Пояснительная записка
Программа «Занимательный английский» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников обучающихся 1 классов.
В основу разработки программы положены следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
- Сан Пин.2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях.
Локальными актами образовательного учреждения:
- Устав образовательного учреждения.
- Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6»;
- Положения об организации внеурочной деятельностиМБОУ «Основная школа № 6»;
- Приказ № 71§ 28 об утверждении программ внеурочной деятельности МБОУ «Основная школа № 6»;
- Учебный план по внеурочной деятельности МБОУ «Основная школа № 6».
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цели программы «Занимательный английский»:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Воспитательные:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой .
Развивающие:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Особенности возрастной группы детей
Младший школьный возраст (6-7 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что этот возраст является уникальным для овладения иностранным языком. У детей младшего школьного возраста ярко выражены природная любознательность и потребность в познании нового, быстрое запоминание языковой информации и способность систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, отсутствие языкового барьера и ряд других особенностей.
Кроме того, доказано благоприятное воздействие иностранного языка на развитие личности ребенка. В процессе овладения обучающимися новым средством общения у них формируется правильное представление о языке как общественном явлении, развиваются интеллектуальные и языковые способности, воспитывается уважительное отношение к проявлениям иной культуры, расширяется представление об окружающем их мире. Проблема раннего обучения заключается в том, чтобы не упустить момент периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте, так как после девяти лет у ребенка утрачивается гибкость речевого механизма.
Дети 6-7 летнего возраста с большим интересом и желанием приступают к изучению иностранного языка, хотят научиться говорить, читать, понимать английский язык. Они проявляют активность на занятиях, однако не способны долго фиксировать свое внимание на каком - либо одном виде деятельности, подвижны и неусидчивы. Поэтому приходится часто менять виды работы на занятиях, перемежая их динамическими паузами, физкультурными минутками, играми с элементами движения. Но при этом каждый элемент занятия вписан в общий замысел и необходим для решения общей задачи.
Обучение детей данного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко модулируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. У детей 6-7 лет преимущественно развито образное мышление, поэтому на занятиях используются различные виды наглядности, которая мобилизует разные виды памяти.
Формы и режим занятий.
Внеурочная деятельность по английскому языку основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Сроки реализации образовательной программы, режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, реализуется за 1 год.
Количество обучающихся в группе - 20 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов).
Планируемые результаты.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Личностные результаты. Занятия то внеурочной деятельности помогают учащимся осознать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, в частности на занятиях по внеурочной деятельности, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. Этот факт тесно связан с первым уровнем результатов внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности учащиеся имеют возможность поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. Этот момент связан со вторым уровнем результатов внеурочной деятельности. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. Эта позиция тесно связана с третьим уровнем результатов внеурочной деятельности.
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты. На занятиях по внеурочной деятельности ученики осуществляют поиск информации, обобщают или выделяют главное. При этом деятельность эта происходит не в рамках урока, а в отличном от него виде, что вызывает больший интерес у детей. Школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. На занятиях по внеурочной деятельности они расслабляются, так как нет бальной оценки их деятельности, что позволяем им более свободно выражать свои мысли и общаться.
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений.
На занятиях по внеурочной деятельности ожидается достижение следующих предметных результатов:
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах.
- освоить основные различия систем родного и иностранного языка.
- распознавать и употреблять основные формы речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка.
- уметь употреблять фоновую лексику стран изучаемого языка, распространенных образцов фольклора.
- представить себе особенности образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка.
- овладеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке.
- развивать чувство прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыки, литературе.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
• добровольность участия и желание проявить себя,
• сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
• сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
• занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
• эстетичность всех проводимых мероприятий;
• четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
• наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
• широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
• гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
• привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им нескольких работ.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности.
