СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни" для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни" для 1 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Введение в шахматы» 1 год обучения







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Здоровый образ жизни»

1А класс



спортивно-оздоровительное направление































УМК

«Здоровый образ жизни»

2018-2019 учебный год









Составитель:


Шитикова Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов





г. Нижневартовск








г. Нижневартовск








.









2017-2018 учебный год


Составитель:


Колесникова Елена Владимировна,

учитель начальных классов





















































Содержание



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………...3

  2. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………………..5

  3. Тематической планирование ………………………………………………………..7

Приложения: …………………………………………………………………………

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» разработана на основе авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.Л. «Школа докторов Природы» или «135 уроков здоровья», в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительной направленности, рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 1 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.

Для 1-4 классов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15)

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  5. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2017-2018 уч. год.

  6. Годовой календарный учебный график на 2017-2018 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Цель программы курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»:

  • создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;

  • формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;

  • использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»:

  • формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;

  • воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта в семье.

На изучение курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы являются следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

 3. Коммуникативные УУД.

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Курс внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких самостоятельных разделов:

  • Разговор о правильном питании;

  • Питание и зубы;

  • Умывание и купание;

  • Твой режим дня;

  • Забота о глазах;

  • Сон - лучшее лекарство;

  • Про тебя самого;

  • Активный отдых.


Раздел «Разговор о правильном питании» (9 часов)

Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. Пора ужинать. «Здоровое питание — отличное настроение». На вкус и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Всякому овощу - своё время. День рождения Зелибобы. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Давайте познакомимся. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Рациональное питание - составная часть здорового образа жизни.

Защита проектов: «Путешествие в страну вкусной и здоровой пищи», «Кулинарный поединок».


Раздел «Питание и зубы» (2 часа)

Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Зубы и уход за ними. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Берегите зубы! Мы и наши зубы. Зубы хотят есть.

Защита проектов: «Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми».


Раздел «Умывание и купание» (3 часа)

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья - Вода и Мыло. Мыло и мыльные пузыри. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Откуда берутся грязнули. Игра - путешествие в город Чистоты и Порядка. День воды (экологическая игра). Занятия по гигиеническим навыкам.


Раздел «Твой режим дня» (3 часа)

Твой новый режим дня. Распорядок дня. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Режиму дня - мы друзья.

Практическое занятие: Разработка режима дня по минутам.


Раздел «Забота о глазах» (2 часа)

Глаз - главный помощник человека. Делу время - телевизору час. Особенности зрения (ролевая игра). Глаза. Кто как видит. Зрительная гимнастика. Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? Глаза - зеркало души. Глаз. Дефекты зрения.

Раздел «Сон - лучшее лекарство» (1/2 часа)

Как сделать сон полезным. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты. Утреннее пробуждение. Настроение в школе. Сон в нашей жизни. Как настроение? Сон - потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон. Гигиена сна.


Раздел «Про тебя самого» (4 часа)

Осанка - стройная спина. Зарядка дарит бодрость. Мышцы, кости и суставы. Как уберечься от переломов и растяжений. Забота о коже. Если кожа повреждена. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Знаешь ли ты себя? Темперамент. Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Удивительные превращения. Человек родился. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся. Осанка. Осанка? Осанка! Зарядка дарит бодрость. 10 минут для здоровья. Знаешь ли ты себя? Мозг - главный командный пункт нашего организма. Вы думаете, что у человека только 2 уха? Осанка - это очень важно! Мой рост, вес, осанка. Значение правильной осанки. Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? Утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости. Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Секрет долголетия.



Раздел «Активный отдых» (9 часов)


«Мама, папа, я - спортивная семья». Мы идём гулять. Сменная обувь - зачем она? Как стать здоровыми и сильными. Прогулка. Одевайся по погоде. Наш дом моделей. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Защита проектов: «Здоровым быть модно!» Спортивные эстафеты и праздники: «Да здравствует страна Спортландия!».



Учебно-тематический план


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Разговор о правильном питании

9

2

Питание и зубы

2

3

Умывание и купание

3

4

Твой режим дня

3

5

Забота о глазах

2

6

Сон - лучшее лекарство

1

7

Про тебя самого

4

8

Активный отдых

9

Итого

33


Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, спортивных мероприятиях;

  • участие в городских, региональных, российских спортивных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс)

Дата


Тема занятия

Кол -во

часов

Характеристика

деятельности обучающегося


план

факт

1 четверть (8 часов)

Разговор о правильном питании

1

03.09.18


Если хочешь быть здоров.

1

Формировать установку на ценность жизни как высшей ценности; понимание и восприятие себя, своей жизни как величайшего чуда, которое у каждого человека индивидуально. Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Развивать интерес к самопознанию.

2

10.09.18


Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу.

1

Показать роль пищи в жизни человека. Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков

3

17.09.18


Как правильно есть.

1

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

4

24.09.18


Удивительные превращения пирожка.

