Программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
4в класс
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе: Основной образовательной программы начального общего образования..
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» состоит из следующих разделов:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
тематическое планирование.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
Обучающийся научится:
осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
выражать собственное мнение и обосновывать его;
владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
пользоваться специальной, и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Формы организации занятий:
Виды деятельности:
Тематическое планирование (34 часа-1 час в неделю)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Царство слов | 10 |
2. | Новые слова | 8 |
3. | В королевстве ошибок | 16 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование «Занимательный русский язык»
№ п/п | Тема | Количество часов | Деятельность обучающихся | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Сказочное царство слов. | 1 | Рассказывают произведения устного народного творчества; Выделяют особенности народной речи; Называют пословицы и поговорки о языке | | |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | Составляют тематический словарь; Работают с рассказом | | |
4-5 | Чудесные превращения слов. | 2 | Превращают слова. Находят «сбежавшие» из слов буквы. | | |
6-7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | Подбирают родственные слова с заданным корнем. Вспоминают отличительные признаки слов родственников | | |
8-9 | Добрые слова. | 2 | Рассказывают о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Составляют правила вежливого поведения | | |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Находят слова -историзмы; слова-архаизмы данные слова в текстах; Рассказывают о устаревших словах | | |
11-12 | Новые слова в русском языке. | 2 | Объясняют , откуда берутся новые слова; Находят данные слова в текстах | | |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | Понимают , откуда берутся заимствованные слова; Определяют признаки данных слов | | |
14-15 | Синонимы в русском языке. | 2 | Понимают значение слов-синонимов: находят синонимы в тексте | | |
16 | Слова- антонимы. | 1 | Находят данные слова в текстах, подбирают антонимы | | |
17 | Слова- омонимы. | 1 | Находят признаки данных слов; находят данные слова в текстах; правила подбора омонимов | | |
18 | Крылатые слова. | 1 | Наблюдают над значением «крылатых выражений»; Подбирают «крылатые выражения» в названиях текста | | |
19-20 | В королевстве ошибок. | 2 | Рассуждают, как искать и исправлять ошибки; как правильно произносить слова | | |
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | Сочиняют стихи-загадки по заданной рифме; сочиняют сказки | | |
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | Понимают смысл понятия «красноречие»; как создавать свои речи | | |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | Используют в игре свои знания | | |
26-27 | Трудные слова. | 2 | Рассказывают, где и как можно найти значение трудных слов; как распознать «опасные» места в словах; | | |
28-29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | Знакомятся с историей изобретения анаграмм и метаграмм; понимают смысл этих понятий; Работают с данными заданиями | | |
30-31 | Шарады и логогрифы. | 2 | Знакомятся с происхождением данных понятий; понимают смысл этих понятий; составляют и разгадывают шарады и логогрифы | | |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | Знакомятся с историей происхождения имён; рисуют своё имя | | |
33 | Занимательное словообразование. | 1 | Объясняют, как образовывать новые слова; разгадывают шарады | | |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | Используют в игре свои знания | | |