Программа внеурочных занятий «Занимательный русский язык
4 класс
Планируемые результаты изучения курса
«Занимательный русский язык»
Реализация курса способствует:
осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
формированию эффективной речевой деятельности, ключевых понятий через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне;
созданию активной среды для углубленного изучения предмета.
Регулятивные действия. Ученик научится:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные действия. Ученик научится:
задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
строить понятные для партнера высказывания;
использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные действия. Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать аналогии.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
обобщать, делать несложные выводы;
научиться выполнять исследования;
научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры.
Содержание курса
Орфоэпия.
Расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Фонетика. Графика.
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон»).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, расписанием транспорта, каталогами книг и пр.)
Морфемика
Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов-синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация
Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).
Лексика
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.
Чтение и пунктирование сплошных текстов.
Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).
Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1. | Что такое орфоэпия? | 1 | |
2. | Что такое орфография и звукопись? | 1 | |
3. | Звуки не буквы! | 1 | |
4. | Звучащая строка. | 1 | |
5-6. | Морфемы. Образование сложных слов. | 2 | |
7. | Соединительные гласные в сложных словах. | 1 | |
8. | Подготовка к участию в конкурсе «Я- энциклопедия» | 1 | |
9-10. | Способы образования слов. | 2 | |
11-12. | Ошибкоопасные места. Слова с двумя безударными гласными. | 2 | |
13. | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | |
14-15. | В городе Имён Существительных. | 2 | |
16-17. | В гостях у дядюшки Глагола. | 2 | |
18. | Прилагательное к чему прилагается? | 1 | |
19-20. | Знаешь ли ты части речи? | 2 | |
21-22. | Эмоциональная и интонационная выразительность. | 2 | |
23. | «Казнить нельзя помиловать» | 1 | |
24-25. | Найди «меня» в тексте | 2 | |
26. | Поговорим? Литературная гостиная | 1 | |
27. | Турнир любителей русского языка. | 1 | |
28-29. | К словам разнообразным, одинаковым и разным. | 2 | |
30. | В театре близнецов. | 1 | |
31. | Ударение-молоток. Нормы произношения. | 1 | |
32. | Олимпиада «Грамотей». | 1 | |