
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Введение в шахматы» 1 год обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Здоровый образ жизни»
1А класс
спортивно-оздоровительное направление
УМК
«Здоровый образ жизни»
2018-2019 учебный год
Составитель:
Шитикова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
г. Нижневартовск
.
2017-2018 учебный год
Составитель:
Колесникова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………...3
Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………………..5
Тематической планирование ………………………………………………………..7
Приложения: …………………………………………………………………………
Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» разработана на основе авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.Л. «Школа докторов Природы» или «135 уроков здоровья», в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительной направленности, рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 1 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
Для 1-4 классов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.
Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»:
создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»:
формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта в семье.
На изучение курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы являются следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).
3. Коммуникативные УУД.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких самостоятельных разделов:
Раздел «Разговор о правильном питании» (9 часов)
Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. Пора ужинать. «Здоровое питание — отличное настроение». На вкус и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Всякому овощу - своё время. День рождения Зелибобы. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Давайте познакомимся. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Рациональное питание - составная часть здорового образа жизни.
Защита проектов: «Путешествие в страну вкусной и здоровой пищи», «Кулинарный поединок».
Раздел «Питание и зубы» (2 часа)
Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Зубы и уход за ними. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Берегите зубы! Мы и наши зубы. Зубы хотят есть.
Защита проектов: «Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми».
Раздел «Умывание и купание» (3 часа)
Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья - Вода и Мыло. Мыло и мыльные пузыри. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Откуда берутся грязнули. Игра - путешествие в город Чистоты и Порядка. День воды (экологическая игра). Занятия по гигиеническим навыкам.
Раздел «Твой режим дня» (3 часа)
Твой новый режим дня. Распорядок дня. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Режиму дня - мы друзья.
Практическое занятие: Разработка режима дня по минутам.
Раздел «Забота о глазах» (2 часа)
Глаз - главный помощник человека. Делу время - телевизору час. Особенности зрения (ролевая игра). Глаза. Кто как видит. Зрительная гимнастика. Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? Глаза - зеркало души. Глаз. Дефекты зрения.
Раздел «Сон - лучшее лекарство» (1/2 часа)
Как сделать сон полезным. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты. Утреннее пробуждение. Настроение в школе. Сон в нашей жизни. Как настроение? Сон - потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон. Гигиена сна.
Раздел «Про тебя самого» (4 часа)
Осанка - стройная спина. Зарядка дарит бодрость. Мышцы, кости и суставы. Как уберечься от переломов и растяжений. Забота о коже. Если кожа повреждена. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Знаешь ли ты себя? Темперамент. Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Удивительные превращения. Человек родился. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся. Осанка. Осанка? Осанка! Зарядка дарит бодрость. 10 минут для здоровья. Знаешь ли ты себя? Мозг - главный командный пункт нашего организма. Вы думаете, что у человека только 2 уха? Осанка - это очень важно! Мой рост, вес, осанка. Значение правильной осанки. Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? Утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости. Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Секрет долголетия.
Раздел «Активный отдых» (9 часов)
«Мама, папа, я - спортивная семья». Мы идём гулять. Сменная обувь - зачем она? Как стать здоровыми и сильными. Прогулка. Одевайся по погоде. Наш дом моделей. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Защита проектов: «Здоровым быть модно!» Спортивные эстафеты и праздники: «Да здравствует страна Спортландия!».
