СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»»

Программа внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

1 класс

Пояснительная записка.

Курс «Занимательная математика» объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета: математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления органического единства мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность учащихся.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать, решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию.

Содержание кружка представляет собой курс введения в мир элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».

  • Учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

  • Обеспечение преемственности… начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…».


Цель программы состоит как в том, чтобы обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.) и развить умения и навыки в том, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;

  • учить решению нестандартных творческих задач;

  • учить моделировать различные математические объекты;

  • учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;

  • воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;

  • содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.


Ценностными ориентирами содержания программы являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и простран-ственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Предполагаемые результаты реализации программы.


Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

• осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

• установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

• умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

• умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты отражены в содержании программы.


Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»


Формы и режим занятий

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса, имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Занятия проводятся в течении учебного года по 1разу в неделю. Всего занятий – 33.

Методы работы:

  • упражнения, задачи;

  • беседа;

  • игры.

Формы работы:

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия.

Перечень учебно-методической литературы.

  1. Моро М.И., Волкова С.И. «Для тех, кто любит математику: Пособие для учащихся 1 класса». – М.: Просвещение, 2011. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

  2. Волина В.В., « Праздник числа. Занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2007.

  3. Жикалкина Т.К., «Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы», – М.: Просвещение, 2008.

Содержание курса «Занимательная математика»

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия" (7 часов), "Элементы истории математики" (5 часов), "Числа и операции над ними"(7 часов), "Занимательность" (10 часа), "Волшебные фигуры"(2 часа), «Математика и конструирование» (2 часа).

Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам.

Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике.

Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел.

Раздел программы "Волшебные фигуры" направлен на развитие пространственных представлений учащихся.

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые. Прямая линия. Свойство прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

 Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.




















Календарно-тематическое планирование программы кружка «Занимательная математика».

п/п.

Название разделов и темы занятий.

Дата проведения

 

Раздел 1 "Общие понятия" 7ч.


1.

Вводное занятие. Математика-это интересно.


2.

Танграм-древняя китайская головоломка.


3.

Путешествие точки.


4.

Игры с кубиками.


5.

Танграм-древняя китайская головоломка.


6.

Классификация предметов по различным признакам. Задачи - шутки, задачи - загадки.


7.

Шутки, загадки, головоломки. Математически фокусы. Игры, развивающие чувство времени и глазомер.


 

Раздел 2 "Элементы истории математики" 5ч.


8.

Что дала математика людям?


9.

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игра, задачи. Головоломки с домино. Ребусы. Шарады.


10.

Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломки со спичками.


11.

Из истории цифр. Игра "Математика почти без вычислений".


12.

История вычислительной техники. Первый компьютер.


 

Раздел 3 " Числа и операции над ними" 7ч.


13-14.

Числа и цифры от 1 до 5. Магия чисел. Веселые стихи. Считалки. Скороговорки. Загадки. Шарады. Пословицы, крылатые слова. Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности.


15.

Числа и цифры от 6 до 9. Игра "Думай, считай, отгадывай".


16.

Решаем примеры с увлечением. Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.


17-18.

Счет десятками и единицами. Числа из спичек. Игры со спичками.


19.

Сложение и вычитание в пределах 10. Настольные игры "Переставь шашки", "Интересная расстановка".


 

Раздел 4 " Занимательность" 10ч.


20-21.

Математические игры: "Затейные задачи". Затруднительные положения". "Уменье везде найдет примененье". Примеры с "зашифрованным словом". "Магические квадраты". Ребусы. Задачи повышенной сложности.


22-24.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Волшебное число 0. кто придумал 0? Задачи на сообразительность.


25.

Час веселой математики. Игры "Считай - не зевай!", "Великолепный математик". Задачи на сообразительность.


26.

Решение задач на разностное сравнение. Задачи повышенной сложности. Ребусы, кроссворды.


27.

Клуб веселых математиков (КВМ).


28.

Интеллектуальный марафон.


29.

Урок - праздник.


 

Раздел 5 " Волшебные фигуры" 2ч.


30.

Игра "Запутанные маршруты". Решение зада на развитие пространственных представлений. Настольные игры - соревнования.


31.

Практическая работа. "Разные фигуры из одних и тех же частей". Загадки о геометрических фигурах. Из истории "О названиях геометрических фигур".



Раздел 6 «Математика и конструирование» 2ч.


32.

Основные приёмы обработки  бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону и т. д. 


33.

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых.



Всего:

33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!