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Подведение итогов проводится по итогам раздела в игровой форме (конкурсы, сценические постановки сказок, театрализованные представления, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, инсценировка стихотворений), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Содержание программы «Занимательный английский для 1 класса»
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Вводное занятие | 1 | Высказать предположения о предстоящем курсе, скорректировать ожидания, договориться о правилах работы на занятиях Участвовать в беседе и в игре: Что мы знаем о своей стране. Познакомить с основными сведениями о Соединенном Королевстве и Английском языке Отметить время начала и окончания занятий. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками, навыками самоорганизации (РУУД) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Уметь планировать свое время (ПУУД) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (КУУД) |
2 | Английский алфавит. | 26 | Сравнение русского и английского алфавита. Знакомство со звуко-буквенным составом английского языка. Отработка произношения английских звуков. Правила чтения закрытого слога | Планировать цели и пути самоизменения, саморазвития (РУУД) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД) При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД) |
3 | Семья | 4 | Познакомиться с лексикой по теме. Отработать по речевым образцам предложения : У меня есть… Вести диалог о своей семье. | Планировать цели и пути самоизменения, саморазвития (РУУД) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД) При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД) |
4 | Животные | 4 | Познакомиться с лексикой «Животные» Научиться составлять предложения This is a … It is … Описывать животных, используя прилагательные большой маленький, опасный, быстрый, медленный. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.Осознавать свои трудности и стремиться их преодолевать. Овладеть способами самооценки выполнения действия. (РУУД) Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД) Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (КУУД) |
5 | Домашние питомцы | 4 | Познакомиться с лексикой «Домашние животные» Научиться составлять предложения It can, It can’t Составлять диалоги-расспросы о домашних питомцах. Составить небольшое высказывание о совеем домашнем животном. | Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из мультфильма (РУУД) Учиться работать в парах (КУУД) |
6 | Продукты | 8 | Познакомиться с лексикой по теме продукты, научиться говорить о своих предпочтениях, используя конструкции I like, I don’t like | Учиться делать осознанный выбор в речевых ситуациях (РУУД) Учиться самостоятельно решать проблемы общения (КУУД) |
7 | Мир вокруг нас | 4 | Познакомиться с лексикой погода, времена года, месяцы. Научиться описывать погоду в разные сезоны. | Научить анализировать свои чувства и чувства других людей. Учить сочувствовать. (КУУД) |
8 | Счет до 10 | 4 | Научиться считать по-английски до 10 и познакомиться с написанием слов, означающих цифры от 1 до 10 | Дать представление о способах изменения настроения. Прививать навыки регуляции эмоционального состояния. (РУУД) Развитие познавательного интереса к свое6му здоровью. |
9 | Цвета. Описание предметов | 4 | Изучить правильное произнесение основных цветов. Составлять словосочетания, описывающие цвет предмета. | Проявление полученных знаний и умений в построении взаимоотношений и общении на практике. (КУУД) |
10 | Школа | 8 | Познакомиться с лексикой школьные принадлежности. Работать с конструкцией I’ve got, I haven’t got | Учить оценивать свои поступки. Сформировать представление о хороших и плохих поступках. Развивать умение прогнозировать свои поступки. (ПУУД) |
11 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование. Контроль и проверка знаний. Контроль монологической и диалогической речи. | Научить, как применять свои знания в жизни. |
3. Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Дата | Наименование тем | Количество часов |
план | факт | теоретические | практические |
1 | 04.09 | | Вводное занятие | 1 | |
2 | 6.09,11.09,13.09,18.09,20.09,25.09,27.09 2.10,4.10,9.10,11.10,16.10,18.10,23.10,25.10, 6.11,8.11,13.11,15.11,20.11,22.11,27.11,29.11 4.12,6.12 | | Английский алфавит. | 13 | 13 |
3 | 11.12,13.12,18.12,20.12, | | Семья | 2 | 2 |
4 | 25.12,27.12,10.01,15.01 | | Животные | 2 | 2 |
5 | 17.01,22.01,24.01,29.01 | | Домашние питомцы | 2 | 2 |
6 | 31.01,5.02,7.02,19.02,21.02,26.02,28.02,5.03 | | Продукты | 4 | 4 |
7 | 7.03,12.03,14.03,19.03 | | Мир вокруг нас | 2 | 2 |
8 | 2.04,4.04,9.04,11.04 | | Счет до 10 | 2 | 2 |
9 | 16.04,18.04,23.04,25.04 | | Цвета. Описание предметов | 2 | 2 |
10 | 30.04,2.05,7.05,9.05,14.05,16.05,21.05,23.05 | | Школа | 4 | 4 |
11 | 28.05 | | Итоговое занятие | | 1 |
3