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Разговор о правильном питании | 9 |
2 | Питание и зубы | 2 |
3 | Умывание и купание | 3 |
4 | Твой режим дня | 3 |
5 | Забота о глазах | 2 |
6 | Сон - лучшее лекарство | 1 |
7 | Про тебя самого | 4 |
8 | Активный отдых | 9 |
Итого | 33 |
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» включает следующие критерии:
участие в школьных, спортивных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских спортивных мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс)
№ | Дата | Тема занятия | Кол -во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
план | факт |
1 четверть (8 часов) |
Разговор о правильном питании |
1 | 03.09.18 | | Если хочешь быть здоров. | 1 | Формировать установку на ценность жизни как высшей ценности; понимание и восприятие себя, своей жизни как величайшего чуда, которое у каждого человека индивидуально. Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Развивать интерес к самопознанию. |
2 | 10.09.18 | | Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. | 1 | Показать роль пищи в жизни человека. Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков |
3 | 17.09.18 | | Как правильно есть. | 1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи. |
4 | 24.09.18 | | Удивительные превращения пирожка. | 1 | Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья |
5 | 01.10.18 | | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. | 1 | Как правильно составить свой рацион питания. Индивидуальное составление рациона питания. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. |
6 | 08.10.18 | | Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. | 1 | Сформировать у детей представление о зависимости питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья. |
7 | 15.10.18 | | Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. | 1 | Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья |
8 | 22.10.18 | | Пора ужинать. | 1 | Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для питания по режиму. |
|
9 | 29.10.18 | | Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение». | 1 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи. |
2 четверть (9 часов Питание и зубы |
10 | 12.11.18 | | Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? | 1 | Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта. |
11 | 19.11.18 | | Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. | 1 | Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта. |
Забота о глазах |
12 | 26.11.18 | | Дружи с водой. Советы доктора Воды. | 1 | Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде. |
13 | 03.12.18 | | Друзья - Вода и Мыло. | 1 | Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде. |
14 | 10.12.18 | | «Маскарад вредных привычек». | 1 | Сформировать представления о вредных привычках; классификация вредных привычек; умение ставить проблемы; умение анализировать поступки. |
Умывание и купание |
15 | 17.12.18 | | Глаз - главный помощник человека. | 1 | Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения. |
16 | 24.12.18 | | Делу время - телевизору час. | 1 | Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения. |
3 четверть (9 часов) |
Про тебя самого |
17 | 14.01.19 | | Осанка - стройная спина. | 1 | Умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей двигательной активности. Показать, как важна для человека красивая осанка. |
18 | 21.01.19 | | Зарядка дарит бодрость. | 1 | Разучивание физминуток; Решать проблему развития гиподинамии у детей. Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. |
19 | 28.01.19 | | Мышцы, кости и суставы. | 1 | Раскрыть функции скелета. Сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику. Раскрыть возможности скелета. Раскрыть возможности человека. Объяснить необходимость совершенствовать себя. |
20 | 04.02.19 | | Как уберечься от переломов и растяжений. | 1 | Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. Уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, ожогах и др. травмах. |
Твой режим дня |
21 22 | 18.02.19 25.02.19 | | Твой новый режим дня. | 1 | Умение правильно себя вести при организации игровой деятельности. Познакомить учащихся с режимом дня школьника; закрепление навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию. |
23 | 04.03.19 | | Разработка режима дня по минутам. | 1 | Познакомить учащихся с режимом дня школьника; Формировать навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию. |
Сон - лучшее лекарство |
24 | 11.03.19 | | Как сделать сон полезным. | 1 | Умение искать и находить компромиссы при взаимодействии с близкими; умение вести наблюдение и анализ собственных действий; выделение существенной информации из разных источников; соблюдать режим дня. |
Активный отдых |
25 | 18.03.19 | | Спортивная эстафеты: «Да здравствует страна Спортландия!» | 1 | Показать значение семьи в жизни человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи. |
26 | 25.03.19 | | Мы идём гулять. Прогулка. | 1 | Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов; умение систематизировать информацию; умение положительно удовлетворять потребности общения; умение фиксировать результаты наблюдений. |
4 четверть (7 часов) |
27 | 08.04.19 | | Сменная обувь - зачем она? | 1 | Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте. |
28 | 15.04.19 | | Одевайся по погоде. Наш дом моделей. | 1 | Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте. |
29 | 22.04.19 | | Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья | 1 | Умение осуществлять индивидуальную здоровьесберегающую траекторию с учётом общих требований и норм; знание основных правил закаливания собственного организма; умение получать и использовать различные виды информации. Умение выполнять правила поведения у водоёмов; способность контролировать собственную деятельность и поступки. |
30 | 29.04.19 | | Защита проектов: «Здоровым быть модно!» | 1 | Умение составить связный рассказ о собственных действиях и дать им оценку; умение дать оценку действиям своих ровесников; умение сообщить необходимую информацию на заданную тему; умение делать сообщения. |
31 | 06.05.19 | | Народные игры. Подвижные игры. | 1 | Знание основных правил наиболее часто применяемых народных подвижных игр; умение вести себя в групповой деятельности. Умение выслушать инструктаж и придерживаться плана деятельности; умение дать оценку деятельности ровесников; умение жить по правилам; умение выделять отличительные признаки хорошего и плохого поведения; умение сравнивать и анализировать. |
32 | 13.05.19 | | Как стать здоровыми и сильными | 1 | Умение активизировать и отбирать необходимую информацию о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни |
33 | 20.05.19 | | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого | 33 | |
Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.Л. «Школа докторов Природы» или «135 уроков здоровья» М., ВАКО 2007г.
2..Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
5.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
6.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
7.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
17. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
18. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
19. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
21. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
22. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
23. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Информационно-коммуникационные средства |
Персональный компьютер Мультимедийный проектор Доска магнитно-маркерная антибликовым покрытием | Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/ |
28