1

Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

5

01.10.18


Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

1

Как правильно составить свой рацион питания. Индивидуальное составление рациона питания. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка.

6

08.10.18


Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб.

1

Сформировать у детей представление о зависимости питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представление детей о роли питания и физической активности для здоровья.

7

15.10.18


Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт.

1

Дать представление об основных группах питательных веществ и их функциях в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья

8

22.10.18


Пора ужинать.

1

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для питания по режиму.


9

29.10.18


Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение».

1

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи.

2 четверть (9 часов

Питание и зубы

10

12.11.18


Зубы в жизни человека. Почему болят зубы?

1

Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта.

11

19.11.18


Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили.

1

Владение навыками работы с различными источниками информации о правильном уходе за зубами и полостью рта.

Забота о глазах

12

26.11.18


Дружи с водой. Советы доктора Воды.

1

Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде.

13

03.12.18


Друзья - Вода и Мыло.

1

Знание основных правил гигиены по уходу за собой; знание и применение правил поведения в экстремальных и травмоопасных ситуациях на воде.

14

10.12.18


«Маскарад вредных привычек».

1

Сформировать представления о вредных привычках; классификация вредных привычек; умение ставить проблемы; умение анализировать поступки.

Умывание и купание

15

17.12.18


Глаз - главный помощник человека.

1

Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения.

16

24.12.18


Делу время - телевизору час.

1

Умение отыскивать причины явлений; умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам повседневной жизни; умение формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к сохранению собственного зрения.

3 четверть (9 часов)

Про тебя самого

17

14.01.19


Осанка - стройная спина.

1

Умение осуществлять планирование, рефлексию, самооценку своей двигательной активности. Показать, как важна для человека красивая осанка.

18

21.01.19


Зарядка дарит бодрость.

1

Разучивание физминуток;

Решать проблему развития гиподинамии у детей. Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

19

28.01.19


Мышцы, кости и суставы.

1

Раскрыть функции скелета. Сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику. Раскрыть возможности скелета. Раскрыть возможности человека. Объяснить необходимость совершенствовать себя.

20

04.02.19


Как уберечься от переломов и растяжений.

1

Знать, как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр. Уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, переохлаждении, ожогах и др. травмах.

Твой режим дня

21


22


18.02.19


25.02.19




Твой новый режим дня.

1

Умение правильно себя вести при организации игровой деятельности. Познакомить учащихся с режимом дня школьника; закрепление навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию.

23

04.03.19


Разработка режима дня по минутам.

1

Познакомить учащихся с режимом дня школьника; Формировать навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию.

Сон - лучшее лекарство

24

11.03.19


Как сделать сон полезным.

1

Умение искать и находить компромиссы при взаимодействии с близкими; умение вести наблюдение и анализ собственных действий; выделение существенной информации из разных источников; соблюдать режим дня.

Активный отдых

25

18.03.19


Спортивная эстафеты:

«Да здравствует страна Спортландия!»

1

Показать значение семьи в жизни человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи.

26

25.03.19


Мы идём гулять. Прогулка.

1

Умение вести наблюдения за действиями своих ровесников и школьников разных возрастов; умение систематизировать информацию; умение положительно удовлетворять потребности общения; умение фиксировать результаты наблюдений.

4 четверть (7 часов)

27

08.04.19


Сменная обувь - зачем она?

1

Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте.

28

15.04.19


Одевайся по погоде. Наш дом моделей.

1

Уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви. Иметь осознанную потребность содержать свою одежду в чистоте.

29

22.04.19


Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

1

Умение осуществлять индивидуальную здоровьесберегающую траекторию с учётом общих требований и норм; знание основных правил закаливания собственного организма; умение получать и использовать различные виды информации. Умение выполнять правила поведения у водоёмов; способность контролировать собственную деятельность и поступки.

30

29.04.19


Защита проектов: «Здоровым быть модно!»

1

Умение составить связный рассказ о собственных действиях и дать им оценку; умение дать оценку действиям своих ровесников; умение сообщить необходимую информацию на заданную тему; умение делать сообщения.

31

06.05.19


Народные игры.

Подвижные игры.

1

Знание основных правил наиболее часто применяемых народных подвижных игр; умение вести себя в групповой деятельности. Умение выслушать инструктаж и придерживаться плана деятельности; умение дать оценку деятельности ровесников; умение жить по правилам; умение выделять отличительные признаки хорошего и плохого поведения; умение сравнивать и анализировать.

32

13.05.19


Как стать здоровыми и сильными

1

Умение активизировать и отбирать необходимую информацию о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни


33

20.05.19


Итоговое занятие.

1


Итого

33

























Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности



1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.Л. «Школа докторов Природы» или «135 уроков здоровья» М., ВАКО 2007г.

2..Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

5.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

7.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

9. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

17. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

18. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

19. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

21. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

22. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

23. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.


Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Информационно-коммуникационные  средства

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Доска магнитно-маркерная антибликовым покрытием

Цифровые образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/




28