СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык", класс-4.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"»

Программа внеурочных занятий «Занимательный русский язык

4 класс


Планируемые результаты изучения курса

«Занимательный русский язык»

Реализация курса спо­собствует:

  • осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мо­тива к изучению разнообразия языковых средств;

  • формированию эффективной речевой деятельности, ключевых понятий через изу­чение русского языка на повышенном (творческом) уровне;

  • созданию активной среды для углубленного изучения предмета.

Регулятивные действия. Ученик научится:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные действия. Ученик научится:

  • задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные действия. Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать аналогии.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • научиться выполнять исследования;

  • научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;

  • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться писать сочинения-миниатюры.














Содержание курса

Орфоэпия.

Расширенное ознакомление с произносительны­ми нормами: акцентологическими, произношением твёр­дых и мягких согласных перед е, произношением звукосо­четаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Фонетика. Графика.

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение пар­ных звонких и глухих согласных.

Из истории создания алфави­та. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначе­ние йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначе­ния гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в сло­вах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», иг­ры в «испорченный телефон»).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличаю­щихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюде­ние над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмов­ка слов (строк).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Зву­ковая запись слов с использованием транскрипции. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отноше­нии.

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использо­вание этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, расписанием транспорта, каталогами книг и пр.)

Морфемика 

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, води­тель), от слов-синонимов.

Исторический корень слова. Этимологические экскур­сы слов (по выбору учащихся).

Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. 

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв­ными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.

Упражнения на выбор рациональных способов, приё­мов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология 

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим зна­чением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — при­лагательные, их действия и состояния — глаголы, их ко­личество — числительные и т.д. Роль и правописание мес­тоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), по­мощников существительного (причастий — признак по действию).

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (призна­ки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения оп­ределённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лек­сики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация 

Словосочетание и предложение (общее, различие). Сис­тематизация сведений о признаках предложения. Предло­жения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в пред­ложении.

Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

Упражнения на «чтение» знаков препинания, достиже­ния нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в пред­ложениях с однородными членами (варианты членов с за­висимыми словами), составление схем как аргумента вы­бора пунктуационного решения).

Лексика

Слово и разнообразие его лексических значений. Мно­гозначность слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образ­ность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса рус­ского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель­но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (инто­нация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов.

Лингвистический эксперимент в точном выборе (угады­вании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон­текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лекси­ки в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле­видения.

Упражнения на использование рифмовок для запоми­нания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по­метами, в «переводе» норм произношения в нормы право­писания.

Чтение и пунктирование сплошных текстов.

Выразительное чтение художественных текстов (ситу­ации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

Инсценирование, составление и разыгрывание диа­логов (соблюдение интонационной окраски согласно рече­вой задаче).

Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоя­тельное составление и запись соблюдением орфографиче­ских и пунктуационных норм).











Тематическое планирование


№п/п


Тема занятия



Количество часов


Примечание

1.

Что такое орфоэпия?

1


2.

Что такое орфография и звукопись?

1


3.

Звуки не буквы!

1


4.

Звучащая строка.

1


5-6.

Морфемы. Образование сложных слов.

2


7.

Соединительные гласные в сложных словах.

1


8.

Подготовка к участию в конкурсе «Я- энциклопедия»

1


9-10.

Способы образования слов.

2


11-12.

Ошибкоопасные места. Слова с двумя безударными гласными.

2


13.

К несметным сокровищам Страны Слов.

1


14-15.

В городе Имён Существительных.

2


16-17.

В гостях у дядюшки Глагола.

2


18.

Прилагательное к чему прилагается?

1


19-20.

Знаешь ли ты части речи?

2


21-22.

Эмоциональная и интонационная выразительность.

2


23.

«Казнить нельзя помиловать»

1


24-25.

Найди «меня» в тексте

2


26.

Поговорим? Литературная гостиная

1


27.

Турнир любителей русского языка.

1


28-29.

К словам разно­образным, одинако­вым и разным.

2


30.

В театре близнецов.

1


31.

Ударение-молоток. Нормы произношения.

1


32.

Олимпиада «Грамотей».

1