14. | Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. | |
15. | Числа и цифры от 6 до 9. Игра "Думай, считай, отгадывай". | |
16. | Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10. | |
17-18. | Счет десятками и единицами. Числа из спичек. Игры со спичками. | |
19. | Сложение и вычитание в пределах 10. Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка". | |
| Раздел 4 " Занимательность" 10ч. | |
20-21. | Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Ребусы. Задачи повышенной сложности. | |
22-24. | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность. | |
25. | Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Задачи на сообразительность. | |
26. | Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды. | |
27. | Клуб веселых математиков (КВМ). | |
28. | Интеллектуальный марафон. | |
29. | Урок - праздник. | |
| Раздел 5 " Волшебные фигуры" 2ч. | |
30. | Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования. | |
31. | Практическая работа. "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур". | |
| Раздел 6 «Математика и конструирование» 2ч. | |
32. | Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. | |
33. | Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. | |
| Всего: | 